Конспект логопедического занятия»Дифференциация А-О»


Коррекционно-развивающие задачи.

1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].

4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].

5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).

Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).

Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).

Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

Задание 3. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.

Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».

Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).

Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ…

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):

а, и, а, о, и, у.

Аналогично игра проводится и с другими звуками.

Задание 5. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

Задание 6. Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).

Задание 7. Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].

Задание 8. Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).

Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].

Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.

На крышу поставили телевизионную… (антенну). Солдат стреляет из… (автомата). У зайца длинные… (уши). Ученик учит… (уроки). Наступила золотая… (осень). В огороде выросли…(овощи). Маша вдевает нитку в… (иголку). Маше купили новую… (игрушку).

Задание 11. Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги.

Задание 12. Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук:

кенгу… (ру), сапо… (ги), моло… (ко), ру… (ка).

Задание 13. Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, — Ребенок марширует.

Топор нашли, — Остановился.

Дрова рубили — Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

— Ах! Ох! Ух! Их! — Энергичные наклоны.

Задание 14. Закрепление знания букв А, О, У, И. Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);

повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;

повторить игры с буквами А, О, У, И.

Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;

Выкладывание схем из красных кружков; составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Устранение смешения на письме букв и-у, л-м у младших школьников.

Задание 3
. Запиши слова в два столбика: в первый — с буквой «л», во второй с — «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха…)

6 этап

. Дифференциация «л-м» в словосочетаниях. Задание 1. Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м» Зо.отой ку.он .о.одежный ба. Тяже.ое одея.о Ше.ковый п.аток Подсо.нечное мас.о У.ыбка м.аденца

7 этап

. Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках. Задание: Вставь буквы «л-м».

• В до.гах – как в ше.ках. • .олчание – знак сог.асия. • По.ожить зубы на по.ку. • Го.ова седая, да душа .олодая. • У.ение – по.овина де.а. • Кто с.ел, тот и съе. • Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви. • Где много с.ов, та. мало де.а. • У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать. • С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап

. Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант

. Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.) Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.

4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]