Дифференциация парных гласных О-Ё (2 класс)
1.
Прочитай и отгадай загадку. Впиши потерянные буквы в слово-отгадку.
р
л
Про него не скажешь «птаха».Величав он и силен.Два крыла с большим размахом,Мощный клюв имеет он.И бесстрашный, и могучийОн парит над горной кручей.
Дай характеристику звукам. Можно ли назвать их парными? Почему?
________________________________________________________________________________________
2.
Прочитай слоги парами. Какая гласная – показатель мягкости, какая – показатель твёрдости?
НО – НЁ РЁ – РО СО – СЁ ТРО – ТРЁ
БО – БЁ ТЁ – ТО ЛЁ – ЛО СТО – СТЁ
МО – МЁ ДЁ – ДО КО – КЁ ГРО – ГРЁ
ВО – ВЁ ПЁ – ПО ЗЁ – ЗО СМО – СМЁ
________________________________________________________________________________________
- Найди каждой картинке место в таблице.
Ё –
2
Ё –
3
О –
3
Ё –
4
О –
2
О –
5
________________________________________________________________________________________
4.
Прочитай столбики слов. Объясни значение подчеркнутых слов.
орёл отвёл подмёл бобёр потолок гололёд
осёл отвёз подмёрз боксёр полотёр городской
отёк отчёт поднёс ковёр посёлок новосёл
овёс полёт подсёк бойкот пролётом поскрёб
________________________________________________________________________________________
5.
Прочитай сначала чистоговорки, а потом скороговорку.
лё – ло – ло
– круглое дуп
лосё – со – со
– большое коле
со
тё – тё – то
– у папы доло
то ро – рё – ро
– полное вед
ро
Тополь – тополёк надел тёплый платок.
________________________________________________________________________________________
- Вставь пропущенные буквы О
или
Ё
. Прочитай.
с__ль, нес__м, п__ле, к__чка, щ__тка, гн__зда, к__льц__, гв__зди, с__мга, сер__жки, прыж__к, вар__ный, пл__х__й, вес__лый, св__кла
7.
Помоги
Незнайке
вставить правильный слог. Какие слова получились? Прочитай.
вы___кий ку___чек
ве___лый по___лок
ле___чек коло___чек
но___чек поро___нок
голо___чек бок___ры
___бака ___лёный
________________________________________________________________________________________
8.
Вставь пропущенные буквы
О
или
Ё
. Прочитай. Назови все слова одним общим словом.
цыпл__н__к тел__н__к к__т__н__к
лис__н__к ут__н__к сл__н__н__к
ягн__н__к жереб__н__к п__р__с__н__к
Игра
«Найди маму».
1 2 3 4 5 6 7 8 9
________________________________________________________________________________________
- Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.
зелёная клоун пальто
тёплое лёгкий
кофта платок весёлый
________________________________________________________________________________________
- Выбери из скобок только правильную букву, лишнюю зачеркни. Прочитай.
- Л
(
о, ё
)
ва слушает ради
(
о, ё
)
. - Пчела да
(
о, ё
)
т м
(
о, ё
)
д. - П
(
о, ё
)
вар нес
(
о, ё
)
т пир
(
о, ё
)
г. - (О, Ё
)
тец прив
(
о, ё
)
з в
(
о, ё
)
з сена. - У Буратин
(
о, ё
)
длинный н
(
о, ё
)
с. - (О, Ё
)
ля чистит щ
(
о, ё
)
тк
(
о, ё
)
й пальт
(
о, ё
).
II. Основная часть занятия. 1. Дифференциация гласных О — Ё в словах
1. Дифференциация гласных О — Ё в словах.
Логопед: Вы помните, в доме у мачехи Золушке приходилось выполнять сложную и грязную работу. Но со всеми делами девушка отлично справлялась. Давайте припомним, какую работу ей приходилось выполнять. Составьте с записанными на карточках словами-действиями словосочетания. Справиться с этим заданием нам помогут картинки-подсказки.
Карточки | Карточки с картинками |
со словами-действиями | картинками |
ПОЛИВАЛА | цветы |
ЧИСТИЛА | картофель |
НОСИЛА | вода |
МЫЛА | пол |
ПЕРЕБИРАЛА | зерно |
ДЕЛАЛА | причёски |
ШТОПАЛА | бельё |
ПРОПАЛЫВАЛА | розы |
Логопед: Помогите Золушке рассортировать зерна. Распределите слова-предметы в три столбика: с буквой Ё в первый столбик, с буквой О — во второй, а с буквами О — Ё – в третий столбик (задание 6, с. 10).
Подберите к этим словам слова-признаки и запишите словосочетания. Выделите буквы О — Ё и согласные перед ними (задание 7, с. 10).
2. Закрепление умений согласования прилагательныхс существительными в роде и числе.
Логопед: С вашей помощью Золушка быстро справилась с заданиями, но злая мачеха сердита. Она уже приготовила следующее задание. Соедините слова так, чтобы получились словосочетания (слова записаны на карточках).
Произнесите их. Как звучат согласные перед гласными занятия, объясните выбор гласных. Запишите словосочетания
(запись на доске)
и укажите в словах гласные буквы О — Ё и согласные перед ними.
Карточки со словами- | Карточки со словами- |
предметами | признаками |
РОЗЫ | ПРАЗДНИЧНЫЕ |
ВОДА | ДЕРЕВЯННЫЙ |
КОТЕЛ | РОЗОВЫЕ |
ПОЛ | ПШЕНИЧНЫЕ |
ЗЕРНА | ЧУГУННЫЙ |
ПРИЧЁСКИ | РОДНИКОВАЯ |
ОДЕЖДА | ОГОРОДНЫЕ |
СОРНЯКИ | НАРЯДНАЯ |
3. Развитие логического мышления.
Логопед: Сложным оказалось предыдущее задание, но с вашей помощью Золушка удачно преодолела и это препятствие.
Однажды вечером Золушка услышала, что во дворце со- стоится бал. Девушке очень захотелось там побывать. Мачеха обещала взять ее на бал, но только после выполнения всей работы по дому. Золушка согласилась.
Давайте облегчим труд Золушки и постараемся ей помочь в исполнении заветного желания. Отгадайте загадки, тогда появится тетушка Волшебница и исполнит желание Золушки.
Клейкие почки. Что копали из земли,
Зеленые листочки. Жарили, варили,
С белой корой — Что в золе мы испекли,
Стоит под горой. (Береза) А
потом солили?
(Картофель)
Он пришел, наполнил кадки, Поливал усердно грядки, С шумом окна открывал, А потом потанцевал. Побродил по крышам вволю И ушел обратно в поле. (Дождь)
Цветки белые, кистями, Зимнее стекло
Плоды — черные с костями. весною потекло.
(Черемуха) (Лёд)
4. Работа на уровне предложения.
Логопед: Золушка успела выполнить работу, пока мы отгадывали загадки. А вот и тетушка Волшебница. Она подарила девушке карету, лошадей, прекрасное бальное платье. А маленький паж преподнес Золушке хрустальные туфельки.
Золушка спешит на бал. Всю ночь она будет веселиться и танцевать, но как только пробьет двенадцать часов, ей необходимо вернуться.
Составьте из отдельных слов предложения и назовите слова, где есть гласная буква Ё для обозначения мягкости согласных (слова записаны на карточках).
Клёном, под, лошадь, стоит.
Воронёнку, летит, к, ворона.
Поле, кормятся, слон, на, слонёнком, со.
Лисёнок, лисой, за, бежит.
Сарая, под, ласточки, крышей, гнёзда, свили.
5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференииаиия согласных перед гласными О — Ё на уровне предложения (задание 8. с. 10).
Логопед: Вот часы бьют двенадцать раз — пора покидать бал. Золушка так спешит, что из-под каблучков вылетают буковки-искры. Вставьте буквы в слова верно и прочтите получившиеся предложения. Запишите их и укажите согласные перед гласными О — Ё. Р__с зел_ный кл_н. Ст_па нес_т з_нтик. В_т вес_лый кл_ун Кл_па. Дворник м_л дв_р. У Ал_ны п_лные в_дра.
Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков ЛЬ — Й
Возьми картинки-символы звуков ЛЬ и Й из Приложения 1. Внимательно послу шай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).
Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 5 раз.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Помните , что при чтении каждой из йотированных букв я , ё , ю , е произносится по 2 звука : ЙА , ЙО , ЙУ , ЙЭ .
я— я я— ля ля— я— ля я— ля—я
Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
Лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с разными гласными звуками
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Ля — е ли — ю ле — ю — ля
Лю — я ле — е ле — е — ли
Е — ли я — лю ли — я — лю
Ю — ле е — ля ля — е — ле
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка. Четко повтори пары слов. Значение незнакомых слов уточни.
♦ В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары и , глядя на картинки — символы , назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й .
Яна — Ляля, Мая — миля, юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебеда, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетаниях слов ( местоимение + глагол ). Развитие навыков словоизменения
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совершали вчера те же действия, что и ты. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.
♦ В случаях затруднений следует повторить отдельно звуки ЛЬ , Й , глядя на картинки — символы из Приложения 1, или напомнить о положении языка ( на звук ЛЬ кончик язы ка поднимается , на звук Й — опускается ).
Например: Я пою
—
и они пели. Я киваю
—
и они кивали.
Я знаю — и они (знали), я умею — и они (умели), я пою — и они (пели), я даю — и они (давали), я кидаю — и они (кидали), я киваю — и они (кивали), я покупаю — и они (покупали), я топаю — и они (топали), я пылю — и они (пылили), я пилю — и они (пилили), я лью — и они (лили), я клею — и они (клеили), я пью — и они (пили).
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — действии
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совершают указанные действия, и четко проговори их названия. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов — названии объекта и его признака
Четко проговори каждую пару слов. Значение незнакомых слов уточни. Если сочетание слов ты произносишь легко, повтори их в быстром темпе 3-4 раза, сохраняя при этом внятность и громкость произношения.
Проговаривание сочетаний слов , насыщенных смешиваемыми звуками , в быстром темпе помогает их стойкому различению как на слух , так и в произношении .
Легкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное белье. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далекая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.