Задержка психического развития ЗПР у детей: причины, симптомы, виды, варианты коррекции

Задержка психического развития (ЗПР)

– сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции (мышление, внимание и память) отстают в развитии от установленных психологических норм для определенного возраста. Число лиц с ЗПР составляет 15-16% в детской популяции.

Умственно отсталые люди получают низкий балл по тестам интеллекта (IQ), но влияние на функционирование повседневной жизни зависит от тяжести заболевания и связанных с этим нарушений. Симптомы ЗПР у детей включают недостаточный уровень развития речи и моторики, мышления и памяти, регуляции и саморегуляции поведения. Около 85% детей с легкой степенью отставания в развитии при своевременно принятых мерах обычно учатся говорить и становятся независимыми.

Общие сведения

Вызвано ЗПР у детей может быть большим количеством причин (в том числе выраженными врожденными синдромами), а симптомы умственной отсталости проявляются не только в снижении когнитивных способностей, но и в других физических и психических отклонениях.

Задержка психического развития характеризуется нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Данное состояние сопровождается трудностями в обучении. Речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории, но в ее основе также могут лежать органические нарушения.

Психические изменения умственно отсталых детей стабильны и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны. Диагноз устанавливается дошкольникам в возрасте 4-5 лет или в процессе школьного обучения. Главная трудность для таких пациентов – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста является следствием множества различных факторов, которые в конечном итоге приводят к дефекту нейробиологического и функционального развития мозга. Следует выделить биологические и социальные факторы.

Наиболее частыми причинами задержки психического развития у детей

являются:

· Нарушения эмбрионального развития: краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция, ВИЧ. Не менее опасна дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков, курение. Накладывают свой отпечаток отравления фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации.

· Перинатальные проблемы: недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга, энцефалит.

· Тяжелые соматические заболевания ребенка: рахит, нейроинфекции, грипп. Также причиной может стать эпилепсия.

Причиной ЗПР в некоторых случаях является наследственность. Данное заболевание в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Практически неизбежна врожденная психическая задержка при многих генетических заболеваниях, например: синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.

Задержка развития ребенка вторичного характера развивается на фоне нарушений зрения или слуха. Причиной может стать дефект речи, а также выраженный дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость или слабоумие могут быть вызваны аномальным развитием головного мозга:

· недостаточный размер мозга (микроцефалия);

· полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга (гидранэнцефалия);

· недоразвитие головного мозга (лиссэнцефалия);

· гипоплазия мозжечка (понтоцеребеллярная гипоплазия).

Часто патогенез нарушений психического развития заключается в нарушениях обмена веществ или выработке ферментов (фенилкетонурия). Послеродовая умственная отсталость у детей также может быть обусловлена разрушением красных кровяных клеток – гемолитической болезнью новорожденного. Возникает в результате резус-конфликта во время беременности и приводит к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общаться с другими людьми (например, по причине инвалидности), авторитарное воспитание (беспрекословное подчинение). Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Факторы формирования социально-психологического климата

Самообразование — это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Для организации самообразования необходимо использовать рабочее время руководителя. Организация самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов (главных направлений), выборе способа и обеспечении регулярности работы над собой.

Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г.Е. Сухарева).

Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей ^возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

Классификация

Классификация интеллектуальных показателей человека основана на измерении IQ. В зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей различают три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания:

· Легкая степень (CIE 10-F70).

Уровень интеллектуального развития (CI) колеблется от 50-69. Пациенты имеют минимальное сенсомоторное замедление. В дошкольном возрасте могут развивать коммуникативные навыки, приобретать некоторые знания, а в более позднем возрасте – и профессиональные навыки.

· Средняя степень (F71-F72).

Могут понимать чужую речь, а в возрасте 5-6 лет формулируют короткие фразы. Мышление ограниченно, примитивно. Требуется много усилий, чтобы научить чтению, письму, арифметике и навыкам самообслуживания.

· Тяжелая степень (F73).

Мышление в этой форме почти полностью блокируется (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлексами. Такие дети не могут учиться (за исключением некоторых разработок двигательных навыков), им требуется постоянный уход.

Этиопатогенетическая классификация ЗПР включает четыре типа заболевания. Для конституционального генеза характерно замедление созревания ЦНС, что сопровождается психофизическим и психическим инфантилизмом. Такой вид ЗПР, как соматогенный, обусловлен длительными и тяжелыми соматическими нарушениями детей в раннем возрасте (хроническая диспепсия, бронхиальная астма, сердечная или почечная недостаточность и пр.), что приводит к нарушению развития и созревания центральной нервной системы.

ЗПР психогенного генеза связана с неблагоприятными социальными условиями (жестокое обращение, безнадзорность). Из-за дефицита внимания формируется импульсивность и психическая неустойчивость. При повышенной заботе происходит воспитание в ребенке эгоцентризма и безынициативности.

Для ЗПР церебрально-органического генеза отмечается органическое поражение головного мозга. Данный тип заболевания встречается чаще всего. Нарушения затрагивают отдельные сферы психики или же проявляются в различных областях. Характеризуется несформированностью познавательной деятельности или эмоционально-волевой сферы.

«Похоже – не похоже»

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.

◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!

Характеристика детей с ЗПР

Осложнения ЗПР варьируются в зависимости от конкретной причины. У детей с синдромом Дауна количество сердечно-сосудистых осложнений больше, чем у других пациентов. Умственная отсталость в мягкой форме, позволяет человеку интегрироваться и работать нормально. Люди с более серьезной задержкой могут иметь плохую физическую работоспособность и нуждаются в заботе всю свою жизнь.

Восприятие

Восприятие, наблюдение объектов, событий, ситуаций дети с ЗПР выполняют в недостаточно дифференцированной форме. Им трудно разделить характеристики тех или иных объектов, а также проводить сравнения и осознавать отношения, существующие между объектами.

Качество памяти

Качество памяти значительно снижается из-за слабости мышления. Это мешает детям с отставанием в развитии отделять существенное от несущественного, т. е. связывать друг с другом изолированные элементы и использовать случайные и вспомогательные ассоциации.

Таким детям трудно учиться и запоминать, что затрудняет перенос извлеченных уроков в новые ситуации. По этой причине в организуемых мероприятиях должны учитываться средства обучения, способствующие повышению эффективности запоминания.

Речевые навыки

Речь детей с задержкой развития развивается с задержкой. Словарный запас невелик. Они недостаточно разбираются в значении слов, мало обобщают из-за сложностей в развитии языка, а также трудностей в функции, регулирующей мышление и критическое суждение.

Мышление

Мышление формируется в условиях неполного сенсорного восприятия, отсутствия развития языка, ограниченной практической деятельности. По этой причине психические функции развиваются медленно и обладают особыми характеристиками.

Эмоциональная сфера

Личностно-волевая сфера характеризуется своей незрелостью, вызвана недостаточным развитием познавательной деятельности, поэтому дети с ЗПР ограничены в выражении своих впечатлений, чувств и эмоций. Они могут либо интенсивно реагировать на незначительный мотив, либо слабо проявлять себя на серьезные жизненные события.

Неадекватные, поверхностные отношения чувств, характерные для детей с задержкой психического развития, как и неспособность подавить свои желания. Они переходят из одного настроения в другое, в некоторых случаях без мотивирующих причин. Им присущи элементы инфантилизма и импульсивности, а также трудности в запретах.

Детям с ЗПР трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности, они проявляют беспокойство и слабо мотивированы. Когда с ними не обращаются должным образом, реагируют на разочарования в школе мятежным, агрессивным поведением или большой отстраненностью. Их развитие вне школы или на более поздней стадии во многом определяется тем, как они относятся к своей среде и к окружающим их людям.

Если ребенок с ЗПР находит понимание, сочувствие, помощь и уважение, тогда возможно полноценное развитие в пределах своих возможностей. Но когда больные дети становятся жертвами насмешек, отвержения, нетерпимости, это приводит к серьезным изменениям в поведении и различным декомпенсациям.

Диагностика

Дифференциальный диагноз умственной отсталости должен выполняться персоналом, специализирующимся на использовании стандартизированных психометрических методов. В раннем детстве первые признаки ЗПР редко проявляются и могут быть четко выражены только через 4-5 лет.

На сегодняшний день диагностика умственной отсталости проводится путем сбора анамнеза (акушерские данные о течение беременности и информации о заболеваниях родственников), общей психологической и психометрической оценки пациента. Это дает возможность оценить соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определенных) признаков умственной отсталости, определить уровень интеллектуального развития и соответствие их нормам, а также понаблюдать за психическим поведением и реакцией.

Для точного определения специфической формы ЗПР могут потребоваться:

· общий, биохимический и серологический анализ крови;

· кровь на сифилис и другие инфекции;

· анализ мочи.

Генетическое тестирование проводится для выявления врожденных причин заболевания.

Инструментальная диагностика задержки развития включает:

· энцефалограмму;

· компьютерную томографию;

· МРТ головного мозга.

Необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на некоторые характерные физические дефекты, многие неврологические нарушения (парезы, судороги, трофические и рефлекторные расстройства, эпилептиформные судороги) наблюдаются при других нервно-психических патологиях.

Даже когда очевиден факт заторможенности и неадекватности, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей, чтобы отличить легкую форму ЗПР от эмоционально-поведенческих (психиатрических) расстройств.

Коррекция задержки психического развития

Лечение начинается со своевременного выявления проблемы. В зависимости от степени психической дисфункции ребенку будет предложено выполнять стандартное школьное задание, предназначенное для детей аналогичного возраста. Коррекция задержки психического развития проводится путем образовательного вмешательства, оптимизированного в зависимости от степени умственной отсталости. Дети должны быть интегрированы в социальную, образовательную и культурную жизнь с остальной частью населения.

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение ЗПР с помощью гормональных препаратов, переливания крови ребенку, специальной диеты без белка. В большинстве случаев этиологического лечения не существует.

Пациентов с интеллектуальными нарушениями лечат симптоматической терапией. Назначаются препараты для снижения интенсивности психотических расстройств: нейролептики, а также медикаменты для стабилизации настроения (что помогает корректировать поведение).

Снижают уровень тревоги, прекращают кризисы и улучшают сон с помощью психоактивных веществ с транквилизаторами. Негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. Длительное употребление этих препаратов может поставить под угрозу внимание и память, вплоть до развития антероградной амнезии.

Одна из основных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отдается когнитивно-поведенческой терапии, т. е. медико-коррекционной педагогике. Для воспитания детей с ЗПР в специализированных школах и школах-интернатах используются специально разработанные методы адаптации детей к обществу.

Реабилитация пациентов с ЗПР, особенно с генетически определенными формами психической патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении программам и прививании элементарных домашних и, по возможности, простейших социальных навыков. Эксперты утверждают, что умеренная умственная отсталость у детей может быть исправлена, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простую работу и заботиться о себе.

«Наряжаем елку»

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.

◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

Прогноз и профилактика

Согласно статистике, четверть дефектов психического развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только при не врожденных патологиях.

Основные профилактические мероприятия:

· в плановый период подготовки к беременности необходимо пройти полное обследование на наличие инфекций, устранить все очаги воспаления и вылечить существующие хронические заболевания;

· проверить состояние щитовидной железы и уровень гормонов;

· некоторые виды умственной отсталости можно предотвратить с помощью генетического консультирования будущих родителей для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода;

· во время беременности женщины должны регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ.

Важной профилактической мерой задержки темпов развития является раннее выявление определенных обменных процессов, приводящих к умственной отсталости. Если в течение первого месяца жизни обнаружить врожденный гипотиреоз, поражающий новорожденного, можно предотвратить развитие дисфункций. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить проблему, то 20% детей с дефицитом гормонов щитовидной железы будут психически инвалидами.

«Растительные загадки»

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».

◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.

Задержка психического развития (ЗПР) – лечение в клинике «РебенОК» в Москве

В медицинском центре работают опытные врачи, которые определяют причины задержки развития и принимают эффективные меры для их устранения. В работе принимают участие педиатры, детские неврологи, психологи, а также дефектологи и логопеды. Коррекция требует длительного периода и начинается с дошкольного возраста.

Пациентам с отставанием в психическом развитии в клинике «РебенОК» проводится коррекция речи на индивидуальных логопедических занятиях. Медицинская помощь включает медикаментозную терапию, которая назначается в соответствии с церебрально-органическими и соматическими нарушениями. Также назначается массаж, ЛФК и физиотерапия.

ЗПР это диагноз, который поддается лечению. Главное вовремя начать принимать меры. Записывайтесь в клинику «РебенОК» в Москве, где работают лучшие врачи и используются новые методики лечения, разработанные на основании международных протоколов.

Литература:

1. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Журнал «Концепт», 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-analiz-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 02.09.2021)

2. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Журнал «Концепт», 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agressivnogo-povedeniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 02.09.2021)

3. Макаров И.В., Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии №1, 2022. URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2018_04_scp_1276.pdf

4. Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Медицинский журнал прикладных и фундаментальных исследований №10 (ч.2), 2015. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7480 (дата обращения: 02.09.2021)
5. Зотов А.Г. К вопросу лечения детей с задержкой психического развития // Регулярные выпуски «РМЖ», №20. URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/K_voprosu_lecheniya_detey_s_zaderghkoy_psihicheskogo_razvitiya/ (дата обращения: 02.09.2021)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]