картотека дидактических игр по теме «Овощи» и «Фрукты».картотека по окружающему миру (средняя группа)


Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель дидактической игры «Овощи, фрукты» – формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.

Играет в познавательную игру средняя группа детсадовцев.

Для занятия необходимо подготовить из плотного материала макеты дерева и огородных грядок, вырезать узнаваемые изображения фруктов и овощей.

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с плодами, просит их назвать, рассказать, где они растут – на деревьях или огородных грядках. Задача воспитанников – правильно определить место произрастания культуры, прицепить ее к муляжному дереву или положить на грядку.

Возможен другой вариант игры: педагог размещает все картинки на дереве, спрашивает у детей, все ли плоды висят правильно, какие нужно переместить на огород.

Для старшей группы детсадовцев можно усложнить задание, предложить:

  • разделить фрукты и корнеплоды по цвету;
  • назвать геометрическую форму овощей и плодов;
  • спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.

Картотека дидактических игр о овощах и фруктах.

Картотека дидактических игр о овощах и фруктах

«Вершки и корешки»

Цель:

Закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1.

После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры: — Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.) Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком. Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: «Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

«Овощи и Фрукты»

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах

. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия
овощей и фруктов
. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия
фруктов и овощей
.

Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов

.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи

. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот
(фрукт или овощ)
и прикрепить его по месту произрастания
(на кроне дерева или на грядке)
.

«Кто скорее соберет»

Цель —

учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило

. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия.

Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» — модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они чтонибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

«Опиши, а я отгадаю»

Цель:

Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание:

выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действие:

загадывание воспитателю загадок.

Игровые правила:

нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

Материал:

Овощи и фрукты раскладывают на столе. стул воспитателя ставят. чтобы растения ему не были видны.

Ход:

«Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».

Чьи семена?

Дидактическая задача

: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.

Игровые правила:

Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.

Игровое действие:

Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Дидактический материал:

тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.

Ход игры

Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.

«Где растет?»

Цель:

учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры:

разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

«Овощехранилище»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал:

Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды

«Вершки и корешки»

Для закрепления знаний о способе произрастания культурных растений можно сыграть в подвижную игру, для которой понадобятся муляжи или изображения огородных и садовых плодов.

Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный плод. На вопрос, где он произрастает, отвечают физическими действиями:

  • на дереве (фрукты) – вытягивают руки вверх;
  • на земле (овощи) – вытягивают руки вперед;
  • под землей (корнеплоды) – садятся на корточки.

Отгадай по описанию

Дидактическая игра про фрукты и овощи строится в форме вопросов и ответов. Педагог называет признаки, спрашивает, какой овощ он описал, а дети должны догадаться и ответить. Например:

  • красный, круглый, сочный, мясистый (помидор);
  • острый, жгучий, белый внутри, с желтой шелухой, с тонкими листьями (репчатый лук);
  • зеленый, овальный, хрустящий, покрытый пупырышками (огурец);
  • большая, круглая, оранжевая, с толстой коркой, с полезными семечками (тыква);
  • длинная, треугольная, оранжевая, растет в земле, с кудрявой зеленью (морковка).

Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Чувилина

Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет.

1. Дидактическая игра «Чья тень?»

Цель:

формировать умение находить силуэты овощей; учить правильно называть овощи ; учить различать понятия «овощи».

Оборудование: карточки с изображением овощей и их силуэтов.

Вариант 1. Воспитатель раздает детям цветные изображения овощей. Предлагаем детям рассмотреть их и правильно назвать. Далее воспитатель показывает карточки с тенью какого-либо овоща. Дети должны найти нужный овощ из имеющихся.

Вариант 2. На одной стороне магнитной доски раскладываем силуэты овощей, на другой – картинки самих овощей. Воспитатель предлагает закрепить рядом картинки овоща и их тени.

2. Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель:

учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте.

Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы. Дети. Да!

Воспитатель. Свекла. Дети. Да!

Воспитатель. Сливы. Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать:

«Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:

совершенствовать умение на ощупь определять овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я- чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

4. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель:

Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и собирать целое из частей.

Оборудование: Карточки с изображением овощей разрезанные на части.

Вариант игры: Воспитатель предлагает детям собрать картинки овощей из двух частей «вершков и корешков». Предварительно нужно ознакомить детей с собранными картинками, чтобы дети имели представления, как выглядят овоща под землей и на поверхности земли.

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

(согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

6. Дидактическая игра «Картошечка»

Цель:

учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Рыхлить

Выкапывать

Готовить

7. Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец — огурчик, помидор — помидорчик и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]