Логопедическое занятие в 3 классе (конспект)
Т. В. НАЗАРОВА,
учитель-логопед ГБОУ «Академическя Гимназия № 56» Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Тема
: Корень слова, однокоренные слова.
Цель
: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.
Задачи
:
- Совершенствовать умение выделять корень в слове;
- формировать навык подбора родственных слов;
- расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
- развивать навыки словообразования;
- развивать звукобуквенный анализ;
- развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
- формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
- формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
- формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
- формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.
Оборудование
: индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные доски с маркерами, интерактивная доска, 2 игры с магнитными удочками «рыбалка», цветные объемные буквы, жетоны.
Ход занятия
:
1. Организация детей к началу занятия:
У каждого учащегося на парте лежит цветная буква.
— Сядет тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).
2. Введение в тему:
— Давайте вместе составим слово из ваших букв, расположив их в порядке следования цветов радуги.
(Учащиеся составляют слово «корень»
).
-Что такое корень? (Учащиеся предлагают ответы: часть растения, часть слова).
-Как вы думаете, о каком корне мы будем говорить сегодня? (О корне слова).
Учащиеся формулируют тему занятия.
— Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».
Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).
У учащихся на партах карточка с наложенными изображениями. На доске слайд:
— Назовите, какие картинки наслоились друг на друга. (Дети называют картинки: рак, краб, лягушка, черепаха, рыба).
— Подберите названия картинок к данным схемам, учитывая состав слов. (Подбирают к схемам названия картинок, называют корни слов).
— А теперь отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем сегодня ловить.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
—
Обведите изображение рыбы на вашей карточке. (Учащиеся обводят рыбу цветным карандашом).
3. Подбор родственных слов к слову «рыба»:
Учащиеся получают карточку, на которой будут писать однокоренные слова.
— Закончите стихотворную строчку словом с корнем «рыб» и впишите его в одну из рыб на вашей карточке:
Логопед читает стихотворение, учащиеся договаривают последнее слово и вписывают его в свою карточку.
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как _______(рыбы).
Я б хвостом махала гибким и резвилась словно ________(рыбка).
Вот с крючка срывает крошки очень мелкая ________(рыбешка).
Выплывает, корм ища, пребольшая _______(рыбища).
Рыба не клюет никак, видно я плохой _______(рыбак).
Если наживки вам не жалко, будет отличная _________(рыбалка).
Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю _______(рыбачить).
Вот такой у нас улов, мама славный ______(рыболов).
Про рыб все знает рыбовод, только зайди на _______ (рыбозавод).
4. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных досках:
— Нам нужно собраться на рыбалку и взять с собой необходимые вещи. Я назову предмет, который нам пригодится на рыбалке, а вы запишите на своей доске только корень из этого слова.
Логопед называет слова: удочка, ведро, лодка, весла, приманка, поплавок.
Дети записывают только корень слова и показывают запись логопеду, поднимая доску вверх. (Осуществляется проверка записанных корней:
уд, ведр, лодк, весл, ман, плав
).
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде рыбки.
— Молодцы, теперь мы готовы отправиться на рыбалку.
5. Классификация родственных слов, работа по командам:
Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть удочки с магнитами и игра «Рыбалка». На рыбках написаны слова.
На доске слайды:
— Первая команда будет ловить рыбу в реке. Она должна вытянуть все родственные слова к слову «река».
Помогайте друг другу, ловите только однокоренные слова!
(
На рыбках слова:
речка, речь, реченька, речной, заречный, речевой, поречье, изрекать).
—
Вторая команда будет ловить рыбу в море. Она должна найти все родственные слова к слову «
море».
(На рыбках слова:
морской, заморский, морщинка, приморский, взморье, заморить, моряк, уморительный
).
Дети вытягивают удочками рыбок с родственными словами. Выигрывает та команда, которая правильно подобрала родственные слова (она получает жетоны). Группу подобранных родственных слов учащиеся записывают в тетради. Уточняются значения слов: изрекать, речевой, поречье, заморить, взморье, уморительный.
По ходу проверки выполненного задания представители команд передвигают на доске выбранные ими родственные слова.
6. Работа со стихотворением, правописание безударных гласных в корне слова:
На доске слайд с зашифрованным четверостишием:
— Расшифруйте слова, вписывая корень слова, вставьте пропущенную безударную гласную.
Дети по очереди выходят к доске и вписывают корни; вставляют безударные гласные, подбирая проверочное слово.
— Спишите стихотворение в тетрадь, выделите корни слов.
7. Подведение итогов занятия:
— Ребята, наша рыбалка окончена! Давайте подсчитаем наш улов. (Дети складывают заработанные жетоны в ведерко и считают). Вот сколько интересных и точных ответов прозвучало у нас на занятии!
Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Где каждый из них может применить приобретенные сегодня знания? Какие новые слова они узнали на занятии?
Т. В. Назарова — в сообществе
- написать автору
- подписаться
- добавить в друзья
друзей
0
подписчиков
0
Логопедическое занятие на тему: «Слова, обозначающие предметы».
Занятие № 46
Тема: «Слова, обозначающие предметы».
Цель:
Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить усвоение лексического значения слова;
— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
— учить задавать вопросы к словам-предметам;
— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
— развивать мелкую моторику;
— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
— воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.
Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)
Пора года, когда цветут яблони. (Весна)
Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)
Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)
День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.
— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты
Карб Чтение.
Ждло Стол.
Телва Арбуз.
Выбму Улица.
— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
— Что же это? (Набор букв
.)
— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова
.)
— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.
)
3. Слова, обозначающие предметы.
— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв
.)
— Можно ли из этих букв составить слово?
— Какое слово получилось? («предметы
»)
— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы
»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет
.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 названий птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 диких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 названий насекомых…
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»
— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.
— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»
— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»
— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
— Давайте познакомимся с ними поближе.
Работа по карточкам.
— Проведите линию от вопросов к предметам.
6. Закрепление знаний по теме.
1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .
2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».
— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
7. Работа по преобразованию слов.
— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях
).
Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.
Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.
8. Итог занятия.
— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.
— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами
.)
— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые
.)
— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?
)