Дефект смягчения. Специфика работы.методическая разработка по логопедии по теме

  • Главная
  • /

  • Что делать, если ребенок смягчает согласные?

Замечали ли вы за свои ребенком, что он в разговоре смягчает согласные? Создается впечатление, что он «сюсюкают», как полуторогодовалый малыш. Это дефект смягчения. Чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем лучше. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде окажут вашему ребенку своевременную логопедическую помощь.

Познавательная страничка

В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар. Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к’г’х’) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Дефект смягчения

Дефект смягчения

– это постоянные, регулярно повторяющиеся замены мягких согласных соответствующими твердыми парами и наоборот. Дефекты смягчения и твердости чаще встречаются в структуре возрастного косноязычия, дислалии, дизартрии, тугоухости. В ходе диагностики исследуется состояние слуха, строение и подвижность артикуляционного аппарата, звукопроизношение, слуховая дифференцировка. Специфика логопедической работы зависит от разновидности и причины дефекта, включает выработку базового артикуляционного уклада, развитие фонематических процессов, отработку дифференциации твердых и мягких вариантов фонем.

Мама будет Логопедом

Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

  1. Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
  2. Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ.По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

Консультация «Дефекты смягчения и оглушения»

Консультация «Дефекты Смягчения и оглушен ия»

Дефекты произношения звонких согласных выражаются в замене их глухими парными согласными, например: баба-папа, дом-том. Этот недостаток часто распространяется на все шесть звонких звуков (ВБДГЗЖ). Замена глухих согласных их парными звонкими встречается довольно редко.

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

При произнесении звуков (В Б Д) положение губ и языка изменяется в зависимости от следующего гласного.

При (ВО, БО,ДО,ВУ,БУ,ДУ) губы выдвигаются вперёд, язык оттягивается назад.

При (ВИ,БИ,ДИ,ВЕ,БЕ,ДЕ) губы примыкают к зубам, спинка языка выгибается

При исправлении дефектов произношения звонких согласных необходимо особое внимание уделять использованию слухового внимания ребёнка, его зрения и осязания.

Исправление следует начинать с группы щелевых звуков (В 3 Ж) так как они могут произносится длительно, тогда как смычные (БДГ) произносятся кратко.

Причины:

Снижение физического слуха.

Несформированность фонематических процессов.

Нарушение деятельности голосовых складок, обусловленных органическими

или функциональными расстройствами.

Общие приёмы для постановки звонких звуков.

Логопед произносит звонкий звук, а ребёнок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание (тыльной стороной руки). Далее ребёнок сам произносит звук, держа руку на своей гортани, а другую на гортани логопеда.

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки.

Сначала шёпотом, затем громко, после чего непосредственно переходят к произношению нужного согласного.

Шёпотом ААААА Громко ААААА

Для озвончения взрывных согласных, звуки на одном выдохе произносят отрывисто.

Если эти способы не дают результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приёмам.

Работа начинается со звука (В).

Дефекты смягчения.

Далее следует подробное повторение за логопедом слов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, та-тя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, а)фа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.)

Если прямое подражания окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребёнку предлагают произнести гласный И а затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребёнку несколько раз повторить тот же слог шёпотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчётливое П‘, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шёпотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй- шёпотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. Закрепив полученный таким образом мягкий звук П-П’, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’— А, а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’- Ф’-В’).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем.

В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук Т\ Предложив ребёнку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка, можно автоматически получить звук Т’, в изолированном виде (Т’-Т-Т) или в открытом слоге (ТЯ,ТЯ,ТЯ). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к нёбу.

Аналогичным путём из слога АТ получается слог АТ’. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребёнка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука Т’ в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуковД’отД и Н’отН

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твёрдых путём подъёма спинки языка к нёбу, ребёнок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: Ф\

Что касается звуков КТ’Х’,то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они,как правило, встречаются лишь перед гласными И,Э, (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) И усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком И) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов,слогов и фраз,необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении,но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов

Дифференциация изолированных звуков Т-Д

Цель. Добиваться от каждого ребёнка умения различать на слух звуки Т и Д и знать, чем они отличаются.

Произносит звуки Т и Д. Предлагает детям закрыть уши ладонями и произносить поочерёдно Т Д-Т-Д. Объяснив, что при Д в ушах звенит, а при Т не звенит, звук слышится глухо. Далее логопед предлагает ребёнку прикоснуться кистью руки к своей гортани и произнести Т-Д-Т-Д. При Д ребёнок ощутит дрожание.

Лог. Берёт две картинки,на которых изображены поезд и мотоцикл. Показывая картинку «поезд», говорт: «Когда быстро идёт поезд, то колёса стучат: «Т-Т-Т». Дети повторяют. А показывая картинку «мотоцикл»,говорит: «Когда заводим мотор у мотоцикла,то он шумит: «Д-Д- Д». Дети повторяют. После этого,показывая поочерёдно картинки,логопед просит детей повторить, как стучат колёса поезда и как шумит мотор мотоцикла.

Дифференциация звуков Т-Д в словах.

Цель. Чётко произносить звуки Т и Д в словах и не смешивать их.

Л. сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один из этих звуков другим чудесным звуком, получится новое слово. Я назову два слова, а вы отгадайте, чем отличаются эти слова и о каких звуках мы будем говорить: тачка-дачка;

Л. «Придумайте сами слова со звуком Т или со звуком Д и скажите, где этот звук стоит. А теперь мы поиграем. Надо быть очень внимательным, чтобы

Игра «Дима и Тим а».

Дети делятся на две группы. Одна группа изображает Тиму, другая- Диму. Дети,которые изображают Тиму, становятся на расстоянии вытянутых рук с левой стороны, они выполняют те упражнения, которые делал Тима. Дети с правой стороны выполняют упражнения,которые делал Дима.

«Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Были они очень похожи друг на друга, но никогда не делали ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот что из этого получилось.

Тима- руки поднимает.

Посмотрела на них мама и говорит: «Некрасиво у вас получается. Один делает одно,другой-другое. Давайте делать вместе. Тима и Дима стали с мамой делать гимнастику.

Дифференциация звуков Т-ТЬ изолированных и в слогах

Цель. Добиваться от детей умения различать твёрдый и мягкий звуки (Т-ТЬ) на слух. Показать разницу в их артикуляции.

Обратить внимание детей на положение кончика языка при произнесении этих звуков,а также на их звучание; звук Т произносим твёрдо, он звучит сердито, а звук ТЬ произносится мягко, он звучит нежно. Соотнести звук Т со стуком колёс вагона поезда, а звук ТЬ с пением птички.

Игра «Угадай, кто поё т».

Поехал поезд в далёкий путь. Едет, а колёса недовольны, что им придётся далеко ехать, и они сердитую песню поют; «Т-Т-Т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Слышит,колёса сердитую песню поют; «Т-Т-Т»

— и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная; «ТЬ-ТЬ-ТЬ». «Как пели колёса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колёс?

А что делал кончик языка,когда мы пели песню птички?

Какая песня у колёс вагона? (Сердитая).

Консультация «Ребенок и природа» Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра.

Консультация «Будущее России» Если доброта, как солнце светит, Радуются и взрослые и дети…. Дети наше будущее – мы часто это слышим из разных источников. И это действительно.

Консультация «Детский фитнес» Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении. Это вызывает утомление определенных.

Консультация для родителей СЛУЧАЙНО ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННО? Добиваясь беспрекословного послушания от детей, родители подчас забывают о возрастных особенно-стях их ребенка.

Консультация для родителей Консультации для родителей Разработала: Логвиненко Л. Т. Воспитатель МДОУ Д/с №12 «Здоровье всему голова» Запомни: Здоровье.

Консультация для родителей Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами. Наступила долгожданная весна и всё изменилось: горячее солнце отогревает город, журчат.

Консультация «Упражнения на суше» Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный.

Консультация «Поговорим о нравственности» Поговорим о нравственности Много лет темой моего самообразования является «Воспитание нравственности у младших школьников». А что же считать.

Консультация «Учим стихи» Дети очень быстро запоминают ритмичные строчки, они их повторяют за взрослыми, поэтому чаще читайте, рассказывайте своему малышу сказки.

Источник

Копилка знаний

Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Упражнение «Киска сердится»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Логопедические занятия в Центре Речи — система занятий, направленных на коррекцию нарушений всех сторон речи: звукопроизношения, фонематики, грамматики, лексики, слоговой структуры.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.

Причины

Возрастные несовершенства речи

Смягчение (палатализация) согласных или замена мягких фонем на твердые считается нормальным явлением при физиологической дислалии. Все дети в своем речевом развитии проходят этап возрастного косноязычия, обусловленный недостаточной сформированностью движений органов артикуляции и фонематического слуха. Чаще встречается смягченное произношение, но возможен и дефект твердости. Примерно к 4,5-5 годам по мере совершенствования фонетико-фонематических процессов дефекты звукопроизношения исчезают.

Дислалия

Дефекты смягчения и твердости характерны для функциональной (акустико-фонематической, артикуляторно-фонематической) и механической дислалии. Непосредственными производящими факторами выступают:

  • несформированность акустической дифференциации;
  • слабость язычных мышц;
  • готическое небо.

При неоправданной палатализации согласных детская речь становится «сюсюкающей»: «тяпки» вместо «тапки», «дёмик» вместо «домик». При отсутствии смягчения речь теряет свою плавность, протяжность, мелодичность. Ребенок говорит «тота» вместо «тётя», «лублу» вместо «люблю». При дислалии нередко встречаются полиморфные комбинированные нарушения звукопроизношения, например, сигматизм + ротацизм + дефект смягчения.

Дизартрия

При дизартрии дефект мягкости или твердости может быть обусловлен повышенным тонусом (спастичностью) или парезом языка, гиперкинезами. При этом высокий тонус мышц средней трети спинки языка обусловливает смягчение твердых согласных (псевдобульбарная дизартрия), а паретичность и вялость – исчезновение палатализации (бульбарная дизартрия). Подобные нарушения наблюдаются также при стертой, мозжечковой дизартрии.

Тугоухость

Снижение биологического слуха – врожденная или рано развившаяся тугоухость у детей ‒ затрудняет восприятие речи окружающих и слуховой контроль за собственным звукоизвлечением. У слабослышащих детей дефект смягчения нередко сочетается с дефектом озвончения, сигматизмом, ротацизмом, парасигматизмом. Отмечается монотонность и гнусавость голоса.

Артикуляционная гимнастика

Начальная школа «Здоровое детство» как полноценное и дополнительное образование

Успейте записаться! Запись открыта!

Дорогие мамочки! Мы рады сообщить вам, что вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» не только как полноценное образование, но и в качестве дополнительного образования!!!

Если вы понимаете, что ваш ребенок не справляется с обучением в школе, то Центр Речи готов придти вам на помощь! Вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» в своем режиме в качестве дополнительного образования (помощь с трудностями в обучении, репетиторы, оздоровление).

Что делать, если ребенок смягчает согласные?

Замечали ли вы за свои ребенком, что он в разговоре смягчает согласные? Создается впечатление, что он «сюсюкают», как полуторогодовалый малыш. Это дефект смягчения. Чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем лучше. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде окажут вашему ребенку своевременную логопедическую помощь.

Классификация

Дефекты твердости и мягкости могут охватывать любые пары звуков, различающиеся по данному признаку. Недостаток звукопроизношения может затрагивать все речевые фонемы (тотальный) или только некоторые (частичный). По своему механизму расстройства твердости/мягкости бывают фонетико-фонематическими (при нарушенной артикуляции и слуховом восприятии) или чисто фонематическими (при нарушении слуховой дифференциации):

К развитию дефекта смягчения предрасполагает несформированность у ребенка фонематических процессов и речевых кинестезий, снижение физического слуха, нарушения строения органов артикуляции, изменение тонуса артикуляционных мышц. По своей психолого-педагогической характеристике такие дети относятся к группе ФФН или ОНР.

Коррекция

Дефекты твердости и мягкости неизбежно отражаются на письме. В процессе школьного обучения у детей с подобными нескорректированными проблемами диагностируется акустическая дисграфия. Поэтому логопедические занятия необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. Индивидуальный маршрут зависит от вида нарушения.

Подготовка органов артикуляции

Если палатализация согласных обусловлена высоким мышечным тонусом спинки языка, работу необходимо начинать со снятия напряжения его мышц. На первом этапе проводится расслабляющий массаж языка с акцентом на среднюю часть, артикуляционная гимнастика (упражнения «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Пожуем грушу» − «жевание» медицинской спринцовки №1, поглаживание языка губами).

При смягчении и слабости мышц языка, напротив, усилия логопеда должны быть направлены на активизацию язычной мускулатуры. Прибегают к активизирующему логопедическому массажу и упражнениям («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами). В обоих случаях уделяется внимание развитию мягкой моторики и речевого дыхания.

Коррекция фонематических процессов

Ребенку объясняются отличия между твердыми и мягкими согласными, обыгрываются основные отличительные признаки звуков. Используются упражнения на различение квазиомонимов, показ артикуляционных профилей, работа с парными картинками на смешиваемые звуки. На данном этапе важно выработать у ребенка зрительный и кинестетический контроль.

Выработка правильных артикуляционных укладов

Для постановки звуков используются приемы по подражанию и объяснению, механический способ. Разные авторы предлагают различную последовательность отработки звуков при дефекте смягчения. Наиболее распространенная схема: переднеязычные, губно-зубные, губные, свистящие, соноры. Параллельно проводится дифференциация непалатализованных и палатализованных согласных, как на слух, так и в произношении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]