Введение
Введение — важнейшая часть агитационной речи, так как именно в начале своего выступления вы можете расположить к себе аудиторию, почувствовать ее реакцию, выработать дальнейшую линию поведения. Во введение необходимо определить цель, а также дать пояснения по выбранной вами теме. В начальной стадии выступления важно настроить слушателей так, чтобы облегчить дальнейшее общение и вызвать положительную реакцию. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, с целью вызвать внимание публики, необходимо включить в свою речь юмор. При этом качество юмора должно соответствовать выбранной аудитории. Если вы не одарены чувством юмора, то лучше не рисковать, а процитировать известную личность, к мнению которой аудитория обязательно прислушается.
Во-вторых, постарайтесь создать атмосферу примирения, то есть выработать общее основание для соглашения. В данном случае важно объяснить слушателям, что вас с ними объединяет единая цель и задача, что у вас нет желания что-то навязывать. Главное – создать длительный контакт с залом и удержать его до конца вашей речи. Больше улыбайтесь, используйте жесты доброжелательности. Чаще задавайте вопросы побуждающего характера, которые требуют обязательного ответа. Ваша цель во введении – заинтересовать слушателя.
Повышение электобилити
Электобилити – готовность некоторой части людей голосовать как большинство или вовсе не проявлять активность, если они понимают, что их кандидат заведомо проиграет выборы. Чтобы повысить электобилити нужного кандидата, часто публикуют результаты опросов, которые показывают, что он уже побеждает по мнению большинства.
*Пример информационной листовки с рейтингом депутатов городской думы г. Каменск-Уральский на основании лайков в социальных сетях
Чему научиться?
Да, вы не можете упоминать своих прямых конкурентов, но вы можете использовать косвенное сравнение. Например: “Каждый 10-ый житель района меняет шины у нас” или “97,6% клиентов довольны сотрудничеством с нами”.
Агитационная публичная речь
3) Достаточно ли приведено примеров? Если известно, что все явления той или иной группы, о которой делают умозаключение, тождественны, то достаточен один пример для обоснования обобщения. Это будет правильно в отношении химического опыта. В данном случае тщательно отмеренные элементы кладутся в пробирку и делается вывод о результатах, наступающих во всех случаях при той же комбинации элементов. Но химик не раз проделает опыт, чтобы убедиться в безошибочности вывода.
Решение вопроса, достаточно ли взято примеров, зависит от их количества, способа отбора и видоизменяемости. Взяв наудачу два случая детской преступности, еще нельзя прийти к выводу, что все малолетние правонарушители или большинство из них психически неполноценные. В стране много тысяч малолетних преступников; при отборе нескольких примеров большую роль сыграет случайность: малолетние, как и вообще все люди, весьма различны.
4) Типичны ли примеры? Этот вид проверки имеет прямое отношение к изложенному выше. Достаточно или недостаточно примеров, зависит от того, насколько они типичные.
5) Имеются ли отрицательные примеры, которые следует принять в соображение? Отрицательный — это пример, не подтверждающий заключения; он — исключение из правила. Если слушатели знают о таком отрицательном примере, который выпадает из поля зрения оратора, они могут по одной этой причине отвергнуть всю речь. Самое надежное правило — уделять внимание отрицательным примерам в зависимости от их значения. Всякий раз, когда идет речь о статистических суммарных данных, отрицательным примерам следует придать четкую и точную форму. Нередко достаточно привести самый вывод в статистической или иной форме и дать объяснение, каким путём получены данные (умозаключение).
б) Аналогия
Главный вариант обобщения — заключение от частного к частному. Это — аналогия, или умозаключение по аналогии. Два предмета похожие один на другой, по крайней мере с какой-то точки зрения аналогичны. Отмечая сходство и делая вывод, что схожие предметы тождественны и в других отношениях, происходит рассуждение по аналогии. Следует различать аналогию в буквальном смысле слова, когда сравниваемые предметы в основном одного и того же порядка; но, также существует аналогия фигуральная, отмечающая сходство в предметах различного порядка, к примеру: не мечи бисер перед свиньями (следовательно, нельзя расточать истину перед глупцами). Здесь ясно видно, что, поскольку есть существенная разница между бисером и истиной, свиньями и глупцами, фигуральная аналогия представляет только риторическую, а не логическую ценность. Вполне естественно, что такая аналогия, примененная в качестве иллюстрации, придает описанию более оживленный вид, но было бы явно ошибочно пользоваться ею как доказательством. Далеко не многие буквальные аналогии настолько логичны, как они кажутся, в чем мы убедимся далее.
Проверка аналогии:
Следует применить два способа для тщательной проверки каждой аналогии:
1) Действительно ли уместно сравнение явлений?
2) Нет ли существенного различия между ними?
Два и более явлений могут быть существенно схожи и все же отличаться отсутствием подобия, необходимого с точки зрения доказываемого положения. Истина в том, что нет полной логической аналогии, ибо не бывает двух совершенно одинаковых совокупностей обстоятельств. Поэтому аналогией редко можно пользоваться, не обращаясь к другим видам доказательств.
в) Умозаключение о причинной зависимости
Умозаключение о причинной зависимости играет особенно важную роль в речи агитатора. Именно ему чаще всего приходится держать речь о смене явлений. Заключение о причине и есть логическое рассуждение о перемене: оно представляет вывод, что при данном положении вещей результатом будет то или иное (заключение от причины к следствию) или что данное положение вещей вызвано известными другими условиями (заключение от следствия к причине). Вариантом этих видов умозаключения будет вывод от следствия к следствию, если у того и другого одна общая причина.
В заключении от причины к следствию причина известна и из нее выводится следствие
Пример: Стоимость нефти поднялась, следовательно, поднимется и цена на нефтепродукты.
В заключении от следствия к причине известно следствие и о причине делается вывод:
Пример: У рабочих промышленных предприятий, где введена дополнительные денежные выплаты за перевыполнение плана, производительность труда выше, чем на предприятиях, где нет материального стимулирования; следовательно, деньги — причина разницы в производительности труда.
В заключении от следствия к следствию известно одно из них, другое выводится из известного:
Пример: Армии государств А и Б придвинулись к общей границе, следовательно, война надвигается.
Проверка умозаключения о причине:
В каждом спорном случае умозаключения о причинной зависимости необходимо применять следующие правила проверки, хотя они иногда и совпадают.
1) Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предполагаемая причина? Если ответ —«да», то вы не вправе утверждать, что предшествующее явление— единственная возможная причина. Или нет никакой связи между двумя явлениями, или есть другая возможная причина.
2) Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо? Если ответ — «да», то вы не вправе утверждать, что последующее явление есть единственное возможное следствие. Или нет никакой связи между двумя явлениями, или есть другое возможное следствие.
До самого конца прошлого столетия господствовало убеждение, что люди заболевают тропической лихорадкой, заражаясь от отбросов, содержащих микробы лихорадки. Однако на основании многочисленных смелых опытов под руководством военного врача Уолтера было установлено (проверка № 1), что тропическая лихорадка (предполагаемое следствие) возникала при отсутствии какого бы то ни было соприкосновения со средой, зараженной микробами. Уолтер также доказал (проверка №2), что люди, имевшие постоянное соприкосновение с зараженной микробами средой, не заболевали. Этими же опытами он установил, что тропической лихорадкой заболевают при укусе комара — носителя микробов лихорадки.
Если условия, поставленные в отношении друг к другу как причина и следствие, могут быть изолированы и проверены путем эксперимента, как это было при опытах с тропической лихорадкой, двух только что приведенных способов проверки достаточно для того, чтобы показать неправильность выводов. Но факты, входящие в содержание большинства речей, не поддаются такому исследованию, и поэтому необходимы дополнительные приемы проверки.
3) Не представляет ли единственная связь между следствием и его предполагаемой причиной только случайное возникновение одного после другого? Этот способ помогает выявить характерное заблуждение в умозаключении о причине, хорошо известное под латинским названием post hoc ergo propter hoc (после этого, следовательно по причине этого). Данная ошибка представляет форму беспечного обобщения отрывочных сведений. Она результат врожденного предрасположения людей поддаваться наиболее бросающимся в глаза сторонам явлений как доказательствам. Неправильный вывод «после этого, следовательно…» лежит в основе суеверий и в большинстве случаев объясняет их устойчивость даже у образованных людей. Дорогу перебежала черная кошка, и на другой день человек сломал ногу. Люди склонны забывать массу других случаев, когда также дорогу перебежала черная кошка— и никаких печальных последствий не было. Конечно, между предшествующим и последующим явлениями может оказаться причинная связь, даже если ее нельзя объяснить.
4) Нет ли других возможных причин? Волнующая причина или ближайший повод явления кажутся более очевидными, чем основная причина. Поверхностный оратор рассуждает: «Отсутствие делового доверия — причина увольнения с предприятия». Уклонение от установления основной причины — обычная форма уловок, вроде следующей:
За то, что меня не приняли в учебное заведение, винить нужно члена приёмной комиссии, который поставил мне неважную отметку.
В области общественных наук и человеческого поведения мы встречаемся с многообразными причинами. Тот или иной человек совершает преступление не только потому, что он был в плохих материальных условиях, или не имеет надлежащего образования, или вырос в неудачно сложившейся семейной обстановке (родители разведены и т. д.), или страдает психической неполноценностью. Наиболее вероятно, что все или большинство этих причин, а не какая-нибудь одна обусловили преступление.
5) Нет ли других возможных последствий? В большинстве случаев заключение от причины к следствию представляет на самом деле предсказание будущих событий. В таких случаях абсолютная проверка невозможна. Силы, открыто еще не вступившие в действие и нераспознаваемые, могут противодействовать существующим факторам. Почти во всех суждениях об исторических катастрофах можно обнаружить ошибку в заключениях от причины к следствию.
Так как заключение от причины к следствию имеет в виду будущее, оно подвержено влиянию произвольного мышления, то есть мышления, которое определяется желаниями и чаяниями. Потворствуя произвольному мышлению, оратор сможет добиться временной общей поддержки. Но подобная удача будет стоить потери доверия и уважения. Такой урон, не всегда ощутимый отдельным оратором, в целом снижает уважение к лицам, принявшим на себя бремя общественных выступлений.
г) Дедукция, или умозаключение из общего положения
Дедукция — кратчайший путь к познанию. В этом ее характерное преимущество. Явления, которые мы сами или другие постигли при помощи обобщения, приобретают значение общего правила, необходимого нам для дальнейшего познания. Например, то, что мы знаем о тяготении, есть действующий принцип, ежедневно применяемый нами без индуктивной его проверки.
Дедукция проста в том смысле, что состоит из трех суждений:
1) общего положения, именуемого большой посылкой;
2) связанного с ним суждения, ведущего к его применению под названием малой посылки;
3) заключения.
Весь трехстепенный процесс называется силлогизмом.
Дедуктивные методы обычно применяют в сочетании с индуктивными или другими дедуктивными приемами. Или большую, или малую посылку устанавливают путем индукции и затем переходят к следующей стадии. Или заключение одного силлогизма может служит посылкой для другого силлогизма, или возможно слияние силлогизмов, имеющих общее заключение.
Обычно не излагают в формальной последовательности все три стадии дедуктивного процесса. В конспекте они также не приводятся в этом порядке; первым здесь идет заключение, а посылки следуют за ним в качестве подчиненных тезисов. Малая посылка может предшествовать большой, как видно из приводимого примера:
I. Цитрусовые плоды необходимы для поддержания здоровья.
Заключение.
А. Цитрусовые плоды содержат витамин С.
Малая посылка.
Б. Продукты, содержащие витамин С, необходимы для поддержания здоровья.
Большая посылка.
Очень редко бывает целесообразно строить главный раздел речи только в дедуктивном плане. Такие замкнутые в себе доводы, как приводимые ниже, заслуженно вызывают обвинения в ухищрениях и софистике:
По шестой заповеди нельзя убивать; смертная казнь — убийство, следовательно, смертная казнь недопустима.
Эти доводы, возможно, и произведут впечатление, но для слушателя они недостаточны. Если ничего, кроме указанных соображений, не приводится, он отвергнет их, поскольку шестая заповедь имеет в виду только незаконное убийство. По крайней мере слушатель пожелает знать, сможет ли практика следовать столь поверхностно истолкованной заповеди.
Дедуктивные заключения проверяются двумя способами:
1) Правильны ли посылки?
2) Следует ли из них данный вывод?
Хотя искусство пользования силлогизмами представляет неизмеримую ценность для оратора, вряд ли целесообразно прибегать к нему без изучения методики спора и курса логики.
ОШИБКИ В СУЖДЕНИЯХ
Пожалуй, ничто так дорого не обходится оратору, как быть разоблаченным в неправильных суждениях. Одна ошибка — и всю речь в целом ожидает провал, особенно если аудитория критически или недоверчиво настроена. Первые три ошибки, приводимые далее, имеют отношение к самому существу утверждений, остальные — к способам приложения утверждений в процессе суждения.
а) Утверждения, ошибочно считающиеся правильными:
Неправильные утверждения могут заключаться в больших посылках или в общих убеждениях, на которых основывается дедукция. Они могут также быть в частных примерах, составляющих предмет обсуждения. Доводы, основанные на неправильном предположении,— самые обычные из всех ошибочных суждений. Довольно легко обратить внимание на наиболее явные, безоговорочные утверждения, которыми бросаются беспечные и не думающие люди в частных разговорах и в публичных выступлениях.
Хотя и нужно опираться на общепринятые истины и часто приводить их как таковые, без доказательств, однако после тщательного отбора популярных полуистин и предрассудков будет обнаружено, что таких истин гораздо меньше, чем многие думают.
б) Неприемлемые для слушателей утверждения:
Оратора может удовлетворить утверждение как соответствующее действительности, но, прежде чем воспользоваться им без доказательств, следует решить, достаточно ли оно очевидно для слушателей.
Вопрос о недопустимых утверждениях затрагивает всю проблему изучения состава аудитории и надлежащего использования авторитетных высказываний и статистики. Просто сказать, что «статистические данные доказывают…» или «всем известные авторитеты полагают…», «расследование показало…» — ничего не даст, если слушатели критически настроены.
Теги
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВОэталоном ораторского мастерства.
слушателейсделатьговоримдолжнымназадкакимстатьяболеегодыбылообразомследующиетемиполитическоегородакурсыимеетсловасайтавсехразвитиеопределенногокрасноречиезаключениезаконаматериалыновостивыводсредствкампании
Публичная речь – одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: “Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать” (Ж. Лабрюйер); “В речи слово – выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает” (Л. Н. Толстой). |
N причин проголосовать За
В такого рода листовках перечисляется несколько причин выбрать того или иного кандидата. В этом случае ставка делается на то, что разные типы целевой аудитории голосуют за того или иного кандидата по разным причинам, а если таких мотивов несколько, то и агитка найдёт больший отклик.
*Пример листовки 5 причин голосовать за кандидатов депутаты Морозова и Китаева.
Аргументацию делят на рациональную – она оперирует фактами и строится на логике, и эмоциональную – такие аргументы взывают к чувствам и содержат приёмы художественной литературы, а не конкретные цифры.
Пример текста Чаплина
Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.
Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.
Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.
«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».
Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».
Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».
Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».