При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия расположения звука. Так, ударные гласные выделяются легче, чем в безударной позиции в начале слова; щелевые согласные определить проще из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем их мягкие варианты; звук [р] как более длительный и труднопроизносимый определяется легче в начале слова.
Фонематический анализ при ОНР формируется с трудностями. Более сложно детям с ОНР акцентироваться на наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается логопатом не как самостоятельный звук, а как оттенок предыдущего согласного. Указанные виды операций формируются в процессе систематического обучения, которому предшествует процедура исследования.
Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)
В норме фонематический слух становится достаточно рано, зачастую задолго до того, как ребенок начинает произносить первые фразы. Поэтому автор предлагает следующий алгоритм обследования:
1. Выяснение порядка следования фонем в слове.
2. Установление различительной функции фонем.
3. Выделение базовых фонематических свойств и противопоставлений, присущих русскому языку.
Объекты фонемного анализа это:
− Слово как элементарная единица человеческого общения.
− Структурно-морфемные части слов как носители всевозможных сообщений.
− Артикуляторно-произносительные части слов — слоговые элементы.
Обследование фонематических процессов у старших дошкольников
Обследование
фонематических процессов у старших дошкольников
Многочисленными исследованиями установлено, что речь развивается тогда, когда ребёнок научится вычленять отдельные слова из речевого потока, который он слышит; различать сходные фонемы, звукосочетания и слова, например па-ба-па, ба- па-ба, мальчик-мячик, т. е. овладеет фонематическим анализом; соотносить выделенное слово с определённым объектом, действием, признаком, т. е. понимать слова; обобщать однородные предметы, действия, признаки и обозначать их одним и тем же словом; понимать предложения, владеть артикуляционным аппаратом, подбирать нужные слова и организовывать их в словосочетания и предложения.
***
Все эти трудные для ребёнка задачи решаются постепенно и неодинаково успешно. Освоение языка, как известно, идёт в процессе повседневного, естественного общения ребёнка с окружающими его взрослыми, так и в ходе специального обучения, а значит, от их содержания, характера и методов зависит характер развития речи в каждый период жизни ребёнка; при этом большое значение имеет развитие фонематических процессов.
У детей так называемая чувствительность к звукам развивается быстро, но для различения слов и слогов требуется не только она, но и специальный фонематический слух. В сложном комплексе психических процессов, на которое опирается развитие речи, решающая роль принадлежит способности производить анализ звукового состава слова, которая приобретается на протяжении всего дошкольного детства.
В исследованиях речевой патологии детей отмечается сложность, неоднозначность картины нарушения различных сторон психической деятельности таких детей. В дошкольном возрасте не все дети успешно справляются с программными требованиями, предъявляемыми к развитию речи, и к моменту поступления в школу не достигают нужного (речевого и языкового) уровня готовности к школьному обучению. Часто у дошкольников выявляют недостатки формирования фонетической стороны речи, что затрудняет овладение процессами языкового анализа и синтеза. Следовательно, своевременное выявление нарушений фонематических процессов у детей в дошкольном возрасте, их коррекция являются необходимыми условиями подготовки детей к школьному обучению.
В игровой форме можно определить уровень сформированности фонематиеских процессов. Специально подобранные задания к игре позволяют с большой степенью определённости выяснить возможности восприятия детьми неречевых и речевых звуков, фонематического анализа и синтеза.
Диагностика может применяться при обследовании детей с нарушениями речи и нормальным речевым развитием фронтально, по подгруппам и индивидуально; при этом её могут использовать как специалисты (логопеды, дефектологи), так и воспитатели.
Простой (элементарный) фонематический анализ
Исследование проводится в последовательности от простого к сложному. Для проведения диагностического занятия рекомендуется подготовить игровые наборы или весть диалог от имени персонажей сказок. Последовательность работы:
1. Выделение определенного (заданного) звука на фоне слова:
— Слышится ли звук [м] в слове ком?
— Слышится ли звук [к] в слове рак?
2. Выделение начального ударного гласного:
— Какой первый звук слышится в слове?
Аня — Оля — утка — ива — эхо.
3. Выделение начального согласного:
— С какого звука слово начинается?
Мак — рыбак — часы — мел — лак.
4. Дифференциация звуков по оппозиционным характеристикам, противопоставлениям:
рожки — ложки;
укол — угол;
уточка — удочка;
зайка — сайка;
мишка — миска;
лук — люк.
Сложный фонематический анализ
Изучается способность ребенка к последовательному и количественному фонематическому анализу.
1. Определение последовательности звуков в предъявленном слове.
2. Определение места звука в слове (логопед утрированно произносит тот звук, который ребенок должен определить).
3. Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, ненарушенных в произношении детей).
Мак — мука — комок.
4. Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит ненормированно.
Сок — коса — шум — шапка — гора.
Принцип выбора слов, предлагаемых детям для анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi],
, то остальные звуки должны быть простыми.
Обследование произношения
АЛЬБОМ
ДЛЯ ЛОГОПЕДА
Введение
«Альбом для логопеда» представляет
собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6—9 лет). Он состоит из 6-ти частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; самостоятельной речи.
I. Обследование произношения
Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей указанного возраста (с,
с’, з, з’, ц, ш,ж, ч, щ, р, р’, л, л’,
ы,
м, н, б, д, в, к, к’,
г, г’,
х, х’).
Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой.
Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.
В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце слова. В основном, это слова с наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду — картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: р, л,
ш и т. д., так как не всегда можно подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста где отсутствовали:
1) звуки той фонетической группы к которой принадлежал обследуемый звук
2) другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
II. Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений
Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.
Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.
Обследование фонематического восприятия
Задание 1.
Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук
р
в слове
рак?»
Задание 2.
Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки в названии которых есть заданный звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук
л.
Задание 3.
Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагают прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. И н с т р у к ц и я: «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи в каком из слов есть звук в?»
(Ворона сидитна суку).
Задание 4.
Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки? Инструкция: Покажи где
лук,
а где
люк.
Покажи, где
кот,
а где
год?, сова — софа.
Обследование фонематического анализа
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.
Задания 5—7.
Определить место звука в слове. Логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: Где ты слышишь звук у, в слове
утка,
звук
а
в слове
мак,
звук
о
в слове
ведро:
в начале, середине или конце слова?
Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная с позиции, когда он находится в конце слова (задания с 8 по 9).
Задание 10.
Выделить согласный звук из стечения двух звуков. Ребенка просят определить наличие звука в более сложной позиции, когда звук стоит рядом с другим согласным1.
Задание 11
. Определить количество гласных или согласных звуков в слове. Логопед задает вопрос ребенку: Сколько согласных звуков в слове
сом
или
стол?
Учащимся более старшего возраста можно предложить для анализа более сложные слова, например:
лимон
или
крокодил.
Задание 12.
Определить из скольких звуков состоит слово. Детям предлагается назвать картинку и сосчитать сколько в этом слове звуков.
Задание 13.
Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах. Инструкция: Назови две картинки и скажи какие звуки в этих словах одни и те же?
Задание 14.
Определить место звука в слове. Ребенок должен назвать одно из слов и ответить на вопрос: На каком по счету месте в слове
(шапка)
стоит звук
п?
Задание 15.
Определить последовательность звуков в слове. Логопед просит ребенка назвать любую из картинок и определить место звука в слове по отношению к другим звукам. Например: После какого и перед каким звуком находится звук
о
в слове
дом?
(Задания с 11 по 15 предлагаются для выполнения только детям-школьникам.)
Обследование фонематического синтеза
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Задание 16.
Составить слова из заданного количества звуков. Логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.
Задание 17.
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Инструкция: Составь слова из 3 и 4 звуков, которые я тебе назову. Звуки можно менять местами.
Обследование фонематических представлений
Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.
Задание 18.
Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Логопед дает ребенку задание: Подбери название ягоды, начинающееся на звук
м (малина).
Задание 19.
Подобрать слово на заданный звук. Ребенка просят назвать любое слово, которое начинается на заданный логопедом твердый или мягкий звук.
Задание 20.
Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове: Подбери слово в котором звук
к
будет стоять на 4 месте
(булка).
Задание 21
. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Логопед называет слово
стол.
Ребенок должен подобрать свое слово, которое тоже будет начинаться на звук с. Например:
самолет.
III. Обследование слоговой структуры слова
В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А. К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.
В заданиях с 1 по 16 учащимся предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные по слоговой структуре слова в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.
IV. Обследование словаря
В IV части представлен материал, который позволяет провести качественный и количественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С. Г. Шевченко.
Имя существительное
Задание 1
,
2.
Назвать части лица и части туловища.
Задание 3—30.
1 Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово.
Задание 31.
Назвать малознакомые предметы.
Задание 32.
Назвать предмет, изображение которого отсутствует, по описанию логопеда. (Как называют помещение, где читают, или обменивают книги),
(Библиотека).
Задание
33
. Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы
{Вагон—поезд).
(1Задание 8 расположено на 2-х листах).
Глагол
Задание 34.
Назвать характерное действие по предъявленному предмету.
Задание 35.
Назвать близкие по значению слова-действия
(вяжет, шьет, вышивает).
Задание 36.
Назвать характерное для предмета действие по предъявленному предмету. Логопед спрашивает: Что делает молния?
Сверкает;
Что делают часы?
Ходят.
Имя прилагательное
Задание 37.
(2 листа). Подобрать к картинке слово с противоположным значением. Логопед сначала приводит пример выполнения задания:
белый
—
черный.
Затем ребенок выполняет самостоятельно задания логопеда, подбирает слова с противоположным значением.
Качественные прилагательные
Задание
38.
Назвать какой формы предмет.
Задание
39.
Назвать какого цвета предметы.
Задание 40.
Назвать оттенки.
Задание
41.
Назвать какие на вкус нарисованные фрукты, овощи.
Задание
42.
Логопед задает вопрос: Какой у белки хвост?
[Пушистый).
Задание
43.
Определи какой чай в этом чайнике
(Горячий)
и т.д.
Относительные прилагательные
Задание 44.
Логопед просит ребенка сказать из какого материала сделан предмет, изображенный на картинке. Шкаф какой?
{Деревянный)
ит.д.
Задание 45.
Назвать прилагательное по его назначению. Как называется фонарь, который можно носить в кармане?
(Карманный)
и т. д.
Задание 46.
Какой у Милы лист?
(Дубовый);
А какой лист у Нины
(Кленовый).
Задание 47.
Логопед задает вопрос:
Зима.
А как будет называться день изображенный на картинке?
(Зимний).
Задание 48.
Назвать притяжательные прилагательные. Логопед показывает ребенку картинку с изображением хвоста и задает ему вопрос. Чей это хвост?
(Это хвост лисий
или
Этохвост заячий).
Наречие
Задание 49.
Назвать качественные наречия. Логопед просит ребенка посмотреть на черепаху и ответить: Как ползает черепаха?
(Медленно).
Как светит месяц ночью?
(Ярко).
Задание 50.
Назвать наречия времени. Логопед задает по картинке вопрос ребенку: Когда (в какое время суток) дети идут в детский сад?
(Утром);
Когда (в какое время суток) дети в детском саду ходят гулять?
(Днем).
Имя числительное
Задание 51
. Назвать количественные числительные. Логопед просит сосчитать ребенка количество изображенных предметов.
Задание 52.
Назвать порядковые числительные по картинке «Репка». Логопед задает вопросы: Какой по счету стоит дед? Какой по счету стоит бабка? и т. д.,
(Первый, вторая).
Местоимение
Задание 53.
Назвать местоимения единственного и множественного числа. Логопед просит составить предложение о девочке. Ребенку дается инструкция о том, что слово
девочка
нужно заменить другим словом. Аналогично предлагается выполнить задание со словом
дети.
V. Обследование грамматического строя речи
Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.
Понимание обращенной речи
Задание 1
. Логопед предлагает ребенку выполнить действия, состоящие сначала из одной, а потом из двух инструкций.
Задание 2.
Понимание предлогов. Логопед задает вопросы ребенку: Покажи, где: кот идет по крыше?, кот вылезает из трубы? и т. д. (Ребенок показывает соответствующую картинку).
Задание 3.
Понимание предложений с причинно-следственной связью. Логопед просит прослушать предложение:
Петя ударил Васю.
Далее ребенку предлагается ответить на вопрос: Кому было больно?
Задание 4.
Понимание изменения числа существительного в предложении. Логопед просит ребенка показать сначала картинку на которой самолеты летят, а потом картинку на которой самолет летит и т. д.
Словоизменение
Задание 5.
Изменить существительные по падежам. Ребенку предлагаются картинки. Он должен ответить на вопросы. (Задание на 6 листах).
Задание 6.
Изменить прилагательные по родам. Логопед задает вопрос: Какого цвета бабочка, утенок, яблоко? Ребенок должен ответить
(желтого)
и т. д.
Задание 7.
Подобрать глагол к существительному.
Задание 8.
Изменить существительные женского, среднего, мужского рода по числам. Логопед просит ребенка назвать картинки в единственном и множественном числе. (3 листа).
Задание 9.
Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок — котята, ухо — уши).
Задание 10.
Множественное число существительных в родительном падеже. Логопед предлагает ребенку картинку «парты». Закрывает его рукой и спрашивает: «Чего не стало?». Ребенок отвечает: «парт».
Задание 11
. Согласование существительных с числительными. Логопед показывает сначала одну из цифр, а потом любой из изображенных рядом предметов. Ребенок называет: «Одна тетрадь. семь яблок»
Задание 12.
Изменение глаголов по временам. Логопед просит ребенка рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что делает девочка? что делала? что будет делать?
Словообразование
Задание 13.
Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок. Логопед демонстрирует ребенку выполнение задания на одном примере. Это требуется при выполнении всех проб данной серии.
Задание 14.
Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставки.
Задание 15.
Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
Задание 16.
Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффиксов.
Задание 17.
Образовать прилагательные от существительных.
Задание 18.
Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия. Например:
Белый — беловатый.
Ребенок выполняет задание по аналогии.
Задание 19.
Образовать глаголы от прилагательных по аналогии.
Красный — краснеть.
Задание 20.
Подбор родственных слов.
VI. Самостоятельная речь
Задание 21
. Составить предложения по картинкам.
Задание 22.
Составить рассказ по картинке «Кот».
Задание 23.
Составить рассказ по серии картинок «Ежик».
Логопед задает вопрос: Что сделали дети? И можно ли так поступать? Дать возможность ребенку придумать свою версию.
Задание
24. Составить рассказ по опорным словам и предложениям. Ребенку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козленка. Белый козленок говорит…». Далее логопед зачитывает ребенку слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа. Слова и выражения: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».
Задание 25.
Составить пересказ текста «Белочка и зайчик». Логопед читает ребенку текст, после чего просит пересказать его.
Задание
26. Составить самостоятельно рассказ о каком-либо запомнившемся ребенку празднике, фильме или событии.
1. Обследование произношения.
Обследование произношения звука С