Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Движения или статическая поза рук | Движения или статическая поза языка | |
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз | |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают | Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статическая поза | Движения или статическая поза |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу) см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху | Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше. . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх. Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны | Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А., учитель-логопед
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема : Постановка звука Ш
Цель : уточнение артикуляции звука [Ш]
,
постановка звука
Задачи :
1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш
, выделять
звук Ш из ряда слов
;
2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию
, воспитание самостоятельности.
Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика»
, ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Как научить ребенка говорить букву «ш»
У маленьких детей нередко возникают проблемы с произношением шипящих звуков. Медики выделяют несколько вероятных причин такого явления. К самым распространенным из них относят неправильную артикуляцию. Она представляет собой определенное положение языка во время произношения. Среди других причин выделяют:
- Неправильное произношение звуков родителями. Ребенок произносит их так, как слышит от окружающих.
- Ограничение двигательной активности языка из-за укороченной подъязычной уздечки.
- Нарушения в функционировании слухового аппарата.
- Аномалии строения зубов и челюсти.
Первоначально следует устранить причину механического характера. Если проблема заключается в короткой уздечке, её подрезают. Важно обратить внимание на прикус ребенка. При отклонениях принимаются соответствующие меры. В других случаях поставить речь помогает комплекс упражнений.
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Как проверить произношение шипящих без логопеда
Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:
- кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
- поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
- губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
- боковые края языка касаются верхних зубов.
Тренируем правильное произношение шипящих
Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.
Разминаем язык
В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:
- Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
- Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
- Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
- Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
- Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
- Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.
Разминаем губы
Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:
- Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
- Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
- Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
- Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.
Массаж языка
Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.
Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы. Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Любовь Николаенко
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Звуки, которые произносит ребёнок, образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной. В норме становление правильного произношения мягких шипящих (ч, щ)
происходит к четырём годам, а твёрдых шипящих (ш, ж)
к пяти годам. Именно к старшей группе детского сада
(5 – 6 лет)произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения артикуляционного аппарата и т. п., не имеют навыка правильного произношения шипящих звуков.
Правильная артикуляция шипящих звуков
Ш — губы чуть округлены, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий
Ж – так же, как ш, только голосок «проснулся»
. Горлышко дрожит. Ж– согласный, твёрдый, звонкий,
шипящий.
Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко. Звук Ч – согласный, мягкий, глухой, шипящий.
Щ — губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.
Недостатки в произношении шипящих звуков: межзубное, носовое боковое произношение.Кроме этого: «нижнее»
произношение звуков Ш, Ж
(напоминает звук Щ, отсутствие шипящих звуков и замены на другие звуки.
Для того чтобы детская речь была четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существует множество специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. А чтобы ребёнку было интересно выполнять артикуляционные упражнения для языка и губ, предлагаем вам использовать сказки. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.
Сказка «Завтрак Язычка»
«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковороду. (Упражнение «Сковорода»
: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.)
«Нет, не буду ничего жарить!»
Гномик убирает сковороду в шкаф.
(Язык убрать, рот закрыть.)«А впрочем, можно попробовать!»
Сковорода снова достается и ставится на плиту (Упражнение
«Сковорода»
). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку.
«Лучше чай!»
— думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение
«Чашечка»
: рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не
«подсаживала»
язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение
«Чашечка»
выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»
Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его зубами «та-та-та-…»
и губами:
«пя-пя-пя-…»
(Упражнение
«Месим тесто»
). Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнение
«Блинчик»
: удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд, важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.)Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё(Упражнение
«Вкусное варенье»
: улыбнуться, открыть рот; языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно смазать ее вареньем; нижняя губа не должна обтягивать зубы
(можно оттянуть ее вниз рукой)
.Будем надеяться,что с одной проблемой мы справились: язычок
научился быть широким.Переходим к следующему этапу: научим язычок удерживаться за верхними зубами.Но это уже следующая история:
Сказка «Смелый наездник собрался по грибы»
«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка»
: звонко
«поцокать»
язычком, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижна.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение
«Грибок»
: широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы
ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости)
и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать
«Грибок»
, удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).
На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок»
и удерживают язык как можно дольше.Идет как бы соревнование: чей грибок дольше простоит.)Мухоморы гномик брать не стал: они ведь ядовиты!Зато он насобирал полную корзину других грибов: белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение
«Грибок»
)».
Надо сказать, что упражнение «Грибок»
достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма
«шляпки»
будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению
«Лошадка»
и попросить
ребёнка не «отщелкивать»
язык во время
«цокота»
, а как можно дольше задержать
(застрять)
на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время
«застревания»
продлевается.
Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус»
. Это очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке
шипящих с давних пор. Широкий (в форме «чашечки»
) язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока
ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз»
в рот. … Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке
шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш, Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу.Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает»
язык. От подобных
«медвежьих»
услуг придётся отказаться.
Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком»
. Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям:
«Бублик»
: сомкнуть зубы, округлить вытянутые вперед губы, углы губ при этом не соприкасаются, губы не закрывают зубы, удерживать губы в такой позиции под счет до 5-10;
«Хобот»
: вытянуть губы вперед трубочкой, зубы разомкнуты.
Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно. Эти упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.
Постановка звуков [Ш], [Ж]
После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея»
ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть,шипит:
«Ш-ш-ш…»
. При этом стоит обратить внимание
ребёнка на то, что язык – «чашечка»
поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму
«трубочки»
. Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если
ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш-Ш-Ш-Ш]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?
— шипение воздуха, выходящего из шины;
— лес шумит на ветру;
— мышь скребётся под полом;
— шипение рассерженной кошки;
— шуршание осенней листвы под ногами и т. д.
Всё это ребёнок должен изобразить с помощью звука [Ш].
Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и «включить»
голос. Предварительно это проделывает сам взрослый, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу
(для ощущения вибрации)
.Самое время изобразить доброго жука и пожужжать:
«Ж-Ж-Ж-…»
. Кроме жука этот
звук издают:
— шмели,
— работающие электромоторы
Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается, за исключением более сложных случаев, при которых необходимо обратиться к логопеду.
Важно знать: следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.
Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка
Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты и самостоятельную речь ребенка. На занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука. Предложите ребёнку поиграть (со звуками, со словами, не говорите ему «Давай будем заниматься»
. Для занятий с детьми желательно использовать иллюстрированную литературу по автоматизации
шипящих звуков.
Когда же ребёнок будет в самостоятельной речи правильно произносить звуки Ш,Ж,Ч,Щ? Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься. Ну а если возникают проблемы – логопеды всегда готовы прийти вам на помощь.
Логопедические занятия
Самым удачным способом поставить речь считаются визиты к логопеду. Регулярные занятия способствуют улучшению мелкой моторики и формированию воздушной струи, которая играет значимую роль при произношении звуков. Логопед подберет комплекс упражнений, отталкиваясь от индивидуальных особенностей речевого аппарата. Занятия включают в себя игры, изучение скороговорок и мануальные практики. Если ребенок не идет на контакт с незнакомым человеком, наиболее актуальными будут занятия в домашних условиях.
Постановка звука «ж»
Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Щ] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Щ] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Щ]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [Щ] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок станет для Вас доступной. Необходимо только скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Хочется отметить, что дошкольный возраст — это время игровой деятельности. Поэтому все задания лучше обыгрывать, придумывать сюрпризные моменты и тогда малыш будет меньше уставать и заниматься с удовольствием. Предлагаю вам некоторые варианты игр. При помощи их Вы не только введете звук «Щ» в речь малыша, но и разовьете его грамматический строй.
Постановка звука «ч»
При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.
Постановка звука Щ у детей
Правильное произношение можно выработать несколькими способами. В первом случае педагог отталкивается от уже знакомого малышу звука Ш.
При этом логопед вместе с ребёнком совершает нижеследующие действия.
- Просит непоседу приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».
- Специалист обращает внимание малыша на то, что его широкий язык в средней части сильно давит на нёбо, а его боковые края плотно прижаты к верхним зубкам.
- Уздечка в ротовой полости натянута, а губы округлены и немного выдвинуты вперёд. Зубы слегка сомкнуты. В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посредине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.
Второй способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке Ч и слогах Си — Ась.
В этом случае работа происходит в такой последовательности.
- Логопед просит непоседу очень долго произносить звук Ч и затем прервать выдох.
- При озвучивании ребёнком слогов Си — Ась специалист слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубок и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук Щ.
Автоматизация звука щ в слогах не представляет особых трудностей у детей.
Предлагаю следующие упражнения.
Звук Щ в начале слова
Когда ребёнок научится изолированно произносить звук, он начинает повторять за взрослым слоги: Ща, Щу, Щё, Ще, Щи. Автоматическое повторение слогов постепенно складывается в слова: «Ща – Ща – Щавель», «Щу – Щу – Щупать» и тому подобное.
Игры и упражнения.
- Отсортируй правильно
В большой ёмкости перемешаны разноцветные пуговицы разного размера. Перед малышом – тарелки маленькие, средние и большие. В ходе игры ему предлагается мелкие пуговки положить в маленькие тарелки и произнести слоги Ще и Щё. Среднего размера пуговки поместить в средние тарелки (слог Щу), а крупные ёмкости заполнить большими пуговицами (слог Ща).
- Я ищу (используется звуковая таблица со звуком Щ).
Педагог предлагает ребёнку картинки с изображением предметов, животных, рыб. Он произносит слово и просит малыша поставить фишку на соответствующую картинку. При этом ему нужно внимательно повторять слова: «я иЩу» с выделением звука. («Я иЩу Щётку»).
Звук Щ в середине слова
Игры и упражнения.
- Будь внимательным
Ведущий называет слова, а маленький ученик хлопает только тогда, когда услышит слово, где есть звук Щ. В этой игре можно использовать следующие слова: чаща, лапоть, дом, мышь, чудовище.
- Где «ч», а где «щ»
Игра напоминает предыдущую. Только в этом случае, если ребёнок слышит звук Щ, он хлопает один раз. Когда педагог произносит звук Ч, дитя хлопает в ладоши два раза. Учитель называет следующие слова: починить, общий, банщик, очень, мечта, расчёт.
Звук Щ в конце слова
Игры и упражнения
- Строим дом для звука Щ
Для этой игры можно взять конструктор. Непоседе предлагается положить два кирпичика – это слог Ща. После этого к двум кирпичам добавить третий – слог Щи. Четвёртый кирпич будет обозначать Щу. А когда дом из пяти кирпичей будет готов, получится слово «плющ». Также можно попутно предложить непоседе нарисовать этот домик на бумаге.
- Весёлые кнопочки
Малыш должен проговорить слово с автоматизируемым звуком и при этом нажать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный цветной кружок, цветок, рыбка). Сколько таких «кнопок», столько будет и повторов.
Слова, которые используются: помощь, вещь, хрящ, прыщ и другие.
Упражнения
Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:
- Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
- Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
- Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
- Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.
Гимнастика для постановки произношения
Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
- При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
- Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
- Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
- Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.
Приступаем к выполнению упражнений
Наказать непослушный язык («Лепешка»)
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания:
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы вы не задерживали при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: попросить кого-нибудь поднести ватку ко рту, если вы делаете упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким («Блинчик»)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Приклей конфетку
Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Методические указания:
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить за произношением именно звука [ф], а не звука [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Вкусное варенье
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [м]. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх–она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Фокус
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.