ЗАДАНИЯ ОТ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ (работаем дома)
Слайд 1
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Отгадайте загадку: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая: Птица говорливая, самая болтливая. КТО ЭТО ? К какой части речи относятся выделенные слова? Определите тему занятия. По ходу изучения темы и выполнения практических заданий найдите ответы на вопросы: Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Как может изменяться прилагательное? К каким частям речи прилагательные относятся в предложении? (с какими словами «дружат»?)
Слайд 2
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется … ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Слайд 3
Упражнение № 1 . Имя прилагательное изменяется по родам. Подберите слова предметы к признакам. Распределите их по столбикам. Заяц, покрывало, снег, сова, облако, сахар, потолок, стена, мел, доска, рубашка, известь, окно, береза, полотенце. Упражнение № 2 . Имя прилагательное изменяется по числам. Прочитайте словосочетания в единственном числе и измените их на множественное. Например: солнечный луч – солнечные лучи Березовый пень — … Деревянный стул — … Чистое окно — … Звездная ночь — … Упражнение № 3 . Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов. Запишите предложения и задайте вопросы к вставленным словам. На огороде зрела … капуста. Маша съела … сливу. Через овраг вел … мостик. На грядке было много … моркови. На тарелке лежали … фрукты. На березах набухли … почки. Белый (м.р.) Белая (ж.р.) Белое (ср. р.) Высокое дерево- …. Доброе сердце — … Золотая монета — … Летучая мышь — … какая? сочная
Слайд 4
В чём согласуются имена прилагательные с именами существительными? Имя прилагательное всегда относится к имени существительному , «дружит» с ним. Имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связано. Называется эта способность согласование . Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже что и имя существительное, с которым оно связано. Значит, имя прилагательное может изменяться по числам, родам и падежам.
Слайд 5
Весеннее утро Весеннее утро наступило в лесу. Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман и он заклубился розовым паром. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Она видит стройные ели с пушистыми ветвями, слушает радостное пение птиц, вдыхает аромат весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне. Упражнение № 4 Спишите текст. Выделите в тексте имена прилагательные. Определите их род, число, падеж . А теперь по стрелке вернитесь к началу презентации и ответь на вопросы. Всё ли вам было понятно?
Слайд 6
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Как может изменяться прилагательное? К каким частям речи прилагательные относятся в предложении? (с какими словами «дружат»?) Спасибо за работу
Проверочная работа №1 по теме «Безударная гласная»
№ п/п | Задание. Инструкция | Ключ | Баллы |
1 | Определение безударных гласных в корне слова. Инструкция:Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Напишите эти буквы. | а,о,и,е,я | 1 балл |
2 | Подбор безударного гласного. Инструкция: Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. с…сновые( ), д…ревья ( ), мрская ( ). в..лна ( ), в…здушные ( ), л…нейка ( ) | сосны, дерево море, волны воздух, линия | 6 баллов ___________________ Баллы снижаются за каждую допущенную ошибку |
3 | Подбор антонимов. Инструкция:К данным словам подберите и запишите слова с противоположным значением. дешёвый, сытый, старый, горячий, молчать | дорогой, голодный, молодой, холодный. говорить | 5 баллов ___________________ Баллы снижаются за каждую допущенную ошибку |
4 | Подбор безударной гласной Инструкция: Вставьте пропущенные буквы. Посв…тить фонариком. Высл..дить медведя. Др…жать от страха. Хв..лить малыша. Прикр…пить к доске. Прим…рять костюм. Прим…рить товарищей. Сл…зать с дерева. Сл…зать мороженное. | е, е, о, а, е, е, и, е, и | 9 баллов ___________________ Баллы снижаются за каждую допущенную ошибку |
5 | Подбор однокоренных слов. Инструкция: К данным словам подберите однокоренные слова – названия признаков предмета. Вставьте пропущенные буквы. укр…плять-крепкий, бл…днеть — …, х…трец — …. , ж..лтеть — …, ск…льзить — … | о -робкий, е — бледный, и — хитрый, е – жёлтый, о — скользкий | 4 балла ______________________ Баллы снижаются за каждую допущенную ошибку |
Максимальное количество баллов -25 |
Дата__________________
Ф.И. ученика__________________________________________класс____________
Проверочная работа №1 по теме «Безударная гласная»
Задание 1. Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Напишите эти буквы.
_______________________________________________________________________
Задание 2. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
с…сновые( ), д…ревья ( ),
м….рская ( ), в….лна ( ),
в…здушные ( ), л…нейка ( )
Задание 3.
К данным словам подберите и запишите слова с противоположным значением.
дешёвый — _________________________
сытый — ____________________________
старый — ___________________________
горячий — ___________________________
молчать — ___________________________
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Посв…..тить фонариком. Высл….дить медведя. Др….жать от страха. Хв….лить малыша. Прикр…..пить к доске. Прим…..рять костюм. Прим….рить товарищей. Сл…..зать с дерева. Сл…..зать мороженное. Задание 5. К данным словам подберите однокоренные слова – названия признаков предмета. Вставьте пропущенные буквы
укр…плять — крепкий, бл…днеть — …………………….,
х…трец — …. ………………., ж……лтеть — ………………..,
ск…льзить — ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнение «Я- редактор»
Байка про тетерева (Образец: оригинал текста, выборочно подчеркнуты слова).
Захотел тетерев дом строить. Подумал-подумал:
«Топора нет, кузнецов нет — топор сковать некому, некому построить домишко»… «Что ж мне дом заводить? Одна-то ночь куда ни шла!» Бултых в снег!
Все играли, в травке бродили, искали, где гнездышки свить, яичушки сносить и деток вывести.
В снегу ночку ночевал, поутру рано вставал, по вольному свету полетал, громко, шибко покричал, товарищей поискал. Спустился на землю, свиделся с товарищем.
С детками во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили, по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали.
Байка про тетерева (Образец: после редактирования текста старшеклассниками).
Захотел тетерев дом строить. Пошевелил мозгами:
«Топора не нашел, кузнецов нет — некому помочь выстроить ему домишко. «И чего дом заводить? Одну то ночь пережить!» Бряк в снег!
Они играли, бродили, искали, где домик свить, яичушки сносить и деток вывести.
В сугробе ночку ночевал, очень рано вставал, по белу свету полетал, громко, взахлёб покричал, товарищей поискал. Опустился вниз, свиделся с товарищем.
С детками во чисто поле ходили, малышей мошками кормили, вольному свету представляли, полетали и опять в снегу ночевали.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)
Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Хозяин любил свою кошку, каждый вечер приносил ей рыбу. Кошка тоже любила плотника. Но вот однажды напала на плотника хворь: глаза стали слепнуть. Не может он работать, денег совсем не стало, не на что и рыбы кошке купить. Вот он ей и говорит: — Хоть мы и бедно с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, нечем мне тебя кормить. Придется тебе другого хозяина искать. Заснул плотник. А кошка подошла к нему и стала глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый, правый, левый, правый… Прошло десять дней, глаза у плотника перестали болеть, и он стал видеть, как прежде.
БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)
Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл. Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл. Всей деревней этот мёд ели.
ВОЛК И БАРАН (Литовская сказка)
Увидал волк барана и говорит ему: — Слушай, баран, а я тебя сейчас съем. — Ничего не поделаешь — ешь. Только прошу тебя не портить на мне шкуру. Ты стань у плетня, разинь хорошенько пасть, я разбегусь и прыгну тебе прямо в глотку. Волк ноги расставил, пасть разинул и ждет. Баран разбежался и — трах! — волка рогами по лбу. Волк свалился без памяти, а баран — не будь дураком — убежал. Отлежался волк и думает: «Съел я его или не съел? Должно быть, съел!..»
ДВА ВЕРБЛЮДА (Курдская сказка)
Два верблюда, старший и младший, паслись на зелёном лугу. Младший всё время отставал от старшего. Старший решил поддразнить юного спутника и сказал ему с насмешкой: — Ведь мы не по узкой тропинке идём, тебе и рядом со мной места хватит. Отчего же ты все сзади тянешься? — А что ты скажешь о вежливости, — ответил младший. — Старших всегда следует пропускать вперед, правда? Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка) Узнал осёл, что раздают уши. Он не знал точно, что такое уши, а только слышал о них. Пришёл он к тому месту, где раздавали уши и крикнул: — Здесь раздают уши? — Здесь, — отвечают ему. — А какие они? — Какие пожелаешь. Есть маленькие, есть большие, есть длинные, есть круглые… — А сколько они стоят? — Их дают бесплатно. «Если уши дают бесплатно, то какой же дурак станет брать маленькие». Вот почему у осла такие длинные-длинные уши.
КАК ЕЖ ВЫДУМАЛ СЕРП (Ногайская сказка)
В давние времена люди, как и звери, ели траву. Надоело им траву есть, посеяли они пшеницу, но как убирать урожай, никто не знал. Сошлись все люди и звери и стали спрашивать друг у друга, как собрать зерно. — Всё знает мудрый ёж, — сказал один старик, — но его нет с нами. Он очень обидчивый, наверно, над ним кто-нибудь посмеялся… А когда ёж сердится, он разговаривает сам с собой. Если подслушать, можно услышать дельный совет. Подслушать вызвалась кошка. Она незаметно подкралась к ежу и услышала, как тот ворчал: — До чего же бестолковые эти люди! Чего проще: взять полоску железа и бить по ней молотком, пока не станет похожей на молодой месяц. Потом насечь зубчики, и серп готов. Кошка запомнила эти слова, передала их людям, люди понаделали серпов и убрали урожай.
КАК ЗАЯЦ ВЫРУЧИЛ СЛОНА (Вьетнамская сказка)
Заяц спросил у слона, почему у него грустный вид. — Я проиграл спор тигру, — ответил слон, — и завтра он меня должен съесть. — Не печальтесь, я вас выручу, дядюшка слон. Завтра приходите сюда. Наутро заяц сказал слону, чтобы тот встал на колени, вскочил на его спину и стал ждать тигра. Как только мелькнула тигриная тень, заяц начал что-то жевать и кричать на весь лес: — Ха-ха! Я уже досыта наелся слоновьим мясом, а теперь мне захотелось съесть тигра! Где добыть этого зверя? Тигр перепугался и удрал.
УМНЫЙ БУЙВОЛ (Китайская сказка)
Тигр подкараулил буйвола и хотел его съесть. Но тот сказал: — Твои зубы слишком тупы, тебе не прокусить моей кожи. Давай встретимся через три дня. Ты наточишь зубы, а я рога. Вот тогда и сразимся. Три дня тигр точил зубы, а буйвол занимался совсем другим делом. Он обмотал себя соломой и катался по земле, пока не покрылся толстым слоем глины. В назначенный день тигр и буйвол явились в условленное место. Три раза вонзал тигр клыки в тело буйвола, но прокусывал только засохшую глину. А потом буйвол так три раза боднул тигра, что из того и дух вон. С тех пор люди считают буйвола самым умным животным.
ПОЧЕМУ У ЛОСЯ И БАРАНА РОГА РАСТУТ (Чукотская сказка)
Спросил раз медведь у лося: — Отчего это все звери разные? На твоей голове ветвистые деревья растут, а на моей нет. — И, правда: мы совсем не похожи, — поразмыслив согласился лось,— отчего бы это? Встретили они горного барана. — Скажи-ка, баран, почему мы друг на друга не похожи. Да и ты на нас не похож. На твоей голове растут два толстых полена. Уселись звери и начали думу думать, почему они друг на друга непохожи. Долго думали. Наконец лось взмолился: — Нет, я не могу больше думать. Голова разболелась. — И у меня от думы голова кружится, — поддержал его баран и убежал вместе с лосем. — Вот, оказывается, почему мы не похожи, — догадался медведь. — Лось и баран глупы, они же думать не могут, вот у них на голове и выросла всякая дрянь.
КУРИЦА И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Бурятская сказка)
Захотелось курице подружиться с летучей мышью. Взлетела курица на насест и закудахтала: — Где ты, соседушка, я пришла с тобой подружиться. — Я не могу выйти, — ответила ей летучая мышь из тёмной щели. — Днём жара высушит мои крылья. В сумерках летучая мышь прилетела к курице. — Курочка, добрый вечер, я к тебе в гости пришла. — Я ночью ничего не вижу, — ответила курица жалобно. — Я не смогу тебя угостить. Так курица и летучая мышь и не смогут подружиться. Курице мешает ночь, а летучей мыши — день.
ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)
Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Хозяин любил свою кошку, каждый вечер приносил ей рыбу. Кошка тоже любила плотника. Но вот однажды напала на плотника хворь: глаза стали слепнуть. Не может он работать, денег совсем не стало, не на что и рыбы кошке купить. Вот он ей и говорит: — Хоть мы и бедно с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, нечем мне тебя кормить. Придется тебе другого хозяина искать. Заснул плотник. А кошка подошла к нему и стала глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый, правый, левый, правый… Прошло десять дней, глаза у плотника перестали болеть, и он стал видеть, как прежде.
Почему курица несет яйца (Африканская сказка)
Лесная птица сказала курице: — Почему ты не летаешь? У тебя же есть крылья. Курица обиделась на то, что посторонняя птица вмешивается в её дела и хотела уйти. Но птица продолжала: — Скоро хозяин тебя зарежет. Лучше уйти в лес. Курица не обратила внимания и на эти слова, но вскоре узнала, что хозяин впрямь собирается её зарезать. Птица посоветовала: — Ты должна каждый день нести яйца, тогда хозяин оставит тебя в живых. Курица так и сделала и была очень благодарна лесной птице за сове
История создания нового направления в работе учителя-логопеда.
Работа учителя-логопеда в школе, в основном, связана с начальными классами. Поэтому, предложение о проведении тренингов со старшеклассниками и студентами колледжа, показалось интересным. Тем более что организовали мы эту работу совместно с педагогом-психологом в рамках проекта клуба для школьников «Soft skills 2035» под руководством городского методического центра.
В течение всего учебного года ежемесячно проводились тренинги. Они были направлены на развитие креативности мышления и речи, стрессоустойчивости, целеполагания и т.д. Казалось бы, что это больше психологическая область знаний. Однако к каждой теме были подобраны логопедические упражнения и задания для решения различных проблем.
Например, в тренинге « Стрессоустойчивость. От А до Я» ребята учились правильно дышать перед выступлением на защите проекта, курсовой работы; готовить органы артикуляции для публичного выступления на сцене перед аудиторией и на уроке. Хочется отметить, что и учащиеся, и студенты с удовольствием выполняли все упражнения. Они отмечали, что участие в тренингах очень познавательно и интересно. А полученный материал может пригодиться им в различных ситуациях.
Хочу поделиться с коллегами опытом данной работы. Предлагаю Вашему вниманию часть тренинга, связанную с логопедическими аспектами.
Планирую продолжить цикл публикаций методического материала других тренингов. Спасибо!
Тренинг для студентов колледжа и учащихся 9-10 классов