Умственная отсталость (УО) у детей характеризуется сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки УО проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной. Специалисты относят к диагнозу УО внутриутробное поражение мозга и нервной системы, либо произошедшее в первые месяцы жизни. От уровня поражения ЦНС зависит степень отсталости ребенка.
Причины возникновения умственной отсталости
Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.
Принято выделять несколько причин:
- Хромосомные аномалии, отягощенная наследственность.
- Поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь).
- Гипоксия мозга в период гестации или родов.
- Тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.)
- Значительная недоношенность ребенка.
- Социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность.
- В раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.
Специфика воспитания
К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:
- созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
- стремлению к любви и пониманию;
- посвящению большого количества времени общению с ребенком;
- формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.
В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.
При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.
Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.
Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.
Проявления УО
Умственная отсталость у ребенка проявляется с раннего возраста. Выражается она в сниженном интеллекте, сенсорных и двигательных расстройствах, задержке формирования речи. В зависимости от степени отсталости определяется способность ребенка к обучению, развитию и возможность интеграции в общество. Хорошей новостью в данном случае является тот факт, что УО не прогрессирует со временем, а в случае грамотно проведенных коррекционных мероприятий состояние даже улучшается. Однако необходимо помнить о том, что ребенок способен развиваться лишь в пределах физиологических возможностей. Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекции детей с УО являются занятия с логопедом-дефектологом.
Виды диагностики
Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.
Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:
- память;
- интеллект;
- мышление;
- эмоциональная сфера;
- познавательные функции;
- волевые проявления;
- координация и пластика движений;
- способность фиксации внимания.
Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:
- Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
- Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
- Низкий уровень обучаемости.
Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:
- дегенерация пигмента сетчатки;
- глаукома;
- катаракта;
- микронарушения нервных зрительных окончаний;
- внутричерепная гипертензия.
Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.
Особенности развития речи при умственной отсталости у детей
При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:
- нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
- аграмматичная речь;
- дизартрия;
- задержка речевого развития;
- формирование связной речи.
В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:
- Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
- Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
- Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.
Определение уровня развития
Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.
Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.
Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:
- стремление к подражанию, копированию действий;
- отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
- зависимость от ситуации или обстоятельств.
Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.
Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и особенности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития.
Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости
Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам.
Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах.
Дебильность или легкая степень умственной отсталости
При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов Легкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.
В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простей
шие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Сформированность импрессивной и экспрессивной речи обучающихся с умственной отсталостью
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019
УДК 376.37
Дата публикации 30.09.2019
Бычкова Наталья Ивановна магистрант 3 курса кафедры коррекционной педагогики института социально-гуманитарных технологий, Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева; РФ, Научный руководитель Агаева Индира Бабаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева;
Аннотация: В статье представлен обзор научной литературы по проблеме сформированности импрессивной и экспрессивной речи у детей с умственной отсталостью, а также описываются некоторые особенности нарушений речи у таких детей – это нарушения фонематического слуха, дифференциации слов, лексико – грамматических конструкций, понимания речи, произнесения звуков и общего звучания речи в целом. Рассматриваются причины недоразвития речи детей, а также факторы избегания речевого общения. По результатам анализа литературы отмечается необходимость организации раннего коррекционно – педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями данной категории. Для улучшения навыков общения и речевого потенциала в работе с такими детьми предлагается использование средства альтернативной коммуникации. Ключевые слова: импрессивная речь, экспрессивная речь, умственная отсталость
The formation of impressive and expressive speech of students with moderate mental retardation
Bychkova Natalia Ivanovna 3rd year undergraduate of the Department of correctional pedagogy of the Institute of social and humanitarian technologies, Krasnoyarsk pedagogical University. V. P. Astaf’eva; Russian Supervisor Agayeva Indira Babaevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of correctional pedagogy of Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev
Abstract: The article presents a review of the scientific literature on the formation of impressive and expressive speech in children with mental retardation, as well as describes some features of speech disorders in such children – phonemic hearing, word differentiation, lexical and grammatical structures, speech comprehension, utterance of sounds and the General sound of speech in General. The causes of underdevelopment of their speech, as well as factors of avoidance of speech communication by children are considered. According to the results of the literature analysis, the need for early correctional and pedagogical support of students with violations of this category is noted. To improve communication skills and speech potential, it is proposed to use alternative means of communication in working with such children. Keywords: impressive speech, expressive speech, mental retardation
Импрессивная речь – это необходимый элемент в речевом формировании ребенка. К количеству основных отклонений речевого формирования относятся специфические патологии речевых операций – создание речевого выражения и представления в варианте грамматических систем, которые наблюдают в трудностях удержания многооперационного состава речевых операций из-за отличительных черт операторной стороны мышления (памяти, внимания). [7].
Рассматривая механизмы расстройства импрессивной речи Лурия А.Р. выделяет нарушения фонематического слуха, являющееся непосредственным результатом поражения верхне-височных отделов левого полушария (или зоны Вернике), понимание значения целой фразы или целого связного речевого высказывания. Фонетический строй речи почти у всех детей с умственной отсталостью к началу школьного периода не сформирован. Дети с умственной отсталостью улавливают лишь интонацию, а не смысл обращенной к ним речи. Они не реагируют на ситуативные простейшие команды. Звучащая речь длительное время недостаточно интересует умственно отсталых детей. Они мало прислушиваются к ней. Несмотря на это дети постепенно, все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им помощи в должной мере, и они не посещают дошкольного учреждения
Автором выделены этапы понимания развернутой речи: удержание в речевой памяти элементов развернутой речевой структуры; понимание развернутой речи и декодирование ее смысла; способность не только удержать в памяти все его элементы, но и уложить их в одновременно воспринимаемую смысловую мод ель [6].
Агаева И.Б. считает, что в связи с медленным развитием дифференцировочно-условных связей в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок весьма долго не дифференцирует слова, произносимые окружающими, не различает звуки речи, в связи с чем, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих [1].
Исключения встречаются крайне редко. В импрессивной речи дети не понимают падежные конструкции с предлогами ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО, смешивают предлоги ПОД, НА, ПОД, И, В [4].
Экспрессивная речь – процесс произнесения звуков. Она формируется в результате активного общения с окружающими, подражая их действиям [8].
Формирование речи умственно отсталых детей осуществляется с большим запозданием и весьма отличается от речи детей без патологий. Дети с умственной отсталостью позднее, чем дети с нормативным развитием вступают в эмоциональный контакт с матерью. С 1 года жизни можно заметить патологическую реакцию на речь близких. Это проявляется в том, что у детей с умственной отсталостью недостаточно выражено стремление подражать речи взрослого. Звуковые комплексы, произносимые детьми бедны и характеризуются скудной эмоциональной окрашенностью.
По мнению Лалаевой Р.И. умственно отсталые дети относительно поздно овладевают речью. Первые лепетные слова появляются у них в 2 — 3 года и даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Некоторые дошкольники даже в 5 лет произносят лишь первый слог нужного слова [5].
У детей с умственной отсталостью имеется недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Словарный запас таких детей беден, наблюдается существенная разница между объемом активного и пассивного словаря. Активный словарь детей гораздо меньше по объему пассивного. Речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Реже встречаются прилагательные, союзы, наречия. Обучающиеся с умственной отсталостью легче улавливают сходство предметов, чем их отличия. Отличия предметов детьми не улавливаются, а обозначения не разграничиваются.
У многих детей с умственной недостаточностью отсутствуют слова обобщающего характера (овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь). В устной речи наблюдаются искажения в употреблении падежей, наиболее сформированными у этих детей являются формы именительного, родительного и винительного падежей имен существительных.
Функция словообразования у детей с умственной отсталостью еще менее сформирована, чем функция словоизменения. Несформированность функции словообразования наблюдается в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. Дети чаще пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество суффиксов невелико.
Младшие школьники с умственной отсталостью строят простые нераспространенные предложения, редко встречаются распространенные предложения, которые включают чаще всего прямое дополнение. В качестве сказуемого употребляются глаголы несовершенного вида, глаголы совершенного вида употребляются крайне редко.
В связной речи умственно отсталых обучающихся часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее, и сказуемое [4].
Рубинштейн С. Я. в своих трудах отмечал, что, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей являются «слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» [8].
Старшие дошкольники хотя и с трудом, но пользуются речевым общением, но их затрудняет участие в беседе. Сложным для них оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного несложного текста или словесная передача пережитого или увиденного события. Это удается им сделать лишь при помощи наводящих вопросов и подсказок. Однако такие дети с большим удовольствием смотрят любые телевизионные передачи. Несмотря на то, что не все понимают, им нравятся движущиеся на экране герои и музыкальное сопровождение.
Лалаева Р.И. исследуя экспрессивную речь детей с умственной недостаточностью выявила, что дети часто опускают предлоги В, ИЗ, не употребляют предлоги НАД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, смешивают НА и В, заменяют предлог НАД предлогом НА, ПО, ПОД, неправильно согласовывают существительное и прилагательное, существительное и числительное, существительное в числе, роде, падеже.
Отмечаются отклонения в употреблении простых слов, отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов. Например, шубу, пальто, плащ некоторые дети называют словом пальто; куртку, свитер, рубашку обозначают словом кофта. Лалаева Р.И. отмечает в речи детей вербальные замены. В основном такие дети заменяют близкие слова, обозначающие предметы одной группы. Названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее часто употребительным словом. Причинами неточности использования слов у детей с умственной отсталостью являются сложности дифференциации, различения самих предметов.
Обучающиеся младших классов используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета — это основные цвета (красный, зеленый, синий), величина предметов (большой — маленький), вкус (сладкий — горький). Противопоставления, типа, «толстый — тонкий», «широкий — узкий» используются крайне редко.
Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Умственно отсталые обучающиеся чаще неправильно применяют существительные с наречием «много» («много мальчики», «много машинка»). Долгое время неусвоенными оказываются типы склонений, в некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений («много машинков», по аналогии с «много домов») [5].
По мнению Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. дети с умеренной интеллектуальной недостаточностью стараются воздерживаться от речевого общения. Речевые контакты, которые возникают со взрослым или между сверстниками, оказываются неполноценными и кратковременными. Это происходит из-за ограниченности мотиваций к высказываниям, отсутствия у ребенка сведений, необходимых для ответа, непонимания собеседника, бедного словарного запаса, препятствующего формированию высказываний. Исследователи подчеркнули, что формирование речи ребенка с умеренной умственной недостаточностью зависит от его индивидуальных особенностей и от качества оказываемой ему помощи [4].
У детей с умственной отсталостью нарушение речи имеет системный характер. У них не сформированы все операции речевой деятельности: слабость мотивации, снижена потребность в речевом общении, нарушено программирование речевой деятельность и т.д. [2].
Таким образом, анализ литературных источников показал, что обучающиеся с умственной отсталостью достаточно разнородная группа, испытывающая сложности в понимании и воспроизведении речи, что подтверждает необходимость организации раннего коррекционно-педагогического сопровождения данной категории обучающихся. Развитию навыков общения, расширению знаний об окружающем мире, развитию независимости ребенка могли бы послужить средства альтернативной коммуникации [3]. При выборе средств альтернативной коммуникации следует принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей, их возраст, степень патологии. Используя альтернативные средства коммуникации и обучая детей с умственной отсталостью, педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности детей [2].
Список литературы
1. Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2022. – 148 с. 2. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2022. – 338 с. 3. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. — М.: Теревинф, 2014. – 432 с. 4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2005. С. -208 с. 5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. — 136 с. 6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский цента «Академия», 2008. – 300 с. 7. Нестеренко А.А. Развитие импрессивной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Нестеренко, В.А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей (Чебоксары, 8 февр. 2022 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – 239 с. 8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1970. – 192 с.
← Предыдущая статьяСпецифика поведенческой активности у студентов с разным уровнем мотивации избегания неудач
Следующая статья →Физкультура в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения
Расскажите о нас своим друзьям:
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.