Мир наполнен тысячами звуков: шумом дождя, пением птиц, гудками машин. Мы воспринимаем звуки как неотъемлемую часть окружающей действительности, поскольку нам кажется, что мы слышали их всегда. Слуховой анализатор, который отвечает за восприятие и узнавание звуков, действительно развивается и начинает работать задолго до рождения ребенка.
Будущий малыш слышит голос матери, биение ее сердца, шумы, доносящиеся извне. Поэтому многие мамы делятся друг с другом воспоминаниями о том, что посещение рок-концерта на поздних сроках беременности не оставляло равнодушным будущего малыша — он начинал шевелиться.
Но еще активнее слуховое восприятие развивается после рождения.
Прожив всего 12 часов, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями, может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между «родным» и «незнакомым» языком.
Французский исследователь-лингвист Жак Меллер провел эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из семей, родители которых говорили на французском языке. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрировавшие частоту сосательных движений ребенка. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофон, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда младенцы слышали французскую речь, они сосали более энергично, тогда как прослушивание русской речи не влияло на их поведение.
Слух ребенка развивается быстрыми темпами: сначала новорожденный замечает лишь те звуки, которые расположены на небольшом расстоянии (не более 1,5 метров) от него. К концу года расстояние, на котором малыш воспринимает звук, увеличивается до шести метров. Новорожденный не знаком с многообразием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства ребенок овладевает своеобразным «звуковым словарем», «запоминая» огромное количество бытовых звуков — смех, плеск воды, скрип двери, визг тормозов, голоса животных, птиц, людей…
Слух играет одну из ведущих ролей в развитии речи: слушая речь окружающих, малыш запоминает звучание слов, ритмические и интонационные особенности родного языка. Память тонких звуковых оттенков позволяет нам гораздо позднее, разговаривая по телефону, безошибочно различать голоса близких по их индивидуальным интонациям.
В моем кабинете молодая мама и непоседливая малышка, которой не дают покоя игрушки на полке.
Тыкая на них пальчиком, она показывает нам, что хочет поиграть с ними. «Вот» — досадливо говорит мама, — «Только и умеет, что тыкать пальцем, когда ей что-то нужно. А попросить не может. А ведь скоро три года, большая. Ее сверстники уже давно говорят предложениями, а у нас только крики да жесты.
Никак не могу понять, почему до сих пор не говорит. В нашей семье все начали говорить рано — и я, и муж. Так хочется, чтобы она говорила… ». После долгой беседы с мамой и осмотра девочки, я предлагаю им пройти обследование у врача-сурдолога (специалиста, занимающегося нарушениями слуха). Мама удивлена, она никак не ожидала, что задержка речевого развития ее малышки связана со снижением слуха. К сожалению, этот случай очень типичный.
Незначительные потери слуха чаще всего воспринимаются родителями как невнимательность ребенка и поэтому почти не выявляются в раннем возрасте. Родители детей с большими потерями слуха начинают подозревать, что «что-то не так», довольно рано, как правило, на первом-втором году жизни малыша. Их настораживает явное игнорирование малышом громких звуков, отсутствие реакции на собственное имя, задержка темпов речевого развития. Одна взволнованная бабушка привела внука к специалистам после того, как проверила его слух домашним «кастрюльным методом» — ребенок не поворачивался на звук ударов двух крышек.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 600 тысяч детей и подростков с нарушением слуха.
Считается, что на 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха до сих пор требуют уточнения. Это связано с поздней обращаемостью родителей детей к специалистам, а также с отсутствием настороженности врачей-педиатров. В 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет.
Слуховой анализатор — второй после зрительного, анализатор человека, играющий важную роль как составляющая получения информации об окружающем мире. Между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая взаимосвязь. Поэтому любое, а тем более грубое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает большое влияние на общее и психическое развитие растущего ребенка: несвоевременное выявление нарушений слуха у детей раннего возраста может привести не только к задержке речевого, но и интеллектуального развития ребенка.
Причины нарушения слуха
Существует много причин (или факторов риска, как их называют врачи), которые могут способствовать снижению слуха, однако сами по себе они могут не вызвать тугоухость. Факторы риска создают благоприятный фон для развития нарушения. В большинстве случаев к нарушению слуха приводят несколько причин, действующих в различные периоды развития ребенка. Слуховой аппарат ребенка особенно уязвим с четвертой недели беременности и до четырех-пяти лет жизни малыша. Врачи выделяют три группы причин.
Первая группа — наследственные факторы, когда в семье уже были случаи снижения слуха. Они приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной врожденной тугоухости.
Вторая группа — факторы, действующие во время беременности и родов, приводящие к врожденной тугоухости. К ним относятся:
- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.);
- внутриутробная гипоксия плода (недостаточное кровоснабжение головного мозга), вызванная токсикозами первой и второй половины беременности, угрозой выкидыша, патологией плаценты, нарушением артериального давления;
- прием во время беременности препаратов с ототоксическим эффектом, повреждающих слуховую систему плода (диуретики, антибиотики);
- работа матери на вредном производстве во время беременности;
- вредные привычки матери: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и др.;
- травмы, полученные матерью во время беременности;
- нарушения сроков вынашивания плода;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- гемолитическая болезнь новорожденных — заболевание, обусловленное несовместимостью крови матери и плода;
- малая масса тела новорожденного (менее 1500 г);
- низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
Третья группа — факторы, действующие после рождения на орган слуха здорового ребенка и приводящие к приобретенной тугоухости:
- перенесенные детские инфекционные заболевания (краснуха, грипп, корь, эпидемический паротит, менингит, скарлатина);
- прием ототоксичных антибиотиков, таких как гентомицин, стрептомицин, под действием которых разрушаются волосковые клетки улитки, что и вызывает стойкое снижение слуха;
- травмы головы;
- психологические травмы, вызванные испугом или стрессом;
- воздействие сильных резких звуков (например, взрыв петарды), постоянное воздействие громких звуков (в частности, прослушивание плеера).
Поведенческие признаки нарушения слуха проявляются у детей довольно рано.
Новорожденный реагирует на звук тем, что начинает шевелиться или приоткрывает глаза. Услышав громкий звук, ребенок вздрагивает, замирает и может расплакаться. В отличие от слышащего ребенка, малыш с большими потерями слуха не пугается громких звуков, не реагирует на звучание погремушки или звон колокольчика.
Ребенок в возрасте четырех месяцев может повернуть голову в сторону источника звука, который располагается справа или слева от него. Малыш старше шести месяцев поднимает голову, чтобы посмотреть на источник звука, который расположен выше уровня глаз. Годовалый малыш может определить местонахождение источника звука (локализовать звук в пространстве) во всех направлениях. Так, если вы находитесь на расстоянии полутора метров от ребенка (вне поля его зрения), ваши хлопки или тихий шепот (например, длительное протягивание звука [c]) должны заставить вашего малыша повернуть к вам голову. Дети со сниженным слухом не ищут глазами источник звука, не поворачивают голову в его сторону.
Малыши с нарушениями слуха часто не реагируют на бытовой шум (гул работающего пылесоса, звуки радио, звонок телефона). Для того чтобы услышать даже громкие звуки, детям со сниженным слухом необходимо приблизиться как можно ближе к источнику звука, поэтому им нравится сидеть рядом с работающей стиральной машиной, включенным на полную громкость телевизором или радиоприемником. Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора.
Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения. Когда ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), вы с удивлением можете встретить его испуганный или удивленный взгляд. Часто такой ребенок переспрашивает, внимательно следит за мимикой говорящего. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.
Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша.
У ребенка со сниженным слухом также формируется комплекс оживления — он улыбается, активно двигает ручками и ножками в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога — специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Ребенок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что малыш просто не обращает внимание на них в данный момент. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.
Примеры игр-занятий в 7 месяцев
Данилка
Данечка — Данилка, Ты моя малинка, Данечка -Даничек, Дам тебе пряничек! Даня-Даня-Даниил, Даню заинька просил: «Скажи «А-лю-лю!» «А-лю-лю-лю!» С тобой морковку Поделю-у-у-у! Я Данечку люблю-у-у!» (Л. Павлова) Валечка Валечка-Валюша, Не будь крикушей! Валечка — Валюша, Скажи: «А-гу-гу-гу!» Гусь пасется на лугу-у-у, Услыхал: «А-гу-гу-гу!» И сказал: «Не убегу-гу-у-у!» (Л. Павлова) Светочка Света-Светочка, Зеленая веточка, Легкая пушинка, Белая снежинка! Светочка-Света, Девочка света! (Л. Павлова)
Называя ребенка по имени, взрослый смотрит ему в глаза, улыбается, ласково прикасается к ручкам, гладит по головке.
Проводя игры-занятия с малышом, который еще не сидит, взрослый учитывает эту особенность. Чисто речевые занятия, где мама вступает с малышом в перекличку, побуждает к повторению знакомого слога («ма», «му», «ли», «гу» и др.), показывает артикуляцию звуков, следует проводить, расположив малюткулежа на спинке, лицом к взрослому. Ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. Малыша можно устроить на пеленальном столе, на ковре или на маминых коленях полусидя, с опорой на руку взрослого.
После речевых упражнений мама показывает ребенку игрушки, играет его ручками и ножками (пестует), поет песенку или читает потешку, небыличку.
Примерное речевое занятие «Мак для Маши»
Задача
Активизировать лепет и ввести в речевую практику малыша звукосочетание «ма».
Материал
Кукла среднего размера (25-30 см).
Содержание
Мама располагает ребенка на пеленальном столе. Ласково называет по имени.
Затем приглашает малыша на перекличку, показывая артикуляцию звукосочетания «ма», делает паузу на 10-15 с и повторяет: «Ма-ма-ма!». Если малыш откликнулся, взрослый продолжает «диалог», позволяя малышу продемонстрировать свои вокальные возможности в полной мере. Как только кроха замолкает, взрослый вновь побуждает его к речевому вза-имодействию, повторяя слог «ма-ма-ма».
Потом мама показывает малышу куклу, называет ее по имени: «Ма-а-ша», «Ма-а-ша, маленькая!» Затем спрашивает: «Где Ма-а-ша?» И отвечает: «Вот Ма-а-ша!»
Читает стишок (потешку), где нужный слог неоднократно по-вторяется и находится под ударением:
Для Ма-шеньки, Для ма-ленькой Расцвел ма-а-к Ярко-аленький.
Мама поворачивает ребенка на животик и располагает на ковре, ставя перед ним куклу, тем самым побуждая малыша к ползанию. В процессе игры с ребенком она повторяет стишок про Машеньку, может пропеть его или произнести речитативом. Затем можно показать сценку с куклой: например, как она ходит или танцует.
Примерная ситуация речевого общения «Прятки-перепрятки»
Задачи
Расширять социальное общение ребенка. Воспитывать любовь к близким. Развивать понимание речи взрослого, в частности, слов «мама», «папа», «бабушка» и других в сочетании с вопросом «где?». Закрепить и расширить понимание этого вопроса.
Материал
Две знакомые малышу игрушки, например, Зайка и петушок Кука.
Содержание
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок привык отыски-вать взглядом на постоянном месте, например, петушка Куку.
В другое место точно так же он прячет Зайку. Затем обращает-ся к малышу с вопросом: «Где петушок Кука?» Не найдя игрушку на привычном месте, ребенок удивлен. «Кука спрятался! Пойдем искать. Кука, ты где?» — спрашивает мама. Она берет малыша на руки, и они начинают поиски игрушки. Взрослый сопровождает свои действия повтором вопроса: «Где Кука?» Наконец петушок найден. Разыгрывается эмоциональная сценка встречи с петушком Кукой. Игрушку ставят на место. Аналогичная игра происходит и с Зайкой.
Затем мама расширяет смысл вопроса «где?», предлагая малышу посмотреть, где бабушка. Она берет ребенка на руки, начинаются поиски бабушки: «Баба, где ты?» (Бабушка спряталась за дверь, занавеску, кресло и т.п.).
Мама эмоционально обыгрывает поиск и момент обнаружения бабушки. Эта сценка сопровождается смехом и радостным общением. Бабушка ласкает малыша, напевает какую-нибудь веселую потешку:
Ай, качи-качи-кочи! Напечем калачи, Калачи горячи! Вылезайте из печи! (Русская потешка)
В этот момент мама незаметно прячется. Сю-жет повторяется с участием второго взрослого члена семьи: «Где мама? Мама, ты где?» Поиск сопровождается яркими игровыми моментами и позитивными эмоциями:
Ай, ладушки-ладушки! Ладушки — ладошки! В ладушки играем, Детку (имя ребенка,) потешаем! (Русская потешка)
Если малыш не устал, бабушка прячется снова. Опять звучит вопрос: «Баба, ты где? Где бабушка?» Игра повторяется. Особенность ее в «сюрпризности», неожиданности, когда вопрос «где?» сочетается с понятным ребенку результатом-ответом: «Вот где! Нашел!»
Примерная пальчиковая игра на развитие понимания речи «Наши ручки»
Задача
Разучить с ребенком движения ручками, вы¬полняемые под песенку (или речь) взрослого.
Содержание
Мама играет ручками ребенка: легкими дви¬жениями разворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой. Напевает:
Наши ручки — птички, Воробьи, синички! (г раза) Ручки ребенка поднимаются, прикоснуться к его головке. К-ши… Полетели! На головку сели! Вот так, вот так, На головку сели! (Песенка исполняется на мотив «Баю-баюшки» задорно, в быстром темпе).
Примерное занятие на понимание названий предметов «Что это?»
Задачи
Создать ситуации, способные заинтересовать ребенка и побудить его к лепету и вокализациям. Помочь запомнить названия знакомых игрушек (петушок, зайчик, колокольчик, барабанчик). Развивать ползание.
Материал
Игрушки (2-3 шт.) Салфетки.
Содержание
Мама раскладывает на ковре игрушки на некотором отдалении от малыша и закрывает их салфетками.
Затем побуждает ребенка подползти к игрушке, спрашивая: «Что там?» Малыш сдергивает салфетку и обнаруживает предмет. Мама называет игрушку, например: «Это петушок Кука» или «Это кукла Маша». Так малыш последовательно открывает все игрушки. Он неоднократно слышит вопросительные речевые конструкции: «Что там?», «Что это?» — и ответ: «Это Кука», «Это Маша». Далее обнаруженные малышом игрушки используются в игре.
Чисто речевое занятие с ребенком может длиться 2-3 мин. Занятие с использованием игрушек, показов и с двигательной активностью — 6 мин.
Достижения ребенка в 7 месяцев
Если ребенку уделялось достаточное внимание, учитывались возрастные особенности предречевого развития, то к концу 7 месяца он порадует вас своими успехами:
- Малыш подолгу лепечет. Он способен повторно произносить 2-3 одинаковых слога.
- Вступает в перекличку со взрослым, если его побуждают к ней.
- Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса.
- Эмоционально отзывается на речь.
- На вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые игрушки, находящиеся в одном и том же месте.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук [н], [м].
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки [п], [г].
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — [c], [ф], [ц].
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Социально-эмоциональное развитие детей 8 месяцев
В 8 месяцев дети начинают переживать кризис сепарации: малыш осознает, что способен на многое, и даже пытается проявить самостоятельность, однако страх разлучиться с мамой — куда сильнее. Поэтому многие родители замечают, что дети становятся более плаксивыми, требуют больше тактильного и эмоционального контакта. Если раньше они с легкостью могли пойти на контакт с малознакомым человеком, то теперь попытки взять малыша на руки могут обернуться истерикой.
И да, теперь, если спросить у ребенка, где его мама или папа, он с уверенностью переведет на них взгляд.
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Гиперопека или безразличие со стороны родителей
Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.
Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.
Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?
Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.
Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.
Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).
Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.
Малыш замолкает при незнакомцах
Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.
Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну. Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться. Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.
Признаки возможного нарушения слуха
Конец 1-го месяца | В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает. |
Конец 2-го месяца | Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров). |
Конец 3-го месяца | Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания. Не реагирует на музыкальные игрушки. |
Конец 5-го месяца | Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. |
Конец 6-го месяца | Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения. |
Конец 7-го месяца | Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним. |
Конец 8-го месяца | Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет. |
Конец 9-го месяца | Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор». |
Конец 10-го месяца и 11-й месяц | Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. |
Конец 12-го месяца и старше | По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить. |
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
- У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
- Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Сигналы задержки развития речи у ребенка
Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.
В двух словах о причинах
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
На что обратить внимание
Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.
- Ребёнок не замирает, не сосредотачивается на вас, когда вы с ним говорите
На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).
2. Монотонное гуление
К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).
3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет
К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ри, «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).
4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»
Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).
5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам
В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.
6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам
В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.
7.Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам
В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.
8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит
Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.
9. Речевые штампы
Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.
Вместо заключения
Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.
Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.
Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.
Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.
Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.
Болезнь
В ряде случаев речь пропадает, если инфекция поразила органы дыхательной системы, вызвала повышение температуры тела. Особенно часто это происходит у очень маленьких детей, которые только-только начинают говорить. В более тяжелых ситуациях инфекция затрагивает речевые центры головного мозга, слуховые рецепторы.
Решение: Как правило, речь восстанавливается в прежнем объеме после выздоровления от простудных заболеваний, поэтому специальная помощь не требуется. Если же ребенок перенес тяжелую инфекцию, то следует немедленно провериться у невролога и отоларинголога. Чем раньше будет начато лечение и коррекция, тем в большем объеме к малышу вернется речь.
Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.
Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов.
Чаще всего малыш отказывается говорить из-за того, что родители требуют от него слишком многого и заставляют повторять слова снова и снова. Такие маленькие детки просто не готовы к подобным нагрузкам, поэтому из-за сильного утомления замолкают.
Решение: Оставьте малыша в покое, не давите на него. Когда он снова заговорит, не повторяйте прежних ошибок. Возвращение речи может занять и несколько дней, и месяц. Не нужно паниковать, но обязательно покажите ребенка неврологу, чтобы исключить заболевания ЦНС.
Питание мальчиков и девочек 8 месяцев
По-прежнему основой рациона малыша остается грудное молоко или его заменитель — адаптированная молочная смесь. Но помимо этого в жизни ребенка появляется все больше продуктов прикорма. Суть введения прикорма — знакомство с новыми вкусами и текстурами, визуализация еды (до этого он не видел молоко, которое кушал), приобщение ребенка к столу его семьи и полная замена в будущем молока или смеси. К этому моменту дети чаще всего уже знакомы с овощами, кашами и мясным пюре. К 8–9 месяцам в рацион можно добавлять вареный желток и кисломолочные продукты — творог или кефир.
Кроме того, 8 месяцев — оптимальный возраст для введения прикорма в виде кусочков. Начинать следует с небольших «кубиков» размером не более 0,5*0,5 см мягкой консистенции (к примеру, кабачок), чтобы ребенок смог раскусить его деснами в случае чего. Не забывайте, что введение «кусочков» — важный этап в развитии малыша! Эксперты считают: если не сделать этого до 12 месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.