Особенности работы воспитателя логопедической группы

Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.

Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.

Ключевые обязанности воспитателя

Воспитатель в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обязан принимать меры для увеличения словарного запаса дошкольников, устранения аграмматизмов, недостатков фонемообразования и неправильного произношения. Поэтому в такой педагогической деятельности есть уникальные особенности. Учитывая их, педагоги и врачи эффективно устраняют речевые недостатки, помогают детям учиться и сливаться в общество.

Ключевой момент успеха — слаженная коррекционная работа в логопедических группах. Воспитатель должен обследовать каждого ребенка сразу после его попадания в коллектив и внимательно изучить врачебные рекомендации. Совместно составляется тематический годовой план работы, учитывающий возраст, знания и возможности детей.

Логопед корректирует и совершенствует речевое общение. В обязанности воспитателя входит:

  • контроль речи детей на занятиях и отдыхе для эффективного овладения ею;
  • выполнение логопедических упражнений, объяснение их родителям — чтобы дети пополняли словарный запас и активно им пользовались, закрепляли правильное звукопроизношение, развивали мелкую и артикуляционную моторику;
  • проведение занятий и организация досуга, с учетом параллельного и индивидуализированного обучения детей;
  • создание в группе психологически комфортных условий для лучшего формирования речи и устранения речевой дисфункции у воспитанников.

Трудности работы воспитателем логопедической группы

Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:

  • Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
  • Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Неполное формирование словесно-логического мышления.

Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:

  • Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
  • Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
  • Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.

Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.

Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.

Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.

Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.

В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.

Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.

Эффективное развитие речи

При работе воспитатель логопедических групп по развитию речи детей дошкольного возраста должен задействовать все виды общения — инициированное взрослыми и спонтанное. Нужно задавать каждому ребенку вопросы, не останавливать его, когда он хочет высказаться, поощрять инициативу в разговоре. Чтобы дети овладевали речью быстрее, педагог должен:

  • прислушиваться к разговорам детей и уметь выделять в речи недостатки фонетики и грамматики;
  • заниматься образованием воспитанников непрерывно, учитывая лексические темы, заданные логопедом — при этом речь педагога должна быть внятной, с выразительными интонациями и подчеркнутой артикуляцией;
  • обеспечить познавательную базу — изучать с детьми разные темы, чтобы дети овладели словарным минимумом и усвоили все, что нужно для импрессивной и экспрессивной речи;
  • стимулировать интерес к беседе, вовлекать в нее воспитанников, поддерживать разговор не только на занятиях, но и на прогулках, играх, при спокойном отдыхе.

Наглядный пример специфики работы педагога — согласование числительных с существительными. Логопед знакомит воспитанников с речевыми формами, а педагоги занимаются упражнениями — как употреблять с числительными наречия «мало» и «много», как использовать родительный, винительный падеж и т.д.

Выполнение заданий логопеда

Важнейшая часть работы воспитателя — закрепление навыков, которые детям прививает логопед. Чтобы скорректировать отклонения, применяют «логопедические пятиминутки», игры, упражнения. Формат выбирается в зависимости от распорядка занятий и другой активности детей.

«Пятиминутки» — короткие, эмоционально приятные детям тренировки, соответствующие лексической теме, изучение которой запланировал логопед. Они помогают развивать все компоненты речи, закреплять конкретные навыки. После обеда, для заполнения пауз рекомендуют использовать игровые упражнения, специально для этого разработанные логопедом.

До обеда и после сна необходимо уделить индивидуальное внимание каждому ребенку. Важно организовать работу параллельно — один воспитанник, к примеру, занимается лично, другие отдыхают под присмотром младшего специалиста. На индивидуальные упражнения с ребенком отводится 10-15 минут. Эти занятия регулярно посещает логопед, чтобы отследить результаты и провести коррекцию при необходимости.

Чтобы закрепить полученный речевой навык, педагог предлагает детям артикуляционную гимнастику и дает им логопедические упражнения для:

  • координации движений с речью;
  • закрепления и дифференциации правильно выговариваемых звуков;
  • постановки речевого дыхания;
  • развития способности к запоминанию, внимательности, фонематического слуха, мелкой моторики;
  • формирования навыка составления описаний (с использованием мнемотаблиц).

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

Ярошенко Л.Ю., учитель-логопед

  1. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя
  2. План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
  3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)
  4. Самоанализ работы учителя-логопеда по методической теме: «Современные формы взаимодействия учитель-логопед — семья»
  5. Использование в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ современных образовательных технологий

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Создание мотивирующей атмосферы в группе

Чтобы дети поверили в себя, свои возможности, атмосфера в группе должна быть максимально доброжелательной. Обязанность воспитателя — устранить негативные эмоции, связанные с речевой дисфункцией, развить у каждого ребенка мотивацию к работе, интерес к работе. Для создания правильного психологического «фона» нужно:

  • вырабатывать у детей навыки поведения в дошкольной группе;
  • вовремя замечать и реагировать на проявления агрессии, пассивность, конфликты;
  • развивать у детей нормальные этически-нравственные представления о жизни и взаимодействии с людьми;
  • поощрять инициативность и хорошее поведение.

Получить профессию воспитателя по работе с детьми с логопедическими нарушениями можно в АНПОО «НСПК». Для поступления не нужно сдавать ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*, по официальной образовательной лицензии. Выпускник получит сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке — и его ценность на рынке труда будет высокой. Информацию о поступлении и акциях для абитуриентов можно получить в приемной комиссии АНПОО «НСПК».

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]