Лексическая тема «Перелётные птицы» взаимосвязь с воспитателем


Лексическая тема «Перелётные птицы» взаимосвязь с воспитателем

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Дыхательная гимнастика

«Перышко»

(дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)

«Аист»

Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина — прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и од­ну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытя­гиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш…». Так же — с дру­гой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повто­рить 6-7 раз.

«Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

Развитие артикуляционной моторики.

«Клювы разных птиц».

Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

«Голодные птенчики».

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу».
Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка


«Птенчики ждут пищу».
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!»

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист».

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие мимических мышц.

Осенью вы прощались с птицами, (Грустно

). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Грустное, жалостливое лицо
). Скворец попался в лапы кошке. (
Страх
) Птицы вернулись из теплых стран. (
Радость)
Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Рассказ о птицах

В природе существует большое разнообразии птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы — это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно — лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед — до рыбешек птицам не добраться.

Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.

Существительные:

ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза

Назвать и показать части тела птицы:

— Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением. У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц:

лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

Игра «Добавь слово»

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи по ОО:

ОО «Познавательное развитие» Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах и особенностях их гнездования; выработать и закрепить правила поведения в природе.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» Формировать умение работать сообща, воспитывать внимательное и бережное отношение к живому (птицы).

ОО «Физическое развитие» Закреплять умение действовать по сигналу. Обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности (выполнение действий по инструкции).

ОО «Речевое развитие» Развивать связную речь по теме, совершенствовать звукопроизношение и грамматический строй (словоизменение, употребление предложно-падежных форм). Пополнять номинативный (названия перелетных птиц: аист, дрозд, жаворонок, ласточка, славка, трясогузка, грач, скворец, зяблик, малиновка, пеночка, каменка) и предикативный (петь, летать, вить, выводить, высиживать, строить, клевать) словарь детей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Формировать интерес к музыке в природе через слушание записи голосов птиц.

Предварительная работа: беседы с показом иллюстраций перелетных птиц и знакомством с особенностями их гнездования; чтение художественной литературы по теме, знакомство с правилами поведения в природе.

Оборудование: запись пения птиц, 2 мольберта, указка, мяч, схемы «Измени слово», «Где предмет?», надписи названий птиц, разделенные на две части; вывески для физ. минутки: «Парк», «Улица», «Береза», «Поляна», «Поля»; коробка с ветками, листьями, сухой травой, соломой, камнями, перьями, мхом, глиной.

Ход:

1. Орг.момент.

Дети в кругу на ковре. Звучит пение птиц. П.: Ребята, что это? Д.: Это поют птицы. П.: А почему они поют? Д.: Потому что пришла весна, стало тепло, и птицы вернулись в родные края. П.: Верно, а почему птицы вернулись сейчас, весной? Д.: Потому что появляются насекомые и у птиц будет корм. П.: Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. П.: Ребята, сегодня Ваня принес в детский сад интересную коробку, давайте заглянем в нее! Дети с педагогом разглядывают содержимое коробки. П.: Кому уже все это пригодиться? Д.: Птицам! П.: Верно, а каким именно мы узнаем по ходу нашего разговора.

2. Д/игры «Измени слово».

П.: Чтобы раздать птицам содержимое коробки, потренируемся изменять названия птиц. Дети (2-3 человека) изменяют слово по падежам, следуя схеме: например, есть соловей, нет соловья, иду к соловью, вижу соловья, думаю о соловье, любуюсь соловьем. П.: Молодцы, поиграем еще? Дети стоят к кругу на ковре. П.: Мяч лови и отвечай, Отвечай и не зевай! Что умеет делать птица?

3. Д/игра «Что умеет птица?»

Д.: летает, поет, вьет, высиживает, откладывает, выводит, строит, выстилает, утепляет, клюет, прыгает и др.

4. Д/упр. «Где птица?»

П.: Поиграем со скворцом и его домиком – как он называется? Д.: Скворечник. П.: Назовите, где скворец относительно скворечника, грач относительно гнезда, пользуясь нашей схемой: П.: Вы, наверное, устали? И поэтому все встали! Каких птиц называют вестниками весны? Д.: Грачей. П.: Превращаемся в грачей и «летаем» по группе, читая вывески и слушая мои инструкции.

5. Физ. минутка.

По группе развешаны таблички: Парк, Улица, Береза, Поляна, Поля. Педагог направляет детей, произнося фразы, а дети следуют по маршруту и выполняют инструкции:

  • Ранней весной грачи вернулись в Парк.
  • На Улице стало шумно от громкого крика грачей – «грак!, грак!»
  • На верхушке Березы грачи ремонтируют прошлогодние гнезда.
  • На просторной Поляне грачи и грачихи собирают сухую траву для выстилки гнезд.
  • На распаханных Полях грачи собирают жуков, личинок, червяков.

П.: Отдохнули, полетали и названия птиц в слова собрали.

6. Д/упр. «Сложи слово».

Посмотрите, на мольбертах начало слова и конец, вы части слова соберите, и название птицы прочтите. Дети подходит к мольбертам и складывают слоги в слова: Пе – ночка, а – ист, ка – менка, трясо – гузка, мали – новка, жаво – ронок, слав – ка, зяб – лик, лас – точка, скво – рец. П.: Какие птицы к нам прилетели? Дети читают получившиеся слова. П.: Пришло время помочь птицам, заглянем к коробочку и подарим каждой птичке то, что ее пригодится для строительства гнезда.

7. Д/игра «Кому подарок?»

Дети достают по одному предмету и «раздают» птицам, объясняя свой выбор: Камни – каменке, глина – ласточке, ветки – аисту, перья – пеночке, трава, солома – жаворонку, славке, мох – зяблику, листья – скворцу, малиновке, трясогузке.

8. Итоги.

Звучит пение птиц. Дети сидят на ковре. П.: Как радостно поют птицы! Скажите, чему они радуются? Д.: Они вернулись в свои гнезда, у них есть все для ремонта и строительства своих жилищ. П.: Верно, птицы благодарят вас, ребята, и всегда рады видеть вас в лесах, парках, скверах, только нужно помнить о правилах поведения. А вы их знаете? Д.: Нельзя шуметь, кричать, рвать листья, цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.п. П.: Вы правы, а наше путешествие с птицами подошло к концу, молодцы!

Иванова Анна Владимировна Учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №176» г. Ярославль

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы»

Дата______________ Класс________

№ Урока___________

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели: — Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. — Расширение словарного запаса по лексической теме, — Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели: — Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. — Развитие общей и мелкой моторики. — Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи: — Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика.

«Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики»)

и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли
(упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»).

Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка
(упр. «Сердитая кошка»).
Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить
(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо).
Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце
(упр. «Чашечка»)
и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»).

Вымыв свои лапки, ушки и мордочку
(упр. «Варенье»),
кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5.
«Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия.

Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]