Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Буквенный и звуковой состав языка

Условная последовательность букв в языке, образующая систему письменных знаков, называется алфавитом. Каждая буква в слове соответствует звуковому элементу (элементам), благодаря чему в принципе возможна письменная фиксация речи и ее воспроизведение при чтении.

Русский язык располагает алфавитом, состоящим из 33 букв.

Русская система буквенных символов представлена в таблице ниже:

А
а
Б
бэ
В
вэ
Г
гэ
Д
дэ
Е
е
Ё
ё
Ж
жэ
З
зэ
И
и
Й
и краткое
К
ка
Л
эль
М
эм
Н
эн
О
о
П
пэ
Р
эр
С
эс
Т
тэ
У
у
Ф
эф
Х
ха
Ц
цэ
Ч
че
Ш
ша
Щ
ща
Ъ
твёрдый знак
Ы
ы
Ь
мягкий знак
Э
э
Ю
ю
Я
я

Количество букв

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.

Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).

Количество звуков

Звуковой состав отличается от буквенного на 9 элементов в большую сторону, в русском языке насчитывается 42 звука.


Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы — из них состоит русская языковая система

Причины несовпадения звукового и буквенного состава языка:

  • Распадение букв я, ю, е, ё на 2 звуковых элемента, один из которых представляет собой согласный звук [j’].
  • Отсутствие звукового облика у букв ъ и ь.
  • Добавление парных согласных звуков по мягкости.

Общее количественное соотношение букв и звуков русского языка представлено в таблице ниже:

ЗвукиКоличество звуковКоличество букв
Гласные610
Согласные3621
+ъ и ь, которые не обозначают никакой звук
Итого4233

Согласные звуки принято делить по следующим критериям:

  • Твердый/мягкий/непарный по твердости/мягкости.
  • Звонкий/глухой/непарный по звонкости/глухости (сонорный).
  • Шипящие.

Значение букв я, ю, е, ё

Особое значение для русской графики имеют буквы я, ю, е, ё.

В зависимости от конкретного положения в слове они могут выполнять разные функции:

  1. Обозначать 1 гласный звук ([а], [у], [э], [о]) и мягкость предшествующего согласного. Данная функция характерна в том случае, когда указанные буквы следуют сразу после согласного. Примеры: мять [м’ат’], люк [л’ук], лёд [л’от], день [д’эн’].
  2. Обозначать 2 звуковых элемента: согласный [j’] + гласные [а], [у], [э], [о]:

я = [j’а]

ю = [j’у]

е = [j’э]

ё = [j’о].

Такую роль эти буквы могут играть в следующих позициях:

  • В абсолютном начале слова. Примеры: ярмарка [j’армарка], ёлка [j’олка], юла [j’ула], ель [j’эл’].
  • После другой гласной буквы. Примеры: баян [баj’ан], уют [уj’ут], жуёт [жуj’от].
  • После ь и ъ, выполняющих разделительную функцию. Примеры: семья [с’им’j’а], пьёт [п’j’от], шьют [шj’ут].

Значение букв ъ, ь

Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).

С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.

На современном этапе развития языка значение данных букв ограничивается несколькими служебными функциями:

  1. Смягчение. Данная функция относится только к Ь (мягкому знаку). Он смягчает любые согласные (за исключением шипящих) в середине, а также в конце слова (примеры: возьму, жаль, соль, ноль письмо, пальма). Посредством мягкого знака обозначается и мягкость сонорного согласного звука [л] перед любыми другими согласными (примеры: больной, мальчик, мыльница).
  2. Разделение. Твердый и мягкий знаки играют разделительную роль в слове. Благодаря данной функции букв ь и ъ остальные звуки не сливаются при чтении, и читающий может абсолютно точно воспроизвести слово в звучащей речи. Примеры: подъезд, адъютант, двухъярусный, обезьяна, сеньор. Наличие разделительных знаков, как правило, сигнализирует о следовании двойной гласной (я, ё, е, ю).

Отличие букв от звуков

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.

Понятие о звуке

Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.

Понятие о букве

Буква – это графический знак, которым на письме обозначаются звуки. Все буквы в языке делятся на гласные и согласные, а также на строчные и прописные. Звукобуквенные отношения в языке неоднозначны. Так, одной и той же буквой могут обозначаться на письме совершенно разные звуки (пример: молоко – [мъл˄ко], буквой о обозначено 3 разных звука).

Имеет место и обратная ситуация, когда один и тот же звучащий элемент изображается на письме различными буквами (пример: лук – луг, [лук] – [лук]).

Графический символ может одновременно обозначать сразу 2 звука (пример: юла – [j’ула]), а в других случаях ни одного (пример: ель – [j’эл’]). В орфографической ситуации «непроизносимая согласная» у буквы отсутствует всякое звуковое соответствие (пример: лестница – [л’эсн’ица]).

Отличия букв от звуков

Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:

БукваЗвук
Визуальный элемент (видим, читаем)Аудиальный элемент (слышим, произносим)
Обозначающий элементОбозначаемая единица
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласныеОбладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными.
Не определяют выбор звука речиОпределяют выбор буквенного знака

Буквы а, у

§13

После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю),

напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу.

Примечание 1. В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш пишется буква ю : жюри, жюльен, брошюра, парашют и некоторые другие, более редкие.
Примечание 2. В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц пишутся буквы я, ю, напр.: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц, нередко произносятся мягко.

Буквы ю и я пишутся по традиции после ч в некоторых фамилиях (ю – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

↑ Cодержание ↑

Разделение звуков и букв на согласные и гласные

Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных. Гласные буквы составляют противоположный по характеристикам класс элементов.

Отличие гласных звуков от согласных:

  • По способу артикуляции: гласные образуются при участии голоса, шумы полностью отсутствуют; воздушная струя не встречает какой-либо преграды при произнесении;
  • согласные образуются либо только из шумов (глухие), либо из шумов и голоса (звонкие и сонорные).
  • По акустическим характеристикам:
      гласные определяются тоном, они отличаются мелодичностью и гармоничностью восприятия; такой акустический эффект достигается за счет определенных колебаний голосовых связок;
  • согласный звук характеризуется дисгармоничностью и отсутствием музыкальности из-за преодоления потоком воздуха механических преград речевого аппарата.
  • По функции в слове:
      основная функция гласных – слогообразование (количество слогов всегда приравнивается к числу гласных звуков в слове). Другие дополнительные функции – это окрашенность речи, сила звучания, эмоциональная нагруженность;
  • главная функция согласных звуков – делать речь четкой, разборчивой, членораздельной (практически любое слово можно угадать по согласным звукам, при отсутствии гласных).
  • Особенности шипящих звуков

    Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

    Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.

    Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:

    • мужь;
    • нессши;
    • часъ;
    • уюти и пр.

    Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

    В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

    • тревожь;
    • шить;
    • жир;
    • рожь и т. д.

    Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

    Гласные звуки и буквы

    Русский язык насчитывает в своем составе 10 гласных букв и 6 гласных звуков. В звучании русского литературного языка преобладают звуки [и] и [а], данный феномен принято называть «аканье», «иканье». Главная особенность гласных звуков, вызывающая трудности в орфографическом написании, – это видоизменение качества звука (редукция) в ослабленной позиции.

    Сильным положением для гласного считается нахождение звука под ударением, в остальных случаях сила и качество звучания ослабляется. Главная функция гласного звука – способность образовывать слог и становиться его вершиной. В русской языковой системе согласные не могут выступать в качестве слогообразующих единиц.

    Другие типы согласных

    Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

    Непроизносимые

    В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].

    Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

    Удвоенные

    Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

    Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

    Понятие о транскрипции

    Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы лучше всего отображаются в фонетической транскрипции. Буквенная фиксация речи не отражает ее звуковой облик. Графическое изображение речи во многих случаях неоднозначно (пример: буква ю может означать 2 звука или же 1).

    Для точной передачи звучащей речи на письме был разработан метод транскрибирования.

    Фонетическая транскрипция призвана передавать даже тонкие особенности звуков, обусловленные аспектами акустики и артикуляции. Транскрипционная фонетическая запись всегда заключается в квадратные скобки. Для обозначения некоторых звуковых параметров используют дополнительные (диакритические) знаки, например, [’] знак мягкости согласного звука.

    Фонетическая характеристика

    Звук [ж]:

    1. Согласный.
    2. Звонкий парный (пара – [ш]).
    3. Твёрдый непарный (всегда твёрдый).

    Звук [ш]:

    1. Согласный.
    2. Глухой парный (пара – [ж]).
    3. Твёрдый непарный (всегда твёрдый).

    Звук [ч’]:

    1. Согласный.
    2. Глухой непарный (всегда глухой).
    3. Мягкий непарный (всегда мягкий).

    Звук [щ’]:

    1. Согласный.
    2. Глухой непарный (всегда глухой).
    3. Мягкий непарный (всегда мягкий).

    Фонетический разбор лексической единицы

    Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы необходимо обозначать при разборе лексической единицы со стороны фонетики. Звуковой анализ слова – это описание лексической единицы с точки зрения ее буквенного и звукового содержания, а также слогового разделения.

    Пошаговая инструкция фонетического разбора лексической единицы:

    1. Выписать необходимое слово в той словоформе, в которой оно представлено.
    2. Обозначить ударный слог.
    3. Расчленить единицу на слоги.
    4. В квадратных скобках произвести транскрибирование.
    5. Записать отдельно, в вертикальный столбец, каждый звук из фонетической транскрипции.
    6. Охарактеризовать каждый выписанный звук по предложенной ниже схеме:
        гласный: ударный/безударный;
    7. согласный:
        звонкий/глухой/сонорный, твердый/мягкий, шипящий.
    1. Подсчитать количество букв в лексической единице.
    2. Определить численность звуков в анализируемом слове.
    3. Соотнести звукобуквенный состав, обозначить несоответствия, если они имеются.

    Звонкие и глухие, шипящие звуки, относящиеся к классу согласных букв, а также гласные буквы позволяют фиксировать письменно и воспроизводить устно речевой поток. Данные единицы – основа языковой системы.

    Оформление статьи: Е.Чайкина

    Работа со скороговорками

    Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

    Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.

    Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

    Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

    О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

    Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]