Чистоговорки для детей: буквы М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т-Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Чтит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Автоматизация звука Д в словах

И. Демьянов 1. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб. 2. Дятел дерево долбит, день-деньскойкору долбит. 3. Дятел дуб долбил, да недодобил. 4. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 5. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему,одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 6. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 7. Дарья дарит Дине дыни. 8. Не буди медведя – обидит. 9. В команде «Динамо» — Диана, у Дианы домино. 10. Вадик, не подведи, — подведи деда к подводе. 11. Увидим Вадима и удивим, а не увидим – не удивим. 12. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 13. Не делю, Люда, неделю. 14. Дорога ли дорога? 15. У Дали медали, у Дины ордена. 16. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе. 17. У Лады в ведре вода, а у Димы в дневнике двойка. 18. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить. 19. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 20. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 21. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 22. У нас на дворе – подворье. 23. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры, до времени. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили. 24. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену («др-р»). 21. Одеяло в пододеяльнике, а радиоприемник на подоконнике. 25. Еда удода у деда, а дуда деда у дяди. 26. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб. 27. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та — та — та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» — язычок быстро движется влево — вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам — чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень — автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх — вниз, влево — вправо).
  • Споем игрушкам песенку: «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»;
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та — то — ты — ту — та — то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та: тапочки, тачка, тарелка; малыш продолжает: танк, табурет, танец, такси. Затем переходит к другой позиции Т Д: котик, петушок, каток, листок; салат, играет, собирает, лает, помогает. Или дудочка, дай, день, подарки, солдат (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды: тыква, дырка, ты, дым; то до: топор, торт, толстый, добрый, точка, дочка; ту ду: тучка, тулуп, радуга, дуга. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д:

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та — та — та, та — та — та, (в море видели кита).
  • Ту — ту — ту, ту — ту — ту, (молока нальем коту).
  • Да — да — да, да — да- да, (расплескалась вся вода).
  • Ды — ды — ды, ды — ды — ды, (в стакане нет воды).
  • Да — да — да, да — да — да, (не ходите вы туда).
  • Ду — ду — ду, ду — ду — ду, (все равно туда пойду).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача — автоматизация звука Т (Д), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень. Сели звери на плеТень, похвалялися весь День. Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса! Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы, ХолсТы просТы. Тяни, Тяни, поТягивай, Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да! В кране прячеТся воДа! ВыхоДи, воДица! Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки, Испечём олаДушки. На окно посТавим. ОсТываТь засТавим. Немного погоДим, Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д — звонкий, голосовой; Т — глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное — дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло, Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (тыква).

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор).

Над водой застыла глыба, На обед ей снится рыба. Ласты есть да плавать лень, Рыбу съест другой (тюлень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель — научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ.

Дед Додон в дуду дудел, Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит, День — деньской кору дробит.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки — игры для речи, или учимся чисто говорить…

У всех деток развитие речи происходит неодинаково: у каких-то малышей словарный запас пополняется быстро, совершенствуется звуковое оформление слов, фразы становятся более развернутыми, а каким-то ребятишкам без дополнительной помощи от окружающих взрослых не обойтись.

По этой причине важно учить ребенка правильно и четко произносить слова, а также различать и слышать в них звуки. Чистоговорка является одним из игровых упражнений, используемых для развития у деток слухового внимания и верного восприятия речи.


Чистоговорка — это речевой ритмичный материал, в котором содержатся сложные сочетания слов, слогов и звуков, сложных для произношения. Также чистоговорки называют логопедическими загадками. Подобные упражнения помогают ребенку в освоении интонации вопроса и в развитии у них чувства ритма.

Ритм и рифмы этих шуток помогают облегчать запоминание и произношение звуков. Слоговые компоненты шутки – чистоговорки способствуют формированию верного звукопроизношения, а также стимулируют совершенствование слухового восприятия речи. Для ребятишек младшего, а также среднего дошкольного возраста наиболее подходящими являются маленькие шутки — чистоговорки с использованием картинок и игрушек.

Следует помнить, что в речевых играх от малыша требуется применение ранее приобретенных знаний в новых обстоятельствах и связях. А вот помочь ему в этой задаче могут именно: родители, дедушки и бабушки – самые близкие и первые его воспитатели и наставники.

Для чего необходимы чистоговорки?

Формирование правильного звукопроизношении и выразительности речи.

Применение чистоговорок довольно часто является одним из особенно эффективных методов отработки и закрепления в речи звуков. Примечательно то, что наряду с уже готовыми вариантами, вы можете и сами придумывать на изучаемый звук слова, составлять фразы и чистоговорки к ним. С целью автоматизации звука, развития четкой дикции, артикуляционной моторики и выразительности речи детские логопеды рекомендуют произносить каждую чистоговорку по несколько раз, выполняя при этом разнообразные задания.

К примеру, при автоматизации звука [C] применяется чистоговорка:»Са-са-са – идет хитрая лиса». Разновидности заданий:

Автоматизация звуков, работа над дикцией и выразительностью

  • произносим громко или тихо;
  • произносим с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, грустно и т.п.);
  • произносим в разном темпе (быстро или же медленно);
  • произносим, изменяя логическое место ударения (стучим молоточком по разным словам);
  • проговариваем разным по тембру голосом (как мышка или как медведь).

Развитие фонематического восприятия, слогового, звукового синтеза и анализа.

Чистоговорки помогают привлечению внимания ребенка к звучащему слову, его слоговому и звуковому составу.

Виды заданий:

— Прошагаем по слогам: Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла. Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.п. — Добавляем слог с определенным звуком: Сы-су-со – покатилось коле… (со).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).

Сы-со-са – на бумаге поло… (са). Са-со-су – маме я цветы не… (су) и пр.

— Повторяем без ошибок: За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча

Су-шу, су-шу – я письмо пишу и т.д. — Закончим чистоговорку (подбираем слова с соответствующим слогом): Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча – куча.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса и пр. — Поменяем звуки: «ш» на»с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

«л» на»р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На универсальном материале чистоговорок возможно учить ребенка изменять форму слова и образовывать слова, употреблять предлоги и согласовывать слова между собой, составлять несложные предложения¸ а также небольшие рассказы.

Виды заданий: — Изменяем форму слова:Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис). Су-су-су – дети видели … (лису).

Се-се-се – много сказок о … (лисе). Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой) и т.д.

— Называем слова, имеющие противоположное значение:Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора. Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, под столом юла, на столе юла и т.п.

— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия): Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д. — Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса. — Называем слова»ласково»:Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре.

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу и т.д

Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса. Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса и т.д.

Эффективность применения чистоговорок для автоматизации звуков возрастает у дошкольников и школьников с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. Так, к примеру, для дифференциации шипящих и свистящих ребенку можно в одну руку дать чурбачок (звук [C]), а в другую руку — шишку (звук [Ш]) и осуществлять произнесение смешиваемых звуков, по очереди нажимая на каждый раздражитель, воздействуя тем самым на речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Данные упражнения позволяют развивать тактильную чувствительность, усиливать кинестетические ощущения и совершенствуют мелкую моторику.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]