Нарушения голоса
Органические нарушения голоса
Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.
В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.
Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.
При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.
Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.
Функциональные нарушения голоса
Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.
При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.
Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.
Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.
Диагностика гипотонусной дисфонии
Фониатр при осмотре пациента видит во время фонации голосовую щель разного размера и локализации — в среднем, заднем отделах голосовых складок, или даже по всей длине. Это означает, что голосовые складки не смыкаются между собой. А воздух из-за этого не задерживается в подскладковом пространстве, полноценного крепкого голоса не формируется, голос слабый, голос тихий, голос дрожит при пении, невозможно долго разговаривать. Выраженность осиплости может быть разная, сила голос понижается, появляется голосовая утомляемость, тембр изменяется. Это затрудняет работу вокальных педагогов, учителей, коучей, ухудшает обучение будущих певцов, и выполнение профессиональных обязанностей для всех.
Лечение
Курс фонопедических занятий с фонопедом, направлен на восстановление тонуса голосовых складок, снятие «зажимов» с гортани. Фонопед помогает разобраться с причинами неправильного голосоведения, разработать личный курс фонопедии, восстановить голосовую функцию. Такой комплексный подход позволяет восстановить голос и предотвратить рецидив заболевания гортани в будущем.
Не следует забывать, что игнорирование проблемы с голосом, приведет к закреплению неправильной фонации, ухудшению голосовой функции, и может стать началом возникновения органической патологии голосового аппарата – ларингита, опухолей гортани.
Диагностика голосовых расстройств
Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.
Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.
При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.
Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.
Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.
В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:
- СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
- РГК — при злокачественных опухолях легких;
- тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
- компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
- компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
- эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
- аортография дуги аорты;
- ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
- биопсия — при опухолях щитовидной железы.
Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.
Как сберечь голос учителю: 10 советов врача-фониатра
Человеческий голос – уникальный феномен. Каждый звук, произнесенный нами, — это результат сложных анатомо-физиологических процессов. Именно голос позволяет нам полноценно общаться, выражать мысли и эмоции, а главное – говорить. Конечно, человеческий голос – бесценный дар, который сложно переоценить. Но для некоторых людей он является не только инструментом общения и способом самовыражения, но и ценным капиталом, в тех случаях, когда профессиональная деятельность человека напрямую связана с использованием этого инструмента. И, конечно, представителям «голосовых» профессий необходимо заботиться о своем рабочем инструменте, беречь его и знать основные правила безопасного использования, ведь, как и любой другой «инструмент», голос может ломаться, «портиться» и выходить из строя. Сегодня мы поговорим о голосе педагога – воспитателя, учителя, преподавателя. Ведь именно голос можно назвать визитной карточкой этих профессий. Преподавательская деятельность требует не только глубоких знаний, высокого уровня эрудиции и культуры, самоотдачи и искренности. Немаловажную роль в ней играет и голос. Во все времена важным показателем педагогического мастерства являлась и является речь учителя, ее техника, чистота, грамотность, лексическое богатство, выразительность. Педагогу, пожалуй, приходится использовать речь больше, нежели представителю любой другой профессии. Болезни голосовых складок (так в профессиональной медицинской лексике называется то, что мы привыкли в обыденной речи называть голосовыми связками) педагогов являются профессиональным риском преподавательской деятельности.
Различного вида осиплости, охриплости, дисфонии и частичная или полная потеря голоса у учителей проявляются очень часто в связи с повышенными нагрузками на голосовой аппарат. И это легко объяснимо. Во-первых, сказывается продолжительность говорения: учителям ежедневно приходится говорить по много часов практически без остановки, а многие из представителей этой профессии и на переменах не дают отдохнуть голосовому аппарату, продолжая общаться с коллегами. Во-вторых, громкость речи: очень многие педагоги, стараясь донести знания до своих подопечных, свято следуют правилу «Чем громче, тем лучше», тем самым усугубляя нагрузку на и без того напряженный голосовой аппарат. Поэтому представителям «голосовых» профессий особенно важно знать, как уберечь свой голосовой аппарат и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.
В нашей статье врач-оториноларинголог, фониатр Клиники «СМИТРА» Демидов Егор Евгеньевич даст 10 ценных советов о том, как педагогу сохранить главный инструмент – голос.
Совет №1.
Не пренебрегайте ранней диагностикой.
Исследование состояния речевого аппарата у представителей педагогических профессий является обязательным. Особенно, если вы заметили у себя любые патологические проявления, связанные с голосом. Снижение силы голоса, сужение диапазона, уменьшение полетности певческого голоса, осиплость голоса, уменьшение звучности голоса, затруднение при разговоре, усталость голоса могут быть начальными проявлениями заболеваний речевого аппарата и требуют вмешательства доктора.
Совет №2. Позволяйте голосу отдыхать.
Используйте любую, самую маленькую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Другими словами, просто помолчать. Многие педагоги забывают об этом и продолжают вести разговоры с коллегами и учениками даже на переменах, да еще и с той же интенсивностью. Как результат, вечером появляется охриплость, усталость голоса, различные неприятные и болевые ощущения в области горла.
Совет №3. «Молчание – золото».
Хорошей привычкой станет 2-3 часовое молчание после окончания трудового дня. При необходимости в этот период пользуйтесь речью минимально: фразы должны быть короткими, лаконичными, сама речь – очень тихой. Не допускайте в этот период продолжительных и, тем более, громких разговоров.
Совет №4. Не переохлаждайтесь!
Голосовой аппарат специалиста голосо-речевой профессии очень чувствителен к резким перепадам температур. Поэтому в холодное время года не выходите на улицу сразу после голосовых нагрузок, подождите 15-20 минут, «разогретому» нагрузкой голосовому аппарату необходимо время, чтобы остыть. Также вы можете охладить голосовые складки, выпив перед выходом на улицу несколько глотков воды комнатной температуры.
Совет №5. Лечитесь вовремя.
Важное значение в здоровье голосового аппарата имеет здоровье верхних дыхательных путей. Заболевания носа и околоносовых пазух, ангины, тонзиллит могут вызывать и поддерживать воспалительные изменения в гортани. Поэтому при наличии любых заболеваний верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору-оториноларингологу для диагностики и лечения. При возникновении острых простудных заболеваний вы должны быть немедленно освобождены от работы. Обратитесь к врачу при первых появлениях простуды и соблюдайте строгий голосовой режим. Возвращайтесь к работе только после ликвидации воспаления и полного восстановления речевых функций, так как, например, недолеченый острый ларингит может перейти в хроническую форму и надолго вывести учителя из строя, лишив голоса.
Совет №6. Старайтесь меньше нервничать.
Деятельность педагогического работника часто очень эмоциональна, связана с нервным перенапряжением и стрессами. Поэтому одной из причин осиплости или даже полной утраты голоса у учителя являются расстройства нервной системы. Постарайтесь организовать свою личную и профессиональную жизнь так, чтобы нервная система не подвергалась сильным неожиданным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Если чувствуете, что не способны самостоятельно справиться с накопившимся стрессом и эмоциональной усталостью, обратитесь к профессионалу – врачу-неврологу или психотерапевту.
Летом – отдыхайте! Один из плюсов педагогической деятельности – большой, почти двухмесячный отпуск. Используйте его с умом, позвольте себе и, в частности, своему голосу расслабиться и восстановиться. Не занимайтесь в этот период профессиональной деятельностью, по возможности избегайте подработок. Берегите голос, говорите меньше, тише, спокойнее.
Совет №7. Избегайте раздражителей.
Рабочий орган учителя – голосовой аппарат – очень чувствителен ко всякого рода раздражителям. Не увлекайтесь острой пищей, слишком горячими или холодными напитками, откажитесь от алкоголя. Употребление этих продуктов отрицательно влияет на слизистую оболочку рта, глотки и нижележащих отделов. Не менее вредным для специалистов голосо-речевых профессий является и курение, которое раздражает не только верхние, но и нижние дыхательные пути, вызывая сильное слюноотделение.
Совет №8. Для женщин.
Стоит помнить, что во время менструации голосовой аппарата наиболее уязвим и требует особой заботы. Голосовые складки у женщины в этот период несколько набухают, голос быстро устает. Перенапрягать голосовой аппарат в эти дни категорически противопоказано.
Совет №9. Для опытных работников.
Чувствительность голосового аппарата и его подверженность отрицательным воздействиям возрастает прямо пропорционально возрасту. Работоспособность речевого аппарата с возрастом снижается, а его чувствительность к простуде, перенапряжению, наоборот, возрастает. Учитывая это, работники «голосовых» профессий пожилого возраста должны более строго выполнять правила гигиены.
Совет №10. Если резко пропал голос…
Что делать, если вы вдруг резко, прямо во время занятия или урока потеряли голос? Есть ли «волшебные» народные способы, позволяющие быстро вернуть его? И можно ли ими пользоваться? Ответ однозначный – нет. В случае резкой потери голоса, первое, что необходимо сделать – обратиться к врачу- фониатру и не заниматься самолечением! Лучшее, что вы можете сделать до приема врача – пить больше теплой жидкости (чай, компоты, морсы), не шептать и свести голосовую нагрузку к минимуму.
Придерживайтесь наших простых советов и будьте уверены: ваш голос будет вам благодарен! Ваш главный рабочий инструмент прослужит верой и правдой много лет, звуча уверенно, воодушевлённо, выразительно, позитивно. Здоровья вам!
Материал подготовлен при участии врача-оториноларинголога, фониатра Клиники «СМИТРА»
Демидова Егора Евгеньевича.© 2010-2021 СМИТРА. Все права защищены. Никакие материалы данного сайта не могут быть скопированы и использованы без письменного разрешения, кроме как для частного, некоммерческого просмотра.
Классификация голосовых расстройств
В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:
- дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
- афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.
По механизму развития данные нарушения делятся на:
- органические;
- функциональные.
Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:
- центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
- периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.