Конспекты логопедических занятий.
III. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Психогимнастика. -Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. -Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
II.Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето. (бочка)
На ветках — Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек. (почка)
-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! -Какими звуками отличаются эти слова? -Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). -Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
-Следующие загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом — под столом, А ночью — под кроватью. (ботинки)
Зимой — нет теплей, Летом — нет холодней. (погреб)
-Назовите первые буквы в этих словах.
2. -Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]). -А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.) -На каком месте находятся в этих словах наши звуки? -Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.) -А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? -А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал). -Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). -Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].
[б] | [п] |
Колобок | Принцесса |
Бармалей | Свинопас |
Буратино | Винни-Пух |
Чебурашка | Поросенок Чок |
Трубадур | Елена Прекрасная |
-Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» — одной чертой, а букву «б» — двумя чертами.
3. Физминутка.
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)
4. Игры со звуками [б – п]. «Поймайте звук [п] или звук [б]»
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
«Цифровой ряд»
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.) -Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
Словарный диктант со звуками [б — п].
-Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй — только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
Слоговая мозаика
-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
Буква заблудилась.
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)
III. Подведение итогов.
-Какие звуки мы сегодня повторяли? -Какими звуками они обозначаются при письме? -Чем они похожи? Чем различаются? Оценка деятельности детей.
Домашнее задание.
-Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» — одной чертой, «б» — двумя чертами. ( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)
Список литературы: 1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996. 5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
Желаем удачи!
1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.
2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б’] — [П’] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).
4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.
5. Учить составлять предложения по опорным словам.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).
Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).
Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.
Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу». Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.
Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].
Назвать первый одинаковый звук в словах: батон, булка, баранка…
Назвать одинаковый последний звук в словах: суп, тулуп…
Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику
звуков [П] и [Б], обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:
п, б, б, п…; ба, па, по, бу…; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-ба, ба…; бу-пу…, пу-…
Повтори за взрослым серию слогов:
па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба…
Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:
па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.
Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?
Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):
банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.
Задание 4 Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.
Подобрать слова со звуками [П] и [Б].
Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).
Задание 5 Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?
Почка — бочка, пар — …, пот — …, пой — …, папа — …, пашня — …, пас — …, правый — …, палка — …
Задание 6. Дифференциация звуков [Б’] — [П’].
Назвать первый звук в словах: бегемот, белка, бизон ([Б’]).
Назвать первый звук в словах: Петя, первый, пила ([П’]).
Сравнить артикуляцию звуков [П’] и [Б’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику
и обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:
бь, пь, пь, бь…; пя, бя, би, пи…; береза, белка, писать…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
пя-бя, пи-…; би-пи, бя…
Повторить за взрослым ряд слогов:
пи-пи-бй, би-би-пй, би-пй-би, пи-бй-пи, пй-би-би, бй-пи-пи.
Задание 7 Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Б’] и [П’], взрослый при этом картинки не называет
белка, береза, петух, бегемот…
Вспомнить загадки на звуки [Б’] и [П’]. (см. темы № 12, 13).
Вспомнить слова со звуками [Б’] и [П’]. определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П’]. на звук [Б’] в слове. Какое новое слово получилось?
Составить предложения с этими словами.
Пить — …
Задание 8. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б’] — [П’].
Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.
Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).
Выучить скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба!»
Чтение, списывание слов, предложений:
Тут папа. Тут баба.
Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения): баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.