Материал для оформления логопедических тетрадей
Материал для оформления логопедических тетрадей
Логопедические тетради нужно оформлять так, чтобы их понимали родители. Обычно в тетради я пишу, какие звуки нарушены и что я с ними сейчас делаю: ставлю, автоматизирую или дифференцирую; график работы и правила пользования логопедической тетради.
- График работы и как пользоваться логопедической тетрадью.
График работы приклеивается на форзац, чтобы родителям было проще ориентироваться, когда можно подойти к логопеду.
Так же, вклеивается в тетрадь или вкладывается в папку лист: «Как пользоваться логопедической тетрадью», где пишутся следующие правила:
Как пользоваться логопедической тетрадью?
- Тетрадь необходимо приносить на каждое логопедическое занятие.
- Домашние задания вклеиваются в четверг-пятницу.
- Все домашние задания выполняются по 15-20 минут в день. Не пытайтесь выполнять все задания в один день, разделите их на несколько дней.
- Все задания, которые вклеиваются в тетрадь, необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.
- Задания необходимо выполнять каждый день. Если Вам сегодня ничего не написали – необходимо повторить, что было задано до этого.
- Не выполняйте домашние задания за ребенка, делайте их вместе с ним.
- Приучайте ребенка бережно относится к тетради: не мять ее, не загибать листы.
- Нарушенные звуки и артикуляционная гимнастика.
Табличка с нарушенными звуками ответит на вопрос родителям, что Вы ставите ребенку, а так же на каждом занятии будет напоминать Вам, что поставлено, а что нужно ставить ребенку в дальнейшем (чтобы не смотреть в экран звукопроизношения).
Фамилия имя ребенка
Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ |
В нижние клеточки ставится кружок с обозначением, что мы делаем в данное время со звуком.
⃝ — постановка звука
⃝ — автоматизация звука
⃝ — дифференциация звука
Так же для родителей вклеивается артикуляционная гимнастика, с точным разъяснением каждого упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Выполнять перед каждым домашним заданием
Улыбочка | Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы сомкнуты | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Заборчик | Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (зубы в правильном прикусе) | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Трубочка | Вытянуть губы вперед (зубы сжаты) | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Трубочка — заборчик | Чередовать упражнения «Трубочка» и «Заборчик» | Чередовать 5 раз – «трубочка», 5 раз – «заборчик» |
Накажем непослушный язычок | Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя» | Повторить 10 раз |
Лопаточка | Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Иголочка | Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Лопаточка – иголочка | Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение «иголочка» | Чередовать: 5 раз – лопаточка, 5 раз – иголочка |
Чистим зубы | Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние). Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону |
Шоколадка | Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. | Повторить по 4-5 раз в каждую сторону. |
Часики | Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево от одного угла рта до другого. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |
Качели | Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |
Больной пальчик | Положить широкий плоский кончик языка между губами (то есть губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. | Повторить 2-3 раза |
Задуй свечку! | Положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на 2 пальчика («свечку»). Делать 1 глубокий вдох и 2-3 резкий сильных выдоха. Щеки не надуваются. | Повторить 2 -3 раза. |
Горка | Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. | Удерживать в таком положении на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Вкусное варенье | Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (зубы не прикусывают язык). | Повторить 3-5 раз |
Лошадка | Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком. Стараться не двигать нижней челюстью. | Повторить 10 раз |
Грибок | Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка» перед цоканием) | Удерживать на счет до 10. Повторить 2-3 раза |
Гармошка | Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней челюстью вверх-вниз. | Повторить 5-6 раз. |
Конфетка | Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку. | Повторить по 2-4 раза с левой и правой щекой. |
Все эти напоминания вклеиваются родителям в тетради, только после этого вклеиваются непосредственно домашние задания в тетради.
Дыхательная гимнастика
Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:
- Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
- Дуем на вертушку как можно дольше;
- Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
- Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».
Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе
Улучшение речевого слуха
Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:
- Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
- Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
- Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
- Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».
Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!
Подготовка в постановке Л
Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.
Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:
- «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
- «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
- «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
- «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
- «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.
Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.
Причины нарушений
Возможных провоцирующих факторов много:
- Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
- Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
- Слабость мимики и языковых мышц;
- Неправильное строение уздечки под языком.
Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.
Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.