Дизартрия — это расстройство речи. Возникает вследствие поражения отделов головного мозга, которые отвечают за связи с артикуляционным аппаратом. Одна из самых распространенных и простых форм — стертая дизартрия. Ее диагностируют по достижению ребенком 5-тилетнего возраста. Речь малыша невнятна, он искажает или заменяет звуки, у него плохая дикция — таковы признаки этого заболевания.
В статье мы расскажем о коррекционной работе при дизартрии, особенностях постановки звуков, комплексном лечении и профилактике заболевания.
Принципы коррекции речи при дизартрии
Логопеды используют несколько принципов при коррекционной работе с детьми. Вот они:
- Индивидуальный подход. Специалист оценивает компенсаторные возможности маленького пациента — какие артикуляционные движения сохранились, какие звуки и слоги малыш произносит правильно;
- От простого — к сложному. Коррекцию всегда начинают с тех звуков, которые ребенок произносит лучше всего. Такая последовательность постановки звуков при дизартрии позволяет добиться лучших результатов.
- Продолжительная отработка каждого звука. Коррекция речи у детей с дизартрией требует намного больше времени, чем другие логопедические проблемы.
Коррекционная работа включает в себя такие этапы: постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков. Но самая первая задача логопеда — научить малыша различать их на слух.
Нормализация и развитие голоса при дизартрии
Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.
Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.
Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».
Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.
Особое внимание обращается на следующие условия:
- активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
- вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
- все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.
Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией
Детям можно предлагать следующие упражнения:
«Ладошки».
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
«Погончики».
Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.
«Насос».
Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.
«Обними плечи».
Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.
Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.
- исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
- исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
- исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
- движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
- надувание щек;
- доставание кончиком языка мягкого нёба;
- поднятие мягкого нёба при зевке.
Голосовые упражнения
Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:
1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…
2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.
ма-мо на-но
ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.
3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.
4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.
Этапы коррекции нарушения звукопроизношения
Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.
Первый: специалист готовит артикуляционную базу для постановки и произношения небных, сонорных, шипящих и свистящих звуков. Когда малыш овладеет некоторыми из них, логопед переходит к их отработке. Он задействует кинестетический, слуховой и зрительный контроль. Вот пример инструкций логопеда маленькому пациенту: «Смотри в зеркало и повторяй за мной», «Смотри в зеркало и сделай упражнение», «Посмотри на себя в зеркало, вытяни губы трубочкой». Такая особенность постановки звуков дает хорошие результаты.
Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.
Второй: логопед определяет последовательность коррекции. Он оценивает, какой артикуляционный уклад у пациента «созрел». У многих детей с двигательными и речевыми нарушениями лучше идет постановка более сложных звуков, например шипящие. А вот более легкими свистящими звуками, с которых рекомендуют начинать коррекцию, пациент может овладеть позже.
Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.
Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.
Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.
Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.
Шестой: формирование коммуникативных навыков. Еще один сложный этап. Нередко дети в кабинете логопеда общаются, а вот при других людях и за пределами кабинета приобретенные речевые навыки теряются, ребенок начинает говорить «по старинке». Чтобы выработались коммуникативные навыки, необходима кропотливая работа логопеда, но без желания самого малыша тоже не добиться успехов.
Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.
Консультация «Методы коррекции дизартрии в современной теории и практике логопедии»
Алеся Самохина
Консультация «Методы коррекции дизартрии в современной теории и практике логопедии»
Логопедическая работа с детьми страдающими дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных качеств.
Положительные результаты логопедическойработы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.
В процессе систематических и, в большинстве случаев, длительных занятий осуществляется поэтапная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодолению монотонности и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия.
Вопросы методики логопедической работы с детьми страдающими дизартрией разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др. рассмотрим наиболее употребляемую систему коррекционной работы Е. М. Мастюковой и современные методы, предложенные Л. В. Лопатиной.
Е. М. Мастюкова определяет тесную взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта; определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляется тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:
— зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка;
— развитие речевой коммуникации — формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникаций, школьной и социальной адаптации ребенка;
— развитие мотивации — стремление к преодолению имеющихся нарушении, развитие самосознания, уверенности в своих силах;
— развитие дифференцированного слухового внимания и звукового анализа;
— усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений;
— поэтапность — начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранна. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза;
— при тяжелых нарушениях, когда речь полностью непонятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. Если речь ребенка относительно понятна, и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых»
слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях;
— у детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Первый этап — подготовительный,основные его задачи:
— подготовка артикуляционного аппарата и формирование артикуляционных укладов;
— воспитание потребности в речевом общении;
— развитие и уточнение пассивного словаря;
— развитие сенсорных функций, особенно фонематического восприятия и воспроизведения ритма.
Методы и прием работы на этом этапе дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа.
Коррекционнаяработа на этом этапе проводится по следующим направлениям:
1. Нормализация иннервации артикуляционного аппарата.
2. Борьба с саливацией.
3. Выработка контроля за положением рта.
4. Развитие артикуляционных движений, голоса.
5. Коррекция речевого дыхания.
6. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Нормализация иннервации артикуляционного аппарата проводится с помощью массажа. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц лица. Расслабляющий массаж проводится дозировано.
Выработка контроля за положением рта.
Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений.
Первый этап работы — упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка.
На втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы.
На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции.
Артикуляционная гимнастика.
На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, с использованием общего комплекса и специфических упражнений.
Развитие голоса.
Для развития и коррекции голоса у детей-дизартриков используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого неба, челюстей.
Коррекция речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Цель — увеличение объема дыхания и нормализация его ритма. Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветриваемом помещении. Ребенка учат дышать при закрытом рте, проводятся упражнения по тренировке носового выдоха.
Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа, расширение и обогащение речевого опыта ребенка, а также преобладание специальных логовых упражнений над чисто артикуляционными.
Коррекция звукопроизношения.
Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. Перед вызыванием и постановкой звука важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи.
Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенным является метод так называемой фонематической локализации. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический.
При формировании звукопроизносительных умений и навыков логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривании я звука и изображения его символа — писание и говорение.
Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Затем новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.
При работе над звуком важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью.
Работа проводится путем подражания. Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития.
Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произношения звуков.
Лопатина Л. В. в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартриейопределяет следующие задачи:
-формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса)
;
-формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности.
В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.
Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:
1. развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;
2. формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях;
3. формирование интонационной выразительности речи;
4. формирование восприятия устной речи.
I. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
Работа в рамках этого направления строится на основе следующих положений:
-уровневая организация движений, которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регулировании движений и действии;
-взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляционной моторикой. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга;
-сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.Для осуществления двигательного акт необходимо наличие двух компонентов: кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений и кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А. Р. Лурия)
. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма создания кинестетической схемы произвольного движения;
-положения о роли кинестезии в управлении движениями. Произвольные движения и действия требуют постоянного сравнения спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной дифференциации и постоянно сопоставляющаяся с запланированным действием.
Работа по развитию ручной и артикуляционной моторики осуществляется по двум направлением.
1. Формирование кинестетической основы движения.
Основными задачами этого направления логопедической работы являются:
-организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц и уточнение состава двигательного акта;
-развитие кинестетического анализа и синтеза кинестетических афферентаций ручных и артикуляционных движений.
В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном)
. При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно-произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникшим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения основываются на зрительных образах движении, которые затем исключаются.
2. Формирование кинетической основы движения.
Основными задачами второго направления логопедической работы являются:
-объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип превращения отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные;
-развитие статической и динамической координации движений.
В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, состоящей из «основных»
и
«фоновых»
компонентов
(по А. Н. Берштейну)
или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.
Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.
В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.
Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений провидится одновременно.
II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.
После формирования правильного артикуляторного уклада звука в процессе выполнения артикуляторных упражнений вырабатывается автоматизм его произношения в различных фонетических условиях. Реализацию автоматизма произношения вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный — согласный, а затем СГ (согласный -гласный)
. Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могутнее содержать всех фаз артикуляции.
Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После достижения автоматизма произношения звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.
III. Формирование интонационной выразительности речи.
Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных его компонентов (звукопроизношение и просодики)
и поскольку у детей со стертой
дизартрией имеют место нарушения целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия производится работа по формированию интонационной выразительности речи.
Проведению этой работы предшествуют упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.
Работа над ритмом производится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.
1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
В задачи этого этапа входят:
-показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которая достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи окраску, помогает выразить чувства;
-познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи
В соответствии с выделенными задачами работа осуществляется в пяти направлениях:
1) формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй — выразительно. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменить, что голосом можно передавать вопрос, радость, угроз и т. п.
2) знакомство с повествовательной интонацией средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение.
3) дифференциации интонационных структур предложений в экспрессивной речи. Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок. Дети должны учиться подражать голосам.
IV. Формирование восприятия устной речи.
Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартриейосуществляется с учетом следующих положений:
-современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, Е. И. Винарская)
;
-положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка;
-научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.
При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.
Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.
1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
-развитие распознавания звуков речи;
-развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора;
-формирования слухового контроля за качеством собственного произношения;
-создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
Работа на данном этапе проводится в двух направлениях.
1) Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
2) Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
-распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи;
-распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному в чужой речи.
Развитие слухового контроля осуществляется одновременно с формированием правильного артикуляторного уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений.
2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного звукопроизношения, в задачу этого этапа входи развитие функций фонематической системы.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
и развитие фонематического анализа и синтеза.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.
1) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы.
2) Выделение звука на фоне слога.
Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук. Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.
3) Выделение звука на фоне слова.
Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющего его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.
Таким образом, при дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Гимнастика для постановки звуков
В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:
- Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?». Малыш раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
- «Изображаем животных». Это аналог «Театра теней». Малыш раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку. Поднимает и опускает мизинец — собачка лает. А если прижать безымянный палец и мизинец большим пальцем к ладони, а средний и указательный пальцы поднять вверх, получится зайчик, который шевелит ушками.
- Массаж рук. Техника зависит от тонуса рук.
При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.
При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.
Лечение при помощи логопедического массажа
Логопедический массаж для ребенка при дизартрии является наиболее эффективным методом коррекции нарушений развития речевого аппарата, который может проводиться как опытным специалистом нашего Центра, так и родителями в домашней обстановке. Приоритетом является спокойствие и комфорт ребенка во время процедуры.
Первый сеанс длится 5 минут, постепенно его продолжительность увеличивается. В некоторых случаях занятие может длиться до получаса. Родителям рекомендуется самостоятельно выполнять процедуру, следуя советам логопеда. Можно делать пальцевой массаж или использовать зубную щетку.
Преимуществом в данном случае является возможность проведения процедуры в максимально удобное время, когда ребенок сыт, в хорошем настроении, расположен к взаимодействию. Это обеспечивает непрерывность лечения, что напрямую влияет на его эффективность.
Комплекс артикуляционных упражнений
Зарядка включает 5 упражнений, и ее тоже можно выполнять дома.
«Лошадка» — цокание языком. Это очень полезное и эффективное упражнение. Не у всех деток оно получается сразу.
«Блины» — малыш приоткрывает рот, распластывает язык в плоский блинчик.
«Змейка» — ребенок имитирует жало змеи — язык такой же острый. Затем высовывает его вперед-назад.
«Трубочка» — малыш пытается свернуть язык в трубочку.
Еще одно упражнение — попытаться дотянуться кончиком языка к носу, а потом к подбородку.
Комплекс дыхательных упражнений
Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.
«Гонки». Положите на стол два ватных шарика. Родитель дует на один шарик, ребенок — на другой. Выиграл тот, кто сдвинет свой шарик на большее расстояние.
«Волшебное дыхание». Вставьте малышу в ноздри кусочки ваты. Главное — неглубоко! Попросите его выдыхать и одновременно удерживать ватку — она не должна выпасть.
Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.
Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.
Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.
Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.
Статья «Формирование правильного дыхания у детей с дизартрией»
Формирование правильного дыхания у детей с дизартрией
За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, хронические заболевания матери; причины, возникающие в процессе родов, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза женщины, затяжные или стремительные роды. Цельный ряд причин возникает и период после рождения ребенка – заболевания, травмы.
В педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия. В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства голоса и дыхания. Неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Поэтому немаловажным разделом логопедической работы с детьми по устранению дизартрии является развитие голоса и правильного дыхания.
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Выработкой у ребенка направленной воздушной струи рекомендуют заниматься одновременно с артикуляционной гимнастикой. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей с дизартрией эта координация нередко нарушена даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дети с дизартрией делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения фразы. Нередко дети с дизартрией говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
Дыхательная гимнастика необходимо начинать с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализировать его ритм.
Перед началом работы по развитию дыхательной системы нужно удостовериться в том, что у ребенка чистые носовые ходы (это необходимо делать всегда перед логопедическим занятием).
Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания.
Ребенка нужно научить дышать при закрытом рте, попеременно заживая то одну, то другую ноздрю. Проводить упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция: «Рот не открывай, вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».
Использовать упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руку на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя выходу воздуха в течение 1-2 секунд. Это способствует более удлиненному выдоху.
Ребенка нужно научить задержать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного вдоха.
Во время этих упражнений в момент выдоха произносить различные цепочки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса.
Далее в обработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Для этого на занятиях используются различные упражнения:
Очень эффективно создание ощущение воздушного потока на ладони и, особенно, на кончике пальца. Перемещая палец влево-вправо, отодвигая его ото рта, тренировать ребенка в способности менять направление выдыхаемой воздушной струи.
Когда ребенок дует на листочек (снежинку), прикрепленную к нитке, он может визуально контролировать силу своего выдоха и способ подачи воздушной струи – плавно и толчком.
В магазинах продаются специальные игрушки для развития дыхания, начиная с вертушек из фольги, которые крутятся от малейшего движения воздуха, и заканчивая разнообразными свистками с движущимися деталями. Такие тренажеры для развития дыхания необходимо использовать на занятиях.
Наиболее сложным и эффективным способом развития дыхания является надувание воздушных шаров. В упражнениях отрабатываются: объем выдыхаемого воздуха, направленность воздушной струи, способ подачи воздушной струи (плавно или толчком), ощущение препятствий для выдоха воздушной струи (препятствия создаются рукой, губами, языком).
Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена.
При дыхательной гимнастике надо стараться не переутомлять ребенка, следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.
Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны (мышцы шей расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: [и-э-о-у-а-ы]. Голосовые упражнения проводятся в игровой форме, детям предлагается:
- имитировать гудение приближающегося или удаляющегося поезда;
- изобразить подъем или спуск звуков по лестнице;
- изобразить подъем или спуск звуков на лифте;
- имитировать звук сирены пожарной машины: сначала на расстоянии, затем, когда она подъедет ближе и когда она удаляется.
Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей открывание и закрывание рта, имитация жевания. Эти упражнения выполняются по словестной инструкции с одновременным произношением различных звуковых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т.д.
К дыхательным упражнениям постепенно подключаются голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха можно попросить ребенка потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка, растягивается пружинка.
Систематическое проведение занятий по формированию правильного дыхания способствует положительной динамике со стороны основных просодических элементов речи: речевого дыхания, голоса, темпо-ритмических и интонационных компонентов речи. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, предупреждает отклонения в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
Использование на занятиях элементов гимнастики А.Н. Стрельниковой. Это гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Тренируемся ориентироваться в пространстве
- «Чьи следы?». Необходимы картинки со следами рук и ног. Малыш должен определить, какая рука или нога правая, какая — левая.
- «Супермаркет». Родитель просит малыша расставить товар: «на полке», «возле кассы», «справа от печенья», «под прилавком».
- Счетные палочки. Можно заменить спичками. Родитель составляет из них какую-нибудь фигуру, а малыш по образу складывает аналогичную.
Этот комплекс тоже можно выполнять дома.
Методы диагностики дизартрии
Дизартрии, как правило, предшествует первичное неврологическое заболевание, например ДЦП. Поэтому прежде чем приступать к занятиям с логопедом, необходимо проконсультироваться с неврологом. Только он может диагностировать заболевание.
Диагностика включает электроэнцефалографию, МРТ головного мозга, электронейрографию или другие обследования. После этого невролог направляет пациента к логопеду. В свою очередь специалист на основании логопедических проб определит форму и степень расстройства речи.
Комплексное лечение заболевания
Только комплексный подход дает хорошие результаты. Вот какие мероприятия включают при лечении:
- Логопедические занятия: развитие мелкой моторики рук, дыхания, моторики речевого аппарата, голоса (тембра, интонации, силы), обучение корректному звукопроизношению;
- Физиотерапевтические процедуры: лечебная физкультура, массаж, акупресссура и т. д.;
- Медикаментозное лечение. Назначают ноотропные препараты;
- Психотерапия. В эту группу входят песочная, игровая, изотерапия.
Если родители вовремя заметили нарушения речи и обратились за помощью к врачам, у малыша есть все шансы избавиться от недуга. Но при условии, что нет выраженных поражений нервной системы.
Логопедические упражнения при стертой дизартрии
Кабинет психолого-педагогической коррекции Лебяжинского района
Оформление материалов на информационные стенды:
Логопедические упражнения при стертой дизартрии.
Подготовила учитель-логопед: Мухамбетова Ф.Б.
с.Акку 2022 год, декабрь
По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.
Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.
Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.
1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата — дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)
Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.
Для детей с гипотонусом — укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)
- Открыть рот и закрыть.
- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
- Открыть рот и закрыть.
- Надуть щеки и расслабить.
- Открыть рот и закрыть.
- Движения нижней челюсти вбок.
- Открыть рот и закрыть.
- Втянуть щеки и расслабить.
- Открыть рот и закрыть.
- Нижними зубами закусить верхнюю губу
- Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.
гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)
- Надувание обеих щек одновременно.
- Надувание щек попеременно.
- Втягивание щек в ротовую полость.
- Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
- Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
- Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
- Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
- Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
- Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
- Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
- Имитация полоскания зубов.
- Нижняя губа под верхними зубами.
- Верхняя губа под нижними зубами.
- Чередование двух предыдущих упражнений.
- Вибрация губ (фырканье лошади).
- При выдохе удерживать губами карандаш.
пассивная гимнастика для мышц языка — создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)
Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 — вход в позицию (собрать губы ), 2 -продержать позицию, 3 — выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один — два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.
Примерный комплекс пассивной гимнастики:
- Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
- Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;
- Язык помещается и удерживается .между зубами;
- Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
- Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.
активная артикуляционная гимнастика — улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений; Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.
Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков.Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова
- Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
- Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
- Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
- — растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
- — поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
- — высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7; — высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
- — положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние; — движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
- – придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.
Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков.Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова
- Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
- Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
- Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
- Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
- Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
- Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
- Попеременно сделать язык широким, затем узким.
- Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
- Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
- Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
- Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).
3) Развитие мелкой моторики рук:
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
- комплексы пальчиковых гимнастики;
- формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
- занятия с пластилином и ножницами;
- подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;
Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюг
Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.
2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила
Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!
3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто
Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами?
4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама
По головке мама гладит Сына-малолеточку, Так нежна ее ладонь, Словно вербы веточка. — Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы. И меня не позабудь!
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейно движение).
Терка
Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, — Ты вкуснее поищи!
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Дрель
Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Клещи
Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
Барашки
На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе да бе», Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, «Бяшки» спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.
9. Движения, как при растирании замерзших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник. У него свои заботы — Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!
4) Развитие общей моторики и двигательной координации:
- пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М.И. Чистякова, «Движение и речь» И.С.Лопухина);
- подвижные игры на координацию и согласование движений;
- специальные комплексы физических и ритмических упражнений (ж. «Дефектология» №4, 1999)
5) Нормализация голоса и речевого дыхания:
— Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.
— Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:
— Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
— Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
— Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
— Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
— Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).
— Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:
- специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.
- фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
- голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.
6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:
- упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
- упражнения по освоению ритмики слова;
- знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией;
- формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
7) Преодоление сенсорных нарушений:
- развитие пространственно-временных представлений по мет. Даниловой Л.А.
- упражнения по развитию осязания по мет. Даниловой Л.А.
Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Развитие пространственных представлений.
- Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.
- Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.
- Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве… Тренировка следовых проб конструктивного праксиса.
Управления по развитию осязания.
- Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе.
- Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа.
- Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел: а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные); б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие); в) одинаковой величины и толщины, но разной формы… Развитие этой способности формируется поэтапно:
- I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой;
- // этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;
- III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;
- IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;
- V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;
- VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;
- VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь…
Развитие временных представлений.
- Определение последовательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.
- Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.
- Отработка понятий «старше — младше».
Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лишний»).
- / этап —- перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами.
- // этап — исключение лишних предметов по картине.
Для развития понимания причинно-следственных отношений
используется игра — отгадывание… В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.
Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию
9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой
Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.
Методы профилактики заболевания
В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.
Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.
Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.
Во-вторых, общайтесь с младенцем. Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте.
В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.
В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.
В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.
В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.
В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.
Выводы
Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.
Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.
Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.
Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.
Дыхательная гимнастика при дизартрииучебно-методический материал по логопедии по теме
Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы де-фекта и индивидуальных особенностей ребенка.
МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ
В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
- Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой
В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Эта гимнастика — единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.
Правило 1. «Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воз-дух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка — тянуть воздух, что-бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило 2. Выдох — результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды.
Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.
Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага «сотню» вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Движения головы
- Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух..
- «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!». Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.
- «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?».
Главные движения
- «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
- «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.
- «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ла-дони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.
- «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос»-«обними пле-чи», «насос»-«обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
- «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.
Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок».
С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы».
Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, «восьмеркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.
- Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).
- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер — губы складываются, как для звука п.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.