Упражнения
Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Дифференциация звуков Р-Л. Речевой материал
Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.
Цель: дифференциация звуков Р-Л. Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно. 2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Первый этап Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками. Игра «Повторялки» — четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их. ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры 2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками. На этих слогах так же проводится игра «Повторялки» ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ 3. Дифференциация звуков С-Ш в словах. Игра «Повторялки» Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком:
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.
На этих же словах можно проводить и игру «Измени слово» — необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот. Игра «Запоминалки» — берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.
Второй этап Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях. Игра «Придумай предложение». Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее. Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка, затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл. 2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках. Игра «Повторялки» — повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро. У Нюры юла красива, да мала. Мила — краса, голубые глаза. Рисовал художник ламу и картину вставил в раму. Дедушку зовут Лука, у него болит рука. В руках игла — это не игра. У нашей Луши в руках две груши. Малы комары, да злы до поры. Мыло серо, а моет бело. Среди белых голубей один серый воробей. Лесорубы на столы положили топоры. Ловкий крот влез на плот. Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю. 3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах. На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно — большая семья!» Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку — Тихо ползает улитка. Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли. Что ты, ветер, натворил? Что ты в небе смастерил? Из курчавых облаков Сделал рыб, коров, слонов. Ветер, видно, не услышал, Ветер из терпенья вышел, Рассердился, набежал, Облака перемешал. Где картины? Где река? В небе просто облака.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5 — 7 лет Логопедический досуг в подготовительной группе Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков Дидактическая игра для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Скороговорки на отработку звуков русского языка
Упражнения
Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.
Слоги
Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.
В прямых слогах:
ЛЯ-ЛЯ-ЛА | ЛЁ-ЛЁ-ЛО | ЛЮ-ЛЮ-ЛУ | ЛИ-ЛИ-ЛЫ |
ЛА-ЛА-ЛЯ | ЛО-ЛО-ЛЁ | ЛУ-ЛУ-ЛЮ | ЛЫ-ЛЫ-ЛИ |
ЛА-ЛЯ-ЛА | ЛО-ЛЁ-ЛО | ЛУ-ЛЮ-ЛЁ | ЛЫ-ЛИ-ЛЫ |
ЛЯ-ЛА-ЛЯ | ЛЁ-ЛО-ЛЁ | ЛЮ-ЛУ-ЛЮ | ЛИ-ЛЫ-ЛИ |
В обратных слогах:
АЛЬ-АЛЬ-АЛ | ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ | УЛЬ-УЛЬ-УЛ | ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛ-АЛ-АЛЬ | ОЛ-ОЛ-ОЛЬ | УЛ-УЛ-УЛЬ | ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ |
АЛ-АЛЬ-АЛ | ОЛ-ОЛЬ-ОЛ | УЛ-УЛЬ-УЛ | ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛЬ-АЛ-АЛЬ | ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ | УЛЬ-УЛ-УЛЬ | ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ |
Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА | ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО | ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ | ПЛО-ПЛО-ПЛЁ | ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ |
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА | ПЛО-ПЛЁ-ПЛО | ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ | ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ | ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ |
АЛЯ-АЛЯ-АЛА | ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛА-АЛА-АЛЯ | ОЛО-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
АЛА-АЛЯ-АЛА | ОЛО-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛЯ-АЛА-АЛЯ | ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.
Слова
Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:
Пыл – пыль – пуля – пели.
Ляля – Лолла – Лика – Лена.
Слог – слон – клон – полон.
Лак – флаг – кулак – лавка.
Мыл – намыл – помыл – подмел.
Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.
Словосочетания
Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.
Школьный бал; Зеленый луг; Любимая морковка; Туалетной мыло; Холодный пол; Ледяная лужа; Теплое лето; Поймали моль; Съел лимон; Лесной ландыш; Золотое кольцо.
Предложения
Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.
Наша Юля егоза. У Коли флажок. На поляне лебеда. Летят самолеты далеко. Колол Коля колья. В кулачке колос. Лолла и Лика делят все пополам. В поле стоит олень.
На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.
Загадки
Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.
Я землю копала, Совсем не устала. Устал тот, Кто мной копал. (Лопата)
Белый на белом, Натоптал, где бегал. Рыженький пройдет, И следы прочтет. (Лис и заяц)
Вот булавки и иголки, Выползают из-под койки. На меня глаза глядят, Молока спросить хотят. (Ежик)
Стихотворения
Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.
Ливень льет! Пляшут капли в луже! Плот плывет! Никому не нужен! Лягушонок влез на плот! И вопит: “Ура! Вперед!”.
Люблю голубику, Люблю землянику, Люблю и калину, Люблю и клубнику.
Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке пес лежал, Парень деревце сажал. Было тихо и тепло. Время медленно текло.
Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.
Пословицы
Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:
- Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
- Капля за каплей камень долбят.
- Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
- Пальчик слаб, а кулак силен.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Отольются волчишке, овечкины слезки.
- Не все золото, что блестит.
- Поскользнулся — это еще не упал.
После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.
Скороговорки
Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.
- Мал соловей, а голос силен.
- Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
- И там я был, ту быль слыхал.
- Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
- Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
- У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
- На самой мели мы налима большого нашли.
Рассказы
Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.
Маша
Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.
Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.