Определение 1
Логопедия – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием речевого развития детей и разработкой методов и направлений коррекционной работы, ориентированной на устранение дефектов речи.
Логопедия относится к комплексу научных знаний специальной педагогики. Она занимается детальным изучением различных речевых патологий, их влиянием на общее развитие личности учащегося определенного возраста, особенностей проявления речевых отклонений и возможностей функционирования познавательной и иных сфер личности при наличии того или иного речевого нарушения. Логопедия разрабатывает технологии коррекционного обучения, ориентированные на создание условий полноценного обучения и всестороннего развития ребенка с той или иной речевой патологией.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Логопедия имеет древние корни. Она развивалась на протяжении веков, постепенно входя в педагогическую практику и, впоследствии утвердилась в качестве научного педагогического знания.
Исторические сведения о становлении и развитии отечественной логопедии
История становления и развития системы логопедической помощи в России не продолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок возникновения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период. Н.Н. Малофеев в своем исследовании выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России.
1-й период — вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. — «период предыстории и формирования предпосылок». В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена — монография «О заикании».
Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний — логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).
В конце XIX в. — начале XX в. в недрах логопатологии зарождается логопедиякак наука, интегрирующая знания на стыке трех наук — медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг.
Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Так, в сурдопедагогике сформировались многие методологические, организационные компоненты логопедической службы. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.
Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Петрограде при Психоневрологической академии был создан Отофонетический институт под руководством Д.Ф. Фельдберга. В июле 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было принято решение: считать подготовку персонала для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях.
В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.
2-й период — начало 30-х — конец 60-х гг. — период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.
Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.
В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полу стационар.
В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.
Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.
В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.
С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием. В начале 50-х гг. появляются школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1970 г. приказом Министерства просвещения утверждается «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».
3-й период — конец 60-х — 90-е годы — период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи.
С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».
В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность — логопедия.
В 90-е годы начался новый, 4-й период в развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.
Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений.
Обозначение дефектов речи
Обучение как социальное явление — это целенаправленная, организованная, систематическая передача опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний по активному преобразованию и охране окружающей среды старшими и усвоение младшим поколением. В этом заключается социальный смысл образования.
Образование обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и адекватный уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологическое значение.
Основные механизмы овладения содержанием в процессе обучения целенаправленно организуются в особых формах взаимодействия, совместной деятельности детей и взрослых, обучающихся и педагогов, их осмысленного познавательного общения.
Обучение зависит от конкретных исторических условий. Разные эпохи и цивилизации накладывают свой отпечаток на его организацию: в подборе материального содержания для разных социальных групп, в выборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается педагогический смысл обучения.
В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие духовных сил и потенциалов учащихся, закрепление способностей к самообразованию.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки, которые со стороны учителя являются первыми (базовыми) компонентами содержания, а со стороны учащихся — продуктами усвоения.
Знания — это совокупность сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности, приобретенных учащимся.
Навыки — это усвоенные автоматические двигательные, сенсорные и умственные действия, которые выполняются точно, легко и быстро при низком напряжении сознания и обеспечивают эффективность деятельности человека.
Навыки — это способность человека творчески применять знания и умения для достижения желаемого результата в постоянно меняющихся условиях практики, что достигается в процессе обучения.
Передавая ученикам те или иные знания, учитель всегда дает им необходимую ориентацию и как бы между прочим, а на самом деле очень основательно, формирует важнейшие идеологические, социальные, мировоззренческие, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение носит образовательный характер. Аналогичным образом, мы должны признать, что любое обучение всегда содержит элементы школьного образования. Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы учим. Термины «обучение» и «образование» в некоторой степени пересекаются.
Сущность образования более полно и четко проявляется в его функциях, важнейшей из которых является формирование у людей знаний, умений и навыков. В ходе ее выполнения человек формирует и закрепляет основные знания, умения и навыки, необходимые для всех жизненных ситуаций и видов деятельности.
Еще одна функция обучения — формирование мировоззрения человека. Мировоззрение формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, в процессе обобщения знаний, которые позволяют нам оценивать окружающий мир.
Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и формирования научных теорий.
Методы педагогического исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить достоверность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимосвязи между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее важные и второстепенные.
Теоретические методы исследования включают: Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
Анализ — это мысленное разложение изучаемого целого на составные части, выделение отдельных признаков и свойств явления.
Одно и то же изучаемое явление может быть проанализировано с разных сторон. Всесторонний анализ качеств и свойств позволяет глубже понять их.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.
Синтез — это объединение смыслов. Если просто суммировать признаки явления, то между ними нет никакой логической системы, а только хаотичное скопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны в любом научном исследовании.
Абстракция — мысленное отделение свойства или признака объекта от других его признаков, свойств, отношений.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание объекта на основе ранее выделенных абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).
Сравнение — нахождение сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
Для того чтобы сравнить те или иные явления, необходимо выделить в них известные черты и определить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, неотъемлемой частью этого процесса всегда будет анализ, так как при определении различий в явлениях необходимо выявить измеряемые признаки. Поскольку сравнение предполагает выявление определенных отношений между характеристиками, очевидно, что в ходе сравнения будет использоваться и синтез.
Обобщение — выделение общих черт в явлениях, т.е. подведение итогов исследования.
При использовании метода сравнения выявляются общие черты явлений, которые позволяют объединить их в одну семантическую группу. Обобщение тем убедительнее, чем больше существенных признаков явлений было сопоставлено.
Моделирование — это изучение процессов и явлений с помощью их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция — это логические методы обобщения эмпирически полученных данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от конкретных суждений к общему выводу, дедуктивный метод — от общего суждения к конкретному выводу.
Эмпирические (практические) методы исследования включают: Методы сбора и накопления информации (наблюдение, интервью, опрос, тесты и т.д.); Методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); Методы оценки (самооценка, рейтинг, педагогическая консультация); Методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, экспериментальное обучение, широкомасштабное внедрение) и др.
Наблюдение — это метод исследования, направленный на получение необходимой информации непосредственно через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение конкретного педагогического явления). Наряду с самонаблюдением, наблюдение является наиболее важным методом исследования.
Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
Одно из определений психологии гласит: психология — это наука, объектом изучения которой являются законы формирования, функционирования и развития психики человека.
Попытка понять слово «психика» наталкивается на терминологический барьер. На самом деле, психология берет свое название от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение). Значит, психология — это изучение души? Так считалось много веков подряд. И сегодня мы повсюду слышим и говорим: «душа радуется», «душа болит», «душа не на месте», «душевный человек» и т.д. Так «душа» или «психика»?
Писание говорит, что душа дана человеку Богом во временное пользование. В данном случае это нечто абсолютно непостижимое, недостижимое для смертного человека. В бытовой психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются из повседневной жизни, эти слова — «душа» и «психика» — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются путем теоретических и экспериментальных исследований, используется слово «психика».
Мы с детства говорим: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую», «Я представляю». Мы думаем о сильных и слабых сторонах его памяти и воли, его способностях и характере, темпераменте и интеллекте. Каждый из нас с раннего возраста умеет «чувствовать» эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Это понимание легло в основу (повседневной) психологии, которая обобщает и конденсирует опыт многих поколений. Его знания очень приблизительны, расплывчаты, а иногда просто ошибочны. Это скорее иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет настоящее образование.
Отличие научной психологии от бытовой заключается в том, что она знает ответ на вопрос «как», на основании которого делаются выводы и умозаключения. Научная психология основана на строгих, исследованных и многократно проверенных фактах, которые логически систематизированы и объяснены в специальных научных теориях.
Таким образом, психология — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.
Изучение сущности и законов развития человеческой психики составляет предмет научной психологии.
Специфической особенностью человека является наличие у него двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от глаз. В последнем он думает, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь дана нам в форме поведения.
Субъективный мир человека организован сложным образом, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглянуть в завтрашний день, мечтать, жить будущим, строить перспективу собственной жизни. Именно эту особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористично сказал, что человек — это животное, которое может обещать.
Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Это не вещь и не объект, а процесс. Она достигает высшей, самой полной стадии развития человека.
Психика человека включает в себя все, что он чувствует, воспринимает, ощущает, о чем думает, что помнит, все его привычки, его личность, но также и то, как, какими средствами он это делает. Это позволяет нам предвидеть, что нас ждет.
Например, психика позволяет нам заранее подготовиться к трудному событию. Поэтому, если вы не хотите готовиться к экзаменам, очень полезно представить свое будущее эмоциональное состояние. Что мы будем чувствовать, если не сможем произнести ни слова во время экзамена. Что мы будем чувствовать, когда нас спросят о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвкушение» обычно заставляет вас преодолеть лень и начать заниматься.