Логопедическое занятие «Полянка Глухих звуков»
Логопаты: Камилла В., Ольга Б., Антон К., Айнур А., Алия Т., Тимур С. Тип урока: групповое занятие, урок применения знаний и умений. Цель: Дифференциация парных звуков. Закрепление глухих согласных. Задачи: Коррекционно-образовательные:- развивать фонематический слух; — совершенствовать зрительное и слуховое внимание; — расширение и активизация словаря. Коррекционно-развивающие:- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата; — развивать навыки словоизменения и словообразования; — развивать мелкую моторику; — развивать зрительное внимание и память; — продолжать работу над формированием процессов языкового анализа и синтеза; Коррекционно-воспитательные:- воспитывать толерантное отношение к ответам детей; — воспитывать умение выслушивать друг друга; — воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво; — формировать умение работать в коллективе; — формировать положительную учебную мотивацию. Оборудование: индивидуальные зеркала, колокольчик,ноутбук, презентация «Веселый язычок», презентация “Полянка Глухих звуков”, схемы- карточки для определения места буквы в слове, картинки по теме, карточки-шифровки, цветные карандаши, карточки-смайлики для самооценки.
Ход занятия
1. Орг. моментЛогопед: Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный. II. Актуализация опорных знанийЛогопед: Какие звуки называются согласными? Ученики: Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду. Логопед: Какие бывают согласные звуки? Ученики: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Логопед: Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных. Какой согласный звук называется звонким? Ученики: Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким. Логопед: Какой согласный звук называется глухим? Ученики: Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим. Логопед: Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук? Ученики: Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой. Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой. Логопед: Молодцы. 2. Введение в темуЛогопед: Ребята, я хочу загадать вам загадки: Я всегда хожу по кругу, Круг — лицо, А стрелки — руки. (часы) Этот зверь, увидев кошку, Громко лает у окошка. Вечно крутится у ног Рыжий в пятнышках (щенок) Это кто пищит пи-пи Из яичной скорлупы? Может — курочкин ребёнок? Вылупляется. (цыпленок) Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (хомяк) Логопед: С каких звуков начинаются эти слова? Ученики: С согласных звуков. Логопед: Вспомните отгадки. Ученики: Часы, щенок, хомяк, цыпленок. Логопед: Назовите только первые звуки из этих слов Ученики: Ч,Щ, Х, Ц Логопед: Что заметили? Ученики: Согласные, непарные, глухие. Логопед: Правильно. Назовите парные глухие звуки Ученики: П, Т, С, Ш, Ф,К Логопед: Что мы сегодня на уроке будем делать? Ученики:Изучать глухие согласные. Логопед: Перед вами карточки, на них зашифрованы слова. Каждой букве присвоен номер. Поставьте буквы по порядку. Ученики выполняют. Логопед: № 1 прочитай первое слово.
Парные по звонкости/глухости
В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.
Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.
Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:
Звонкие согласные звуки | Глухие согласные звуки |
[б] | [п] |
[в] | [ф] |
[г] | [к] |
[д] | [т] |
[з] | [с] |
[ж] | [ш] |
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.
Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком [п] как [зуп]; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком [б] как [зубы].
Непарные звонкие
В русском языке есть только звонкие согласные звуки, то есть такие согласные звуки не являются парными, они не имеют пар звуков по глухости.
Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения.
К непарным звонким согласным звукам относятся: [л], [м], [н], [р], [й].
Приведем пример: слово «лом» произносится с непарными звонкими согласными звуками [л] и [м] как [лом].
Непарные глухие
Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.
Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.
К непарным глухим согласным звукам относятся: [х], [ц], [ч], [щ].
Приведем пример: слово «чаща» произносится с непарными глухими согласными звуками [ч] и [щ] как [ч’ащ’а].
Какие они разные эти звуки согласные.
Много с буквами хлопот, вот такой они народ.
Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.
Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные?
Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.
О согласных звуках твердых и мягких я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?
Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.
Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.
В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?
Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного. На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.
И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.
Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.
Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.
Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.
Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.
Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.
А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.