Какие еще бывают конспекты
Текстуальный конспект делает акцент на запись прямых высказываний лектора и привлечённых цитат. Особенно подходит этот тип краткого изложения, когда материал подаётся блестящим оратором, слова которого настолько крылаты, что уже представляют ценнейшую выжимку научных тезисов.
Однако увлекаться дословной фиксацией не стоит: залюбовавшись фигурой речи, вы рискуете упустить суть вопроса.
Текстуальный конспект надолго сохраняет информацию, делает её легко читаемой и доступной не только для самого конспектирующего. Но такой вид работы с материалом доступен лишь тем, кто уже выработал внутренний навык отделения зёрен от плевел.
Тематический конспект – самый удобный в использовании и полезный для подготовки к экзаменам. Он учит смотреть на тему со всех сторон и учитывать каждый её нюанс.
Иногда для полноты представления требуется обращение к дополнительным источникам, что формирует умение самостоятельно искать, логически мыслить, а также анализировать недостающие сведения.
Подобные навыки незаменимы при написании более серьёзных учебных текстов: докладов, рефератов (что это?), курсовых работ.
Свободный конспект – удовольствие для студентов последних курсов. Он сочетает элементы всех предыдущих, нередко сопровождается чертежами, схемами, рисунками, графиками, структурными таблицами, значками.
В свободном конспекте широко используются аббревиатуры (т.е. специальные сокращения). Составлять такие записи непросто: за кажущейся небрежностью, на которую намекает слово «свободный», стоит серьёзный труд по обобщению и систематизации материала.
Свободное конспектирование – это самостоятельный выбор студентом наиболее пригодного лично для него способа записи информации.
Определение — что это такое
Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.
Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.
Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.
Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.
Виды конспектов
Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:
- план-конспект;
- текстуальный;
- тематический;
- свободный.
Конспект речи и альтернативной коммуникации на тему: «Признак предмета».
Тема:
Слова-признаки.
Цель:
формирование понятия о словах, обозначающих признаки предметов.
Задачи:
познакомить с понятием слова-признаки, учить выделять в речи слова, обозначающие признаки, подбирать и называть их; познакомить с понятием овощи, учить различать овощи по виду и вкусу; развивать речевое и фонематическое восприятие; развивать внимание, память.
Оборудование:
натуральные овощи, рисунки с искаженным цветом овощей, «Чудесный мешочек».
Лексический материал:
слово, слова-признаки, овощи.
Ход урока:
Организационный момент
Мимические упражнения. Релаксация.
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.
Повторить расслабление.
На грядке выросли замечательные овощи. Когда услышите «толстый» звук «ы», изобразите овощи — «толстячки». Когда услышите «тоненький» звук «и», превратитесь в овощи — «худышки».
Основная часть.
Дети, сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.
Дифференциация понятий «звук», «слово» Чем мы обозначаем слова?
(Полосками.) Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: с-в-ё-к-л-а (свёкла), л-л-у-к (лук), к-а-ап-у-с-т-а (капуста). Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки: к, п, капуста и т.д.)
Теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы (арбуз.) Пуста-пуста, выросла (капуста). Ох-ох-ох, ели мы (горох.).
Ознакомление со словами-признаками предметов.
Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»? Выставляются большой и маленький помидоры. Какой это помидор? (Большой.) А этот? (Маленький.) Какого цвета помидоры? Этот … (зеленый), а этот … (красный). Выкладываются две морковки. Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая). Какие огурцы? (Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.) Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?
Игра «Узнай по описанию».
Учитель описывает овощ, называя его характерные признаки. Дети должны назвать задуманный предмет.
Динамическая пауза.
Пантомима «В огороде».
Демонстрируется картинка «Огородное пугало». Дети шли, шли, шли. В огород они зашли. Там увидели урода — и скорей из огорода. Изобразите огородное пугало. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные — испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а учитель — испуг.
Образование относительных прилагательных.
Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный). Из свеклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из баклажанов? (Баклажанная). Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной).
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Демонстрируются рисунки овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно? Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д.
Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
(с картинками, потом со словами).
Развитие тактильного восприятия. Игра «Что в мешочке?».
Конспект урока (на примере)
План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.
Недостаток такого вида записи – недолговечность. Если название раздела сводится к сокращению «Встр. перс.», вряд ли через месяц вы догадаетесь, что речь идёт о «Встрече персонажей». Поэтому рекомендуется дополнять пункты плана вопросно-ответными формулами.
Приведём пример плана-конспекта романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
- В какой среде выросли главные герои романа?
Облик Онегина определил светский Петербург. Герой вырос в мире условностей. «Молодой повеса» стремился к лёгкому поверхностному успеху, высоко ставил внешний блеск и ни к чему не относился серьёзно. Татьяну сформировал узкий семейный круг, жизнь в деревне. Молодая Ларина вела уединённую жизнь, любила природу, много читала. - Как относятся персонажи к дружбе и любви?
Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.
- Для чего автор сталкивает столь разные характеры, испытывая героев любовью?
Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.
Тема: «Слова-признаки»
Тема: Слова, обозначающие признак предмета.
Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.
Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие
вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к
словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки
словообразования. Обогащать словарный запас.
2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать
собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать
жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.
Ход:I. Речевая разминка
— Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:
*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке — иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
*У ёлки иголки колки.
II. Организационный момент
Игра «Вершки и корешки»
(развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)
— У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других — то, что находится в земле (корешки).
— Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт «вершок», если «корешок», то левую руку:
капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан
III. Повторение пройденного материала
— Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?
— Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.
— Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.
IV. Основная часть
1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра «Чудесный мешочек») — ученик достаёт предмет яблоко.
— Что у тебя в руках?
— Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)
-К предмету — яблоко,
мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.
-Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).
по аналогии: груша, лимон
-Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать прояблоко, грушу, лимон?
(выставляются вопросы на доску).
-Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.
2. Упражнение «Подбери слова» (индивидуальная работа)
-У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)