Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.
Механизмы дислексии
- Нарушения оперативной фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы, слоги, слова).
- Нарушение серийной организации процесса чтения. Ребенок с трудом запоминает серии знаков, значений, понятий. Способность научиться воспринимать слог целиком, а не побуквенно – это серийно организованный процесс.
- Недостаточный словарный запас. Бедность словаря тормозит формирование навыка чтения и понимания. С другой стороны, в школьном возрасте словарь пополняется именно из прочитанных книг.
- Замедленность припоминания известных слов.
- Низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.
- Повышенная утомляемость, астенизация ребенка.
- Нарушения концентрации внимания.
Основные проявления дислексии зависят от особенностей письменности в конкретном языке. Часть детей испытывают затруднения на этапе изучения букваря, то есть освоение звукобуквенных связей. При обучении чтению следует идти от звука к букве, поэтому заучивание названия букв, например, при помощи кубиков, является бессмысленным. Русскоязычная письменность требует, в первую очередь, развития навыка слияния букв в слоги, отсутствие которого является критическим барьером при формировании навыка чтения. Особенность усвоения навыков чтения такова, что пока ребенок не достиг автоматизма звукобуквенных связей, он не сможет освоить слогослияние. В результате у таких детей отсутствует собственно технический навык, слоговое чтение не автоматизировано, и даже по окончании общеобразовательной школы ребенок фактически сохраняет побуквенное чтение. Стойкость состояния такова, что оно может сохраняться в течение всей жизни при отсутствии квалифицированной логопедической помощи.
Помимо того, дислексия может проявляться нарушениями понимания прочитанного, когда технический навык чтения сформирован, но читающий не понимает прочитанного несмотря на нормальные познавательные способности.
Наследственность
В поисках ранних предвестников дислексии важную роль играют исследования наследственности. В Неймегене д-р Barbara Franke занята изучением генетических истоков дислексии. На материале трех больших семей, в которых много людей страдает дислексией, она исследовала генетические причины этого состояния. Franke: »В одной из трех обследованных семей действительно удалось обнаружить место на Х-хромосоме, в котором может располагаться ген дислексии». Franke делает ударение на этой конкретной семье. »Гена дислексии не существует. Мы думаем, что чаще всего мы имеем дело с накоплением малых генетических дефектов».
Трудности школьного обучения, вызванные дислексией
В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.
Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.
Чем дискретнее читает ребенок, тем больше нагрузка на оперативную память, изначально менее функциональную. Это снижает скорость и качество чтения.
Ребенку не удается своевременно укрупнять единицы чтения, воспринимаемые целостно, начиная от двухбуквенных слогов и заканчивая полностью словом. Именно этот процесс именуется магистральной линией чтения и его освоение является основной мишенью приложения усилий родителей, педагогов и логопеда.
Часть текстового материала обычно не прочитывается, а угадывается читателем, что является нормальным механизмом чтения. При этом читающий контролирует правильность таких догадок. Однако бедность словарного запаса и слабость самоконтроля у детей с дислексией снижает точность таких «угадываний», приводя к ошибкам, затрудняющим понимание текста. Догадка в норме происходит на уровне фраз и текста, но при дислексии угадывается слог, что препятствует нормальному чтению. Дети, не умея слить слог, пытаются его отгадать, допуская при этом множество ошибок. Программа коррекции ориентирована в этом случае на формирование контроля результата чтения, ориентируясь на смысловой контекст. В этом случае угадывание будет позитивным компонентом навыка чтения.
Результаты проявлений дислексии:
- снижение успеваемости;
- снижение самооценки ребенка;
- формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
- нарушение процесса социализации.
Своевременное оказание специализированной логопедической помощи способствует профилактике невротизации ребенка и его родителей, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам. Ошибочно базировать оценку ребенка на его успешности в школе, однако такая ошибка допускается родителями и педагогами повсеместно. Для детей с дислексией это имеет критическое значение. Поэтому для успешного освоения программы коррекции дислексии необходимо создавать и поддерживать высокую мотивацию к занятиям, не допуская жесткого принуждения.
Меры профилактики
Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.
Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.
Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.
Рекомендации родителям
Родители, которые хотят помочь своему ребенку, могут и должны создавать условия для успешного формирования навыка чтения в домашних условиях. К ним относятся следующие основополагающие моменты:
- Оказание постоянной психологической поддержки ребенка, страдающего дислексией. Следует постоянно демонстрировать безусловное принятие ребенка, его ценность для семьи независимо от уровня успеваемости. Ребенка не следует ругать за плохое чтение, стараясь абстрагироваться от собственных неоправдавшихся ожиданий.
- Чтобы помочь ребенку нужно читать ему вслух необходимые по программе тексты, потому что так он лучше их понимает. Кроме того, это снижает общую нагрузку, которая у таких детей слишком велика. Это могут быть как тексты учебника, так и художественная литература. Таким образом облегчается усвоение материала по изучаемым предметам школьной программы, обеспечиваются расширение словарного запаса, профилактика формирования «фобии чтения». Читать вслух для ребенка (родителям или учителям) полезно детям в любом возрасте, в особенности тем, кто страдает дислексией. Домашнее чтение вслух (когда читает родитель) художественной литературы с совместным обсуждением прочитанного – очень важная работа, которой родитель окажет реальную помощь ребенку. Интерес к прочитанному будет способствовать и повышению мотивации к коррекционным занятиям по формированию собственного навыка чтения.
- Не принуждайте ребенка к чтению вслух. Чтение вслух не способствует прогрессу в формировании навыка осмысленного чтения, но является более трудоемким, чем чтение про себя. Многим детям с дислексией легче читать «про себя», что облегчает и понимание прочитанного, смысловой анализ текста. Данная рекомендация имеет под собой научные основания. Научные исследования нашей лаборатории, в процессе которых регистрировались движения взора детей с дислексией во время чтения текста, показали следующее. каждый читающий время от времени возвращается к уже прочитанной части текста и перечитывает ее. При чтении вслух это становится невозможным, значит ограничивает понимание прочитанного.
- Полезно как можно больше разговаривать с ребенком, а в процессе совместного чтения разъяснять незнакомые слова. Это улучшает понимание текста и способствует расширению словарного запаса. Нужно поощрять ребенка задавать вопросы о малознакомых словах, когда он читает или слушает, хвалить его за это.
- Внедряйте в практику вашей семейной жизни переписку со своими детьми на любые бытовые темы. Это удобно делать в интернете, в мессенджерах. Начинать надо уже с 1 класса. Переписка нужна ежедневно, с постепенным расширением объема текста. Это способствует восприятию ребенком письма и чтения, как важных навыков в повседневной жизни, а не только в школе.
Выполнение этих рекомендаций необходимо сочетать со специализированной логопедической помощью, в том числе в дистанционном формате.
Методологические основы программы дистанционной коррекции дислексии
Методика обучения чтению, заложенная в программное обеспечение онлайн-платформы SLOGY – это результат почти 30-летних исследований, проведенных в лаборатории нейрокогнитивных технологий СПбГПМУ под руководством профессора Александра Николаевича Корнева, основателя и научного руководителя проекта.
Еще в конце 80-х годов профессор, доктор психологических наук Корнев Александр Николаевич разработал авторский полуглобальный метод обучения чтению, альтернативный традиционному, аналитико-синтетическому методу, который используется в общеобразовательных школах. Метод основан на альтернативном способе обучения чтению, опирающемся на сохранные способности детей с нарушениями чтения и прошел успешную апробацию в работе с детьми с дислексией, детьми с задержкой психического развития и детьми с недоразвитием устной речи.
Особенностью данного метода является опора на непроизвольное запоминание слогов и слов, что редко используется в рамках школьной программы. Ребенок запоминает основной набор слогов русского языка, соотнося графический и звуковой (устный) слоги. Такая способность у детей с дислексией сохранена, поэтому обучение чтению переносится легче, а результат достигается более успешно.
Опыт показывает, что детям интереснее и легче работать именно с интернет-ресурсами, читая с монитора. Ежедневная работа в программе не превышает 10 минут, что обеспечивает допустимую нагрузку на зрение, поддержание необходимой концентрации внимания и мотивации к долгосрочным занятиям, необходимым для формирования устойчивого навыка чтения.
Онлайн-платформа SLOGY разработана специально для русского языка и не имеет аналогов в мире. Для детей со стойкими нарушениями чтения – то есть с дислексией и связанными с ней трудностями обучения – это единственная возможность получить помощь в любой точке планеты, не выходя из дома.
Речевое развитие
Исследовалось также речевое развитие детей, начиная с возраста 17 месяцев. Оказалось, что у детей из группы риска было замедленное речевое развитие. Удивили исследователей результаты спряжения глаголов. Оказалось, что дети из группы риска употребляли в тесте правильную форму, а дети из контрольной группы – неправильную. Теперь также научно доказано, что дети с риском развития дислексии не глупее других детей. Исследователи использовали тест на проверку интеллекта, разработанный когда-то для обследования глухих детей младшего возраста. Krikhaar: »Замечательный, красивый тест. И по нему обе группы показали одинаковый результат».
Хотя программа продолжается уже десять лет, окончательные результаты ожидаются не раньше 2012 года. Это связано с тем, что в начале программы два с половиной года ушло на то, чтобы набрать достаточное количество участников: 180 детей с наследственным риском дислексии и контрольную группу из 120 детей без подобного риска. Много времени ушло на поиск желающих участвовать в исследовании среди беременных женщин и скоростное тестирование взрослых на наличие дислексии специально разработанным тестом. Окончательные результаты будут получены после тестирования детей на дислексию в возрасте 9 лет.
Как устроена программа
Программа представляет собой комплекс обучающих упражнений на игровой основе, используемых в интерактивном режиме. В течение длительного срока ребенок выполняет эти упражнения, что приводит к формированию базовых навыков, необходимых для освоения чтения. Облачные технологии позволяют обеспечить доступность, систематичность и регулярность занятий, являющиеся обязательным условием эффективности метода. Так как у детей с дислексией автоматизация возникает медленно, нельзя пропускать ни одного дня. В связи с этим роль родителей — мотивировать ребенка, напоминать о необходимости регулярного прохождения занятий и подбадривать, подчеркивая его успехи, даже если они еще незначительны.
В комплекс программного обеспечения включен диагностический модуль, который позволяет подобрать индивидуальный режим и уровень сложности упражнений. Данный модуль в режиме реального времени на протяжении всего периода обучения оценивает успешность формирования компонентов навыка и его предпосылок и на основе этих данных формирует образовательную траекторию. Это необходимо потому, что возраст, уровень сформированности навыков чтения, тяжесть состояния дислексии у детей различаются.
Главная трудность для детей с дислексией ‒ научиться сливать слоги и автоматизировать слоговое чтение, переходя к чтению целым словом. Без полноценной коррекционной помощи они не могут с этим справиться за все годы обучения в школе. В школьной программе за букварным периодом следует освоение навыков слогослияния. Не умея сливать отдельные буквы в слог, ученик с дислексией затрудняется в понимании прочитанного слова. То есть при этом ряд букв переводится в целостный звукокомплекс, который ребёнок и соотносит в своём ментальном словаре с соответствующей лексической единицей, которая хранится в памяти. На этом основано понимание значения прочитанного слова. Именно этим навыком не могут овладеть дети с дислексией. А дети с нормой развития это осваивают в течение примерно полутора-двух лет.
Для того чтобы помочь преодолеть этот барьер, и была разработана специальная методика обучения, благодаря которой ребёнок усваивает слог целиком, как иероглиф, соотнося слог графический и слог фонологический. Таким способом, он может запомнить весь набор слогов русского языка, и читая распознает их целостно, что помогает перейти к чтению целым словом.
Именно этот метод, опубликованный в 1995 году, был позже апробирован и положен в основу упражнений онлайн-платформы SLOGY. Это не просто комплекс упражнений, развивающий способности, а методика формирования полноценного навыка чтения полуглобальным методом обучения. Метод уже много лет успешно используется в некоторых детских садах как для детей группы риска, так и для обычных детей. Он облегчает освоение навыка чтения даже детям дошкольного возраста.
В программное обеспечение онлайн-платформы включены упражнения, требующие терпения и настойчивости, как от самого ребенка, так и от его родителей и педагогов. Наш опыт показывает, что большинство детей с интересом выполняют игровые задания slogy. Но тем не менее дети нередко пропускают один или несколько дней по разным причинам. Это снижает темпы движения вперед, замедляет темпы автоматизации формируемых навыков. Поэтому мотивирующая помощь родителей может быть полезна.
Известно, что для полноценного овладения навыками чтения необходимы определенные психологические предпосылки, важные именно для чтения. Среди них на одном из первых мест находится достаточный объем оперативной памяти, оптимальный уровень способностей к запоминанию серийно организованного материала, где последовательность расположения знаков, объектов имеет принципиальное значение. Поэтому slogy включает в комплекс упражнений, развивающих эти способности:
- развитие объема оперативной памяти на устные и письменные слоги;
- развитие способности удерживать в оперативной памяти серий слогов (устных или письменных).
Для формирования и расширения объема ментального силлабария используются упражнения, ориентированные на:
- запоминание основного набора слогов;
- формирование способности к устному синтезу в процессе чтения (то есть восприятию и пониманию слова целиком).
Как проходят уроки
Ребёнок самостоятельно проходит по одному уроку ежедневно по 5-10 минут в день. Урок состоит из нескольких игровых упражнений, каждое из которых направлено на развитие конкретного когнитивного навыка, комплекс которых необходим для успешного освоения чтения.
Диктор озвучивает инструкцию, ребенок выполняет задания, получая подсказки в случае ошибок и похвалу при успешном выполнении. Задания плавно усложняются в пределах возможностей ребенка. Постепенно в игровой форме ребенок увеличивает слоговой запас и укрупняет оперативную единицу чтения (ОпЕЧ) «СГ – СГС – ССГ, ГСС – ССГС, СГСГС», продвигаясь от слогового чтения к чтению целыми словами.
В целях геймификации, помимо основных упражнений, в уроках присутствуют развлекательные мини-игры мемори, пазл и другие, а на протяжении всего обучения идет развитие внешнего вида персонажа от первобытных костюмов до современных молодежных стилей и даже костюмов кибербудущего.
Принципиальное значение для занятий с тренажером SLOGY имеет регулярность и ограничение по частоте: заниматься необходимо каждый день, но не более одного урока в сутки. Этого достаточно для достижения результата, тогда как более интенсивное использование программы не ускоряет обучение, а повышает риск пресыщения и снижения мотивации.
Примеры коррекционных упражнений
Последняя версия онлайн-платформы SLOGY включает 6 видов упражнений, которые охватывают разные проблемные сферы, препятствующие процессу освоению чтения у детей с дислексией.
Цифровое тестирование
В упражнении «Цифровое тестирование» осуществляется диагностика индивидуального времени поиска. Чем быстрее ребенок опознает материал, например, слоги или слова, тем более автоматизирован этот навык. Программа использует цифровую диагностическую таблицу, регистрирующую индивидуальное время поиска графического изображения.
Слоги
В упражнении «Слоги» ребенок формирует слоговое чтение за счет непроизвольного запоминания частотных слогов. Для последовательной автоматизации навыка таблица заполняется слогами определенного уровня сложности, поэтому ребенок осваивает их в соответствии с основным диагностическим принципом «от простого к сложному».
Типы слогов:
- СГ/ГС (МА/АМ, ЛИ/ИЛ и т.д.);
- СГС (ЛОС, КОН, НАБ и т.д.);
- ССГ (СВО, СТО, ПРО и т.д.).
Мониторинг степени автоматизации опирается на время выполнения задания, как показатель освоенности. Сокращение времени поиска свидетельствует о том, что определенные слоги опознаются одномоментно, то есть слог освоен ребенком. В этом случае таблица обновляется, позволяя приступить к освоению новых слогов.
Для корректировки оптимальной нагрузки применяются два уровня сложности таблицы (9 или 16 слогов) в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и результатов взаимодействия с программой.
Бусы
В упражнении «Бусы» ребенку предлагается устное слово, которое он должен поделить на слоги и найти эти слоги в таблице. Это развивает оперативную фонологическую память, способствует автоматизации чтения слогов и усвоению правописания словарных слов. Упражнение формирует навык слогового анализа и тренирует кратковременную сукцессивную память. На основе статистики, полученной в результате работы ребенка с программой, материал постепенно усложняется по длине и звукобуквенной структуре слов.
Магнитофон и Слогомет
Упражнения «Магнитофон» и «Слогомет» направлены на расширение оперативной памяти, формирование навыка синтеза слова из графических слогов и его понимания.
Упражнения имеют схожую структуру, но отличаются по способу предъявления учебного материала: устный и письменный. По мере освоения, к аудиальному предъявлению слов по слогам постепенно добавляется графическое изображение слога, а затем убирается аудиальное и остается только графическое. Таким образом, ребенок постепенно переходит от слухового восприятия слоговых единиц на графическое.
Анаграммы
Упражнение «Анаграммы» развивает навык догадки (антиципации) целого слова, тренирует оперативную память на ряды букв. По мере освоения материал усложняется за счет длины слова, вариантов перемешивания букв и степени смешения предложенных вариантов ответов.
Слова
Упражнение «Слова» направлено на формирование навыка целостного восприятия высокочастотных, то есть часто применяемых, служебных и знаменательных слов, что облегчает ребенку чтение текстов. Формируется лексикон глобальных высокочастотных графических слов и автоматизируется их зрительное распознавания.
Программа является достаточно сложной системой взаимозависимых упражнений, включающей постоянный мониторинг результатов и возможностей ребенка, на основании которого подбирается уровень сложности и содержание упражнений.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
- Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Статистика и обратная связь
Существует возможность анализа коррекционного процесса и оценки результативности работы с программой. В личном кабинете формируются отчеты по следующим параметрам:
- регулярность занятий;
- коэффициент правильно выполненных заданий;
- интенсивность нагрузки;
- скорость реакции при ответах;
- количество ошибок.
Желательно, чтобы оценку вышеперечисленных параметров выполнял логопед в режиме очного или дистанционного консультирования, но родители также имеют такую возможность, так как программой предусмотрено онлайн-консультирование родителей (по email), вынужденных заниматься с ребенком без помощи логопеда. В идеале, работа с программой должна сочетаться с занятиями со специалистом. Даже в этом случае устойчивый результат достигается спустя 1-2 года тренировок, но первые улучшения можно заметить уже через несколько месяцев. Необходимо настроиться на длительную и методичную работу, желательно в постоянном контакте с логопедом.
В чем заключается роль специалиста
Разумеется, для полноценной высокоэффективной работы желательна дополнительная помощь логопеда и психолог, но система упражнений SLOGY построена так, что позволяет работать и без участия специалистов.
Занятия на платформе SLOGY в сочетании с очными занятиями со специалистом даст больший эффект. Если это невозможно, то специалист, периодически консультируя, поможет оценить результативность работы на платформе. Кроме того, не редко именно специалист помогает родителям принять решение о начале занятий на платформе.
Когда лучше начать коррекцию дислексии?
Оптимальный период коррекции дислексии — начальные классы школы. Чем позже оказать помощь ребенку с дислексией, тем более серьёзные последствия и менее оптимистичный прогноз коррекции вы получите.
Если у ребенка уже диагностирована дислексия, то лучше всего начать коррекцию сегодня. Теперь это возможно из любой точки планеты, где есть интернет.
На какой возраст рассчитана программа
Начинать работу с программой можно с 6-летнего возраста (если ребенка начали обучать чтению с пяти лет), но в основном она ориентирована на школьников младших классов, освоивших букварный этап обучения.
Последняя версия программы поможет сформировать навыки чтения целым словом и адекватное понимание простых текстов. Для успешной работы в программе ребенок должен быть знаком с буквами. Таким образом, важен не класс и не возраст, а уровень владения навыком чтения. Есть немало детей с дислексией, которые учатся в пятом или шестом классе, у которых навык чтения находится на уровне 1-2 класса.
Рекомендуемая длительность обучения
В большинстве случаев, при ежедневных занятиях отмечается положительная динамика даже за такой короткий срок, как 2-3 месяца. Для полноценного эффекта коррекции дислексии требуется значительно более длительный курс: около 2 лет и более. Следует иметь в виду, что в случаях настоящей дислексии (а это стойкое, трудноустранимое нарушение) согласно мировой практике далеко не всегда удается полностью избавить ребенка от этого тяжелого недуга.
«К сожалению, очень часто некоторые недобросовестные фирмы или отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать — за этим кроется обман. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Логопеды, в свою очередь, могут помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество».
А.Н. Корнев