Конспект логопедического занятия «Понятие «Слово» с детьми подготовительной группы


Логопедическое занятие в 3 классе (конспект)

Т. В. НАЗАРОВА,

учитель-логопед ГБОУ «Академическя Гимназия № 56» Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Тема

: Корень слова, однокоренные слова.

Цель

: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.

Задачи

:

  1. Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  2. формировать навык подбора родственных слов;
  3. расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
  4. развивать навыки словообразования;
  5. развивать звукобуквенный анализ;
  6. развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
  7. формировать личностные УУД: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
  8. формировать регулятивные УУД: контроль и самостоятельная коррекция, способность помнить правило и действовать в соответствии с ним;
  9. формировать познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
  10. формировать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий.

Оборудование

: индивидуальные карточки с заданиями, индивидуальные доски с маркерами, интерактивная доска, 2 игры с магнитными удочками «рыбалка», цветные объемные буквы, жетоны.

Ход занятия

:

1. Организация детей к началу занятия:

У каждого учащегося на парте лежит цветная буква.

— Сядет тот, кто правильно назовет свою букву и соответствующий ей звук, который она обозначает (Дети называют букву и звук и садятся за парты).

2. Введение в тему:

— Давайте вместе составим слово из ваших букв, расположив их в порядке следования цветов радуги.

(Учащиеся составляют слово «корень»

).

-Что такое корень? (Учащиеся предлагают ответы: часть растения, часть слова).

-Как вы думаете, о каком корне мы будем говорить сегодня? (О корне слова).

Учащиеся формулируют тему занятия.

— Правильно, тема нашего занятия: «Корень слова и однокоренные слова».

Логопед предлагает ученикам повторить материал предыдущих занятий, ответив на вопросы: Что такое корень слова? Почему он самая главная морфема в слове? Какие слова являются однокоренными? Учащимся предлагается назвать синоним к слову «однокоренные» слова (родственные).

У учащихся на партах карточка с наложенными изображениями. На доске слайд:

— Назовите, какие картинки наслоились друг на друга. (Дети называют картинки: рак, краб, лягушка, черепаха, рыба).

— Подберите названия картинок к данным схемам, учитывая состав слов. (Подбирают к схемам названия картинок, называют корни слов).

— А теперь отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем сегодня ловить.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Обведите изображение рыбы на вашей карточке. (Учащиеся обводят рыбу цветным карандашом).

3. Подбор родственных слов к слову «рыба»:

Учащиеся получают карточку, на которой будут писать однокоренные слова.

— Закончите стихотворную строчку словом с корнем «рыб» и впишите его в одну из рыб на вашей карточке:

Логопед читает стихотворение, учащиеся договаривают последнее слово и вписывают его в свою карточку.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как _______(рыбы).

Я б хвостом махала гибким и резвилась словно ________(рыбка).

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая ________(рыбешка).

Выплывает, корм ища, пребольшая _______(рыбища).

Рыба не клюет никак, видно я плохой _______(рыбак).

Если наживки вам не жалко, будет отличная _________(рыбалка).

Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю _______(рыбачить).

Вот такой у нас улов, мама славный ______(рыболов).

Про рыб все знает рыбовод, только зайди на _______ (рыбозавод).

4. Выделение корня в словах, работа на индивидуальных досках:

— Нам нужно собраться на рыбалку и взять с собой необходимые вещи. Я назову предмет, который нам пригодится на рыбалке, а вы запишите на своей доске только корень из этого слова.

Логопед называет слова: удочка, ведро, лодка, весла, приманка, поплавок.

Дети записывают только корень слова и показывают запись логопеду, поднимая доску вверх. (Осуществляется проверка записанных корней:
уд, ведр, лодк, весл, ман, плав
).

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон в виде рыбки.

— Молодцы, теперь мы готовы отправиться на рыбалку.

5. Классификация родственных слов, работа по командам:

Учащиеся делятся на 2 команды, у каждой команды есть удочки с магнитами и игра «Рыбалка». На рыбках написаны слова.

На доске слайды:

— Первая команда будет ловить рыбу в реке. Она должна вытянуть все родственные слова к слову «река».

Помогайте друг другу, ловите только однокоренные слова!

(

На рыбках слова:
речка, речь, реченька, речной, заречный, речевой, поречье, изрекать).

Вторая команда будет ловить рыбу в море. Она должна найти все родственные слова к слову «
море».
(На рыбках слова:
морской, заморский, морщинка, приморский, взморье, заморить, моряк, уморительный
).

Дети вытягивают удочками рыбок с родственными словами. Выигрывает та команда, которая правильно подобрала родственные слова (она получает жетоны). Группу подобранных родственных слов учащиеся записывают в тетради. Уточняются значения слов: изрекать, речевой, поречье, заморить, взморье, уморительный.

По ходу проверки выполненного задания представители команд передвигают на доске выбранные ими родственные слова.

6. Работа со стихотворением, правописание безударных гласных в корне слова:

На доске слайд с зашифрованным четверостишием:

— Расшифруйте слова, вписывая корень слова, вставьте пропущенную безударную гласную.

Дети по очереди выходят к доске и вписывают корни; вставляют безударные гласные, подбирая проверочное слово.

— Спишите стихотворение в тетрадь, выделите корни слов.

7. Подведение итогов занятия:

— Ребята, наша рыбалка окончена! Давайте подсчитаем наш улов. (Дети складывают заработанные жетоны в ведерко и считают). Вот сколько интересных и точных ответов прозвучало у нас на занятии!

Ученики отвечают на вопросы: Что они делали на занятии? Где каждый из них может применить приобретенные сегодня знания? Какие новые слова они узнали на занятии?

Т. В. Назарова — в сообществе
  • написать автору
  • подписаться
  • добавить в друзья

друзей

0

подписчиков

0

Логопедическое занятие на тему: «Слова, обозначающие предметы».

Занятие № 46

Тема: «Слова, обозначающие предметы».

Цель:

Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

— закрепить усвоение лексического значения слова;

— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

— учить задавать вопросы к словам-предметам;

— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

— развивать мелкую моторику;

— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

— воспитывать усидчивость.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

— Что же это? (Набор букв

.)

— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова

.)

— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.

)

3. Слова, обозначающие предметы.

— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв

.)

— Можно ли из этих букв составить слово?

— Какое слово получилось? («предметы

»)

— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы

»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет

.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.

— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я знаю 5 названий птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 диких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

— Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

— Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях

).

Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами

.)

— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые

.)

— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?

)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]