1.6. Слог. Правила переноса слов
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
Ср.: во-да, на-у-ка.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
- Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
- Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков! |
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного! |
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
- Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
- Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
- Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
- В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Обратите внимание!
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги! То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
- В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
Обратите внимание!
При сочетании нескольких согласных в середине слова: 1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-ттечь, да-нный.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный. На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Правила переноса слов | Примеры |
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. | Разъ-езд, синь-ка, мой-ка. |
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. | Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса. |
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. | От-течь, раз-лить. |
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. | По-кропить, при-крепить. |
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Ран-ний, тер-рор, ван-на. |
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы. | Разы-скать. |
Упражнения к теме «1.6. Слог. Правила переноса слов»
►
Когда учить ребенка читать?
Когда начинать? Один ребенок уже в три года знает весь алфавит, а другой только к пяти годам начинает проявлять интерес к книгам. Дело не в возрасте, а в готовности ребенка к освоению грамоты. Основные показатели такой готовности:
- ребенок говорит отдельными предложениями;
- внятно произносит большинство звуков;
- может последовательно рассказать, как он провел день в детском саду или в гостях у бабушки;
- ориентируется в пространстве, знает понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- удерживает внимание, может заниматься одним делом (рисовать, лепить, собирать конструктор и др.) 10–15 минут.
Обучение ребенка чтению следует начинать не с букв, а со звуков. Именно звуки он слышит с рождения, а буквы — это средство записи звуков. Научившись различать звуки в произносимых словах, сливать звуки в слоги, делить слова на слоги, ребенок легко овладеет чтением.
Игры с буквами, которые дружат
(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
«Бежим» от одной буквы к другой
(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)
Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
Как выучить с ребенком буквы
После того как ребенок научился различать звуки, из которых состоят слова, переходим от звуков к буквам.
Как правило, с изучением алфавита сложностей не возникает. Дети охотно запоминают буквы, вспоминают их название. Можно использовать буквы-магниты, буквы-наклейки, буквы, изготовленные из различных материалов — шершавые, гладкие, мягкие. Разместите их на специальной доске, планшете, выделите пространство на стене детской, на холодильнике, на шкафах.
Собирайте копилку для каждой буквы: это могут быть предметы, название которых начинается на эту букву. Переберите игрушки, наверняка найдутся подходящие предметы: «А» — ангелочек, апельсин, «Я» — яблоко, «К» — кубик, карандаш, «Б» — бульдозер, банан. Отхлопывайте слоги, произнося слова. Предлагайте ребенку предметы и вместе обсуждайте, будет ли эта буква с ним «дружить». Самому ребенку подобрать нужное слово еще сложно, но проявленную инициативу обязательно поддержите, помня о принципе: делать вместе, но не вместо.
Рассмотрите букву. На что она похожа? Из каких деталей состоит? Пофантазируйте с ребенком вместе: «В» похожа на очки, «Е» на щетку. На что похожа буква «М»? Рассмотрите рисунки, на которых «спрятались» буквы. Складывайте буквы из крупы, пуговиц, лепите из пластилина, глины, рисуйте разными цветами. Задача — научить ребенка распознавать графический облик букв, соотносить со звуком, который они обозначают.
Изучать буквы в алфавитном порядке не рекомендуют. В настоящее время сложилось две основных принципа изучения алфавита.
Частотный (В.Г. Горецкий). Сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин). Звуки изучаются парами, в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные «А» — «Я», «О» — «Е», парные согласные: «С» — «З», «Д» — «Т» и т.д.
Слова, начинающиеся со слога «ко»
Слог «КО» по начальному звуку относится к типу — прикрытый
(начинается согласным), по конечному звуку —
открытый
(кончается гласным звуком), по начальному и конечному звуку —
незамкнутый
(не является одновременно прикрытым и закрытым).
Состоящие из 2 слогов:
- корабль
- кошка
- кочка
- космос
- кола
- конюх
- костюм
- кофта
- костры
- когда
- колос
- костер
- костя
- король
- кошкам
- кочкам
- кора
- кота
- колли
- костяк
- кочках
- коры
- коня
- кости
- кошке
- кочке
- коснись
- косу
- коням
- козлик
- кого
- копий
- кошки
- кочки
- котел
- кофейнтк
- кофту
- коралл
- кошкин
- кочкой
- коло
- колоть
- кофты
- кочку
- кобзон
- косы
- корысть
- колол
- костин
- кошкой
- кобра
- кору
- козлов
- кони
- коготь
- костной
- кошку
- коброй
- косым
- комет
Состоящие из 3 слогов:
- корова
- колонна
- коала
- костяной
- кочевой
- кораблик
- коллектив
- козленок
- конечно
- кофейник
- колосья
- космонавт
- копейка
- коробка
- кораблю
- коровка
- космосе
- кочегар
- конюшня
- костюмах
- конечной
- колосьям
- кофтёнка
- копейки
- коробках
- костерок
- корольки
- корабля
- кошками
- коровки
- космосы
- костяшка
- кочерга
- котались
- костюме
- конечном
- кофточка
- копии
- коробке
- колоска
- королю
- коровку
- колонной
- кочергой
- корыстны
- котами
- костюмер
- колосьях
- кофточке
- костыли
- коробки
- королям
- кораблях
- колонну
- коснувшись
- косуля
- корабле
- конями
- колючий
- козлике
Состоящие из 4 слогов:
- космический
- комедия
- коррупция
- колокольчик
- коллекция
- коричневый
- колосится
- кочевников
- колоннада
- костянтина
- космических
- коменданта
- кораблика
- коллектива
- колючая
- козлёночек
- кофейником
- коричневым
- колоситься
- колоннами
- комендантом
- кораблики
- коллективе
- колючее
- козлёночком
- кофейничать
- колосьями
- костяника
- кораблями
- корабликов
- колючие
- конечностей
- кофейное
- космонавтов
- коричневых
- колосками
- космической
- кочерыжка
- комендантский
- корыстные
- корабликом
- конечности
- колотушка
- космонавтом
- коромысла
- кочерыжку
- кораблику
- котельная
- конечную
- кофейную
- космонавту
- коромысло
- кораллами
- космодрома
- колючими
- котельников
- костюмного
- кофейные
- космонавты
- коралловый
Состоящие из 5 слогов:
- коалиция
- колокольчика
- космонавтика
- кочевничества
- корабельного
- космического
- космонавтики
- коричневыми
- корабельные
- космическое
- комендантская
- колокольчики
- колокольчиков
- коллективистских
- костюмерная
- комендатуре
- корректировать
- кооператив
- коллективная
- колонтитулы
- комендатуры
- корректировка
- коллективного
- корректируйте
- кочубеевский
- коллективному
- колорадского
- коломенского
- колосовидный
- коломенское
- коллективными
- копируете
- колоссальная
- коррекционной
- колониальный
- колумбийскими
- коррекционных
- колониальных
- колумбийского
- колонистами
- координата
- коэффициент
- координатам
- колониями
- координатной
- коллекционер
- корреспондента
- координатор
- колясочная
- королевская
- корреспондентка
- коричневато
- коротковата
- корреспондентов
- координаты
- королевское
- корреспондентом
- коричневая
- коллекционной
- коричневого
Состоящие из 6 слогов:
- колокольчиками
- коллективистские
- костюмированный
- кооперативный
- кооперативных
- кооперативов
- копирование
- кооперативы
- копирования
- кооператоры
- коррекционная
- кооперации
- коррекционное
- кооперация
- коррелятивные
- коэффициента
- кодированные
- коэффициентов
- координатные
- коллекционеров
- коэффициентом
- коллекционеры
- кодификации
- колебательные
- координатором
- коричневатые
- координации
- корреспонденция
- коллекционные
- координация
- короткоклювая
- координировать
- командированный
- котлоагрегатов
- короткометражку
- комментариями
- короткометражный
- комментированный
- короткохвостые
- короткошёрстная
- командировочных
- косметические
- косметического
- косметическое
- косметологии
- командование
- коагуляция
- косметология
- командованием
- командования
- командующему
- количественное
- коммуникабельность
- коммуникативно
- количественными
- коммуникативных
- коммуникации
- коммуникация
- коммунистический
- коммунистической
Состоящие из 7 слогов:
- корректирование
- корректированные
- кораблекрушение
- кораблекрушения
- кораблестроение
- кораблестроении
- кораблестроения
- кооперационной
- кораблестроители
- коллекционирует
- командированием
- координирующий
- комментирование
- коррозионностойкой
- командировочное
- командировочные
- командировочными
- косметологических
- коммуникативного
- коммуникативное
- коммуникативные
- коммуникационный
- коммуникационным
- коммуникационных
- коммунистическая
- коммунистические
- коммунистического
- коммутируемые
Состоящие из 8 слогов:
- кооперирование
- координационные
- координирующего
- координирующее
- коммерциализации
- коммуникационного
- коммуникационные
Состоящие из 9 слогов:
- коллекционирование