Сопряженная речь — логопедический прием, заключающийся в одновременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз.

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является…

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова «Заикание у дошкольников» (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой».

Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?»

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Механизм возникновения семантико-прагматического нарушения речи

Детский поведенческий невролог Чарльз Ньокиктьен обобщил данные различных исследований о развитии мозга в онтогенезе и описал процесс нормального становления речи и личности таким образом:

  • В доречевом периоде развития (от рождения до 1.5-2 лет) развивается наиболее активно кора правого полушария головного мозга, где происходит становление схемы тела, пространственных представлений и образа «Я». Для формирования этих внутренних конструктов важнейшее значение имеет правильная обработка сенсорной информации на уровне подкорковых нервных узлов и проводящих путей, адекватная внешняя предметная, психологическая и информационная среда (все мы помним «госпитальный синдром», когда развитие ребенка задерживается из-за сенсорной и коммуникативной, эмоциональной депривации). Причем образ «Я» проистекает из образа тела, на который накладывается эмоционально-коммуникативная «обложка» (мама и близкие родственники взаимодействуют с ребенком, оречевляют свои действия, поют ему песенки, читают книжки, рассказывают потешки, часто эта речь ритмизована). Таким образом, ребенок начинает осознавать себя личностью с возможностями воздействия на окружающий мир (это уже этап так называемого нормального детского эго, то есть ребенок в начале осознания себя собой считает, что весь мир крутится вокруг него и это НОРМАЛЬНО). На этом же этапе появляется первая отраженная речь (нормальные эхолалии) и первые произвольные слова. Именно поэтому часто после поражения левой височной доли у взрослых (после инсульта или опухоли) в речи остаются детские стишки-потешки – они локализуются в правом полушарии.
  • С появлением фразы речь как психическая функция переходит в левое полушарие в процессе латерализации, то есть усиления межполушарной асимметрии. С возрастом эта асимметрия усиливается: правое полушарие отвечает за пространственные представления, целостное восприятие объектов, интонации, эмоциональный компонент восприятия и экспрессию, а левое – за анализ, знаки, символы, схемы, восприятие и порождение речи.

В каком же моменте процесс «ломается» так, что возникает семантико-прагматическое нарушение речи? Достоверно пока это неизвестно, но есть научные предположения, что причина в неправильной работе зеркальных нейронов, которые отвечают за врожденные процессы имитации действий окружающих. То есть зеркальные нейроны помогают ребенку развить социальное взаимодействие еще на доречевом уровне, тем самым адекватно сформировать свой внутренний образ «Я». Если же эмоциональное развитие было нарушено, то даже при условии нормального развития речевых зон мозга содержание речи будет неадекватным.

Ч. Ньокиктьен также упоминает, что семантико-прагматическое нарушение может быть связано с повреждением белого вещества головного мозга, например, при гидроцефалии. В таком случае механизм возникновения будет несколько иной.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дидактический принцип систематичности и последователь­ности в логопедических занятиях с заикающимися отражает­ся прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспита­ние навыков правильной речи у них происходит в строго си­стематическом и последовательном порядке, с учетом их ре­чевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легко­го к трудному.

На речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила рече-

вы судорог зависит от того, говорит ли он сам (задает вопро­сы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или де­лает это с чьей-либо пользой. Помощь выражается в подсказ­ке образца фразы, в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней мож­но выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь: заикающийся вслед за логопе­дом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит сво­бодно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее кон­струкция, манера произнесения). Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конст­рукцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Следующая, более сложная форма речи для заикающегося — ответы на вопросы, сначала простые, затем развернутые. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающим­ся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1—2 слова. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы на вопросы.

Пересказ еще более усложняет речь, так как надо про­изнести не 1—2 фразы, а значительно больше. В пересказе есть некоторые моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма взрослым.

Рассказ представляет самостоятельное изложение мате­риала но теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии,

прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, са­мостоятельная) — самая сложная для заикающихся. Она пред­полагает естественное и активное речевое общение с окружа­ющими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикаю­щихся может воспитываться на речевых занятиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная речь; 2) ответно-вопросная фор­ма речи; 3) пересказ, рассказ; 4) спонтанная речь.

Другим фактором, оказывающим влияние на состояние

Речи заикающихся, является разная степень ее подготовлен-

&сти.

Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выу-

чен наизусть или необходимый материал заранее отрепети­рован, вслух или предварительно мысленно продумано то, что он хочет сказать и в какой последовательности. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом.

Речевые упражнения строятся в следующей последователь­ности:

1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух; 3) мыс­ленно продуманный; 4) незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, влияющим на проявление или ис­чезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже — слоги, еще реже — слова. Трудно­сти у них, как правило, возникают в начале изложения (труд­но начать говорить), в начале смыслового отрезка разверну­той фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появ­ляются на некоторых определенных («трудных») звуках.

Свободная и громкая речь

у заикающихся достигается пу­тем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обыч­ным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность речи. При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, ког­да сопровождают речь ритмичными движениями. Затем на­выки свободного общения с ритмизованной речи переводятся на разнометричную, т. е. обычную речь.

Таким образом, плавность

и
ритмичность речи
у заикаю­щихся может воспитываться в такой последовательности:

1) пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизо­ванная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки; 6) разнометричная речь.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося зак­лючается и в тренировке правильной речи в разных эмоцио­нальных состояниях.

Логопед учит заикающегося владеть собой, своей речью независимо от настроения, от эмоциональ­ного возбуждения или подавленности. На эмоциональное со­стояние и речь человека влияют окружающая обстановка,

характер его деятельности и люди. Поэтому на занятиях важ­но предусматривать постепенное усложнение не только ре­чевых упражнений, но и различных ситуаций,

в которых они проводятся.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть следующей: тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

С учетом общественного окружения — в одиночестве; с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми, хотя здесь возможны различные ва­рианты в зависимости от реакции заикающихся на участни­ков и условия общения.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также мо­жет влиять на качество его речи в зависимости от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные действия, комплекс дей­ствий); в) отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Существование многообразных факторов, влияющих на со­стояние речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду ком­бинировать различные виды речевых упражнений и ситуа­ций так, чтобы предугадать возможность возникновения речевых судорог и избежать их.

Принцип систематичности и последовательности включает не только логическую, но и организационную сторону логопе­дического воздействия на заикающихся, так как овладение определенными знаниями, навыками и умениями осуществля­ется систематически, регулярно и по плану. Только в этом слу­чае происходит регулярная тренировка нервных процессов, которая собственно и лежит в основе лечения неврозов.

Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему рабо­ты с заикающимися и разделяется на периоды (подготови­тельный, тренировочный, закрепительный). В каждом перио­де можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

В задачи подготовительного периода входит со­здание щадящего режима, подготовка ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи.

Щадящий режим заключается в том, чтобы оградить пси­хику ребенка от отрицательно влияющих факторов; создать

спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ров­ное отношение; не допускать фиксации на неправильной речи-определить и выдерживать режим дня; предусмотреть спо­койные и разнообразные занятия; не допускать шумных, под­вижных игр, перегрузок занятиями.

Необходимо также успокоить заикающегося ребенка, отвлечь от болезненного внимания к своему дефекту и снять связан­ную с этим напряженность. Целесообразно по возможности ограничить речевую активность заикающегося и тем самым несколько ослабить неправильный речевой стереотип.

Для привлечения ребенка к занятиям необходимо исполь­зовать радиопередачи, магнитофонные записи или пластинки, беседы о литературных произведениях, обратить внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей, на положительные примеры, продемонстрировать магнитофон­ные записи речи детей до и после занятий, особенно в случаях осознания ими имеющегося заикания.

Контрасты между плохой речью в начале занятий и пра­вильной, свободной речью в их конце вызывает у детей жела­ние научиться говорить хорошо. Для этой цели можно ис­пользовать выступления и инсценировки детей, прошедших курс занятий.

С первых занятий логопед отрабатывает с ребенком необ­ходимые качества правильной речи: громкость, выразитель­ность, неторопливость, правильное оформление фразы, после­довательность изложения мыслей, умение уверенно и свободно держаться при разговоре и пр.

В задачи тренировочного периода входит овладение ребенком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях. Опираясь на знания, умения и навыки, ко­торые ребенок приобрел в первом периоде, ведется работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Если все требования правильной речи хорошо и легко выполняются на этом этапе, логопед отказывается от совместного прогова-ривания фраз с ребенком и предоставляет ему возможность самостоятельно копировать образец фразы.

На этапе сопряженно-отраженной речи используются раз­ные тексты:

заученные наизусть известные сказки, вопросы и ответы, незнакомые сказки, рассказы.

речевые занятия проводятся в кабинете или дома с лого­педом или с родителями. Условия усложняются, если на за-нЯтия приглашаются посторонние люди, сверстники, кото­рые могут присутствовать молча или принимать участие в занятиях.

Следующий шаг в логопедической работе с ребенком — этап вопросо-ответной речи. В этот период ребенок постепен­но освобождается от дублирования фраз по образцам и дела­ет первые успехи в самостоятельном речевом общении. Це­лесообразно начинать с отраженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отвечает, а ребенок повторяет от­вет. Постепенно от коротких ответов на вопросы он перехо­дит к более сложным. Ребенок, пользуясь ранее полученными образцами, учится самостоятельно строить сложные предло­жения. Чтобы предупредить искусственность речевых упраж­нений, их следует проводить на самом разнообразном мате­риале, связанном с повседневной жизнью ребенка и с программным материалом: вопросы по ходу игры и др. По­лезно сопровождать вопросами различные виды деятельнос­ти, организуемые на общеобразовательных занятиях: наблю­дение за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр.

Ответы ребенка вначале отражают его простые действия, несложные наблюдения, производимые в настоящее время (Я рисую дом. На столе стоит ваза с яблоками.).

Затем — в прошедшем времени, о завершенном действии или сделан­ном наблюдении (Я
ходил вчера с папой в зоопарк. Мы виде­ли там носорога.).
Наконец — в будущем времени, о предла­гаемом действии
(Мы пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки.).
В этом случае от конкретного осмысливания и передачи своих непосредственных наблюдений и действий ребенок переходит к обобщающим выводам, описанию предполагаемых ситуа­ций и действий.

Разнообразные занятия помогают детям переносить навы­ки правильной речи в свою повседневную жизнь.

Если ребенок запнулся, следует попросить его снова повто­рить фразу, мотивируя тем, что ответ был недостаточно гром­ко произнесен (или слишком быстро, или невыразительно). Ребенок повторит фразу свободно. Если же речевой спазм был сильный и ребенок не смог преодолеть его, целесообразно за­дать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему Изменить или упорядочить конструкцию фразы.

При выборе речевых упражнений необходимо знать, в ка­ких случаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ре_ бенка могут проявляться речевые судороги, чтобы уметь их предупредить или вовремя прийти на помощь. Показателем хорошо подготовленного и проведенного занятия с ребенком служит полное отсутствие у него речевых судорог.

После того как ребенок научится свободно отвечать на не­сложные вопросы, на занятиях используются пересказ и рас­сказ. Соблюдая последовательность перехода от ответов на вопросы к пересказам и рассказам, логопед вначале предла­гает ребенку самому составлять и произносить простые само­стоятельные фразы по картинкам, затем задавать вопросы по новой картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связан­ным по смыслу, а затем к пересказу хорошо знакомого тек­ста (сказки, рассказа), малознакомого (недавно или только что услышанного), к описанию фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей прогулке, экскурсии, занятиях и пр.

Соответственно усложнению форм речи усложняется и обстановка занятий. Занятия проводятся не только в кабине­те или дома, но и вне их. В кабинете ведется подготовка к выходу на улицу, в общественные места, репетируется пред­стоящая экскурсия, логопед задает вопросы о воображаемых или окружающих предметах или явлениях. Например: «Ты видишь перед собой дом. Сколько у него этажей, какого цвета крыша? Какой цветок растет на клумбе? Кто сидит на скамей­ке? Кто играет в мяч? Кто сидит на ветке? Какая сегодня пого­да?» В дальнейшем эти вопросы усложняются, ребенок рас­сказывает об увиденном, услышанном или сделанном и, наконец, участвует в беседах.

После усвоения речевого материала совершается экскур­сия, на которой ребенку задаются те же самые вопросы.

В процессе занятий вне кабинета ребенок учится спокойно реагировать на окружающую обстановку и людей, не стес­няться и правильно отвечать на вопросы логопеда, сверстни­ков и сам задавать вопросы. Занятия вне кабинета имеют большое значение для формирования правильной речи у заи­кающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т. е. в привычных для него условиях, может говорить совершенно свободно, а вне кабине­та в его речи продолжают сохраняться судороги.

В задачи закрепительного периода входит авто­матизация приобретенных ребенком правильных навыков

печи и поведения в разнообразных ситуациях и видах рече­вой деятельности. Названные задачи наиболее активно реа­лизуются на материале спонтанной речи, возникающей у ре­бенка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями).

Постепенно меняется степень участия логопеда в речевых занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах боль­ше говорит руководитель, на последних — роль логопеда сво­дится в основном к тому, чтобы правильно выбрать тему ре­чевого занятия, направить ход его и контролировать самостоятельную речевую деятельность ребенка. Занятия по­степенно приобретают характер бесед о проведенном дне, про­слушанной сказке, увиденной телепередаче и пр.

Используются творческие игры на темы из повседневной жизни: «Гости и хозяйка», «За столом», «На приеме у врача», «Магазин», «Мама и дочка» и др., игры-драматизации на сю­жеты известных сказок.

В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей направлено на то, как ребенок говорит вне заня­тий. Поэтому не следует упускать возможности поправить его, когда это нужно, в разговоре на прогулке, дома при подготов­ке к обеду, во время утреннего туалета и т. д.

Структурные части отдельного занятия.Принцип после­довательности в каждом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и зак­лючительной .

Подготовительная часть занятия включает организацию детского коллектива, беседы психологического характера, ре­чевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на пре­дыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей работе.

Основная часть занятия содержит новый вид речевых уп­ражнений или новые условия, в которых они проводятся.

В заключительной части занятия логопед закрепляет но­вый материал, подводит итоги работы детей, обращает внима­ние на их успехи, дает советы и задания для тренировки речи вне логопедических занятий.

Такое построение отдельного логопедического занятия по­зволяет увидеть его в ряду других, составляющих в целом единую последовательную цепь направленного и системати­ческого коррекционно-педагогического воздействия на заи­кающегося ребенка.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

презентация «Формирование связной речи у детей с заиканием»презентация по логопедии на тему

Слайд 1

Формирование связной речи у детей с заиканием Учитель – логопед Шпигарева О.Н.

Слайд 2

Трудности в формировании полноценной речи у дошкольников: 1 — Н еумение ребёнка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от : недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать(теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи) от ограниченного словарного запаса(затрудняется в выборе нужного слова, выражения) 2 — Неумение при изложении материала правильно распределить своё внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением . 3 – Недостатки звукопроизношения мешают правильному оформлению и течению детской речи. 4 — Влияние внешних условий, окружения ребёнка в момент речевого общения на возникновение речевых запинок. Степень фиксированности на своём речевом дефекте. Характер общительности ребёнка.

Слайд 3

Цель: сформировать речь заикающегося ребёнка чёткой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной. Направления работы по развитию речи: Расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей – привитие способности последовательно излагать свои мысли, желания. Формирование способности у ребёнка говорить неторопливо, спокойно. Работа по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребёнка. Создание максимально комфортной психологической обстановки во время общения с ребёнком.

Слайд 4

Основные принципы в организации работы с детьми: Принцип деятельности. Ведущая деятельность – это игра. Принцип систематичности, последовательности и учёта возраста . Реализация этого дидактического принципа, согласно которому изучение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения и коррекции непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и последовательность выражается в логическом расположении содержания логопедических занятий , а также включает и их организационную сторону. Принцип учёта индивидуальных особенностей заикающихся позволяет организовать работу таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность….. Реализация этих основных принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения занятий.

Слайд 5

Этапы логопедической работы: Этап ограничения речи Сопряжённая речь Отражённая речь Вопросно-ответная речь Самостоятельная речь Этап рассказа Закрепление активного поведения и свободного общения детей

Слайд 6

Содержание логопедических занятий на разных этапах логопедической работы у дошкольников: Этап ограничения речи(режим молчания и шёпотная речь) Развитие слухового внимания и слуховой памяти; Развитие зрительного внимания и зрительной памяти; Развитие произвольного поведения путём развития личностных качеств(выдержки, внимания, подражательности через обучение играм, правилам игр….); Активизация и пополнение пассивного словаря

Слайд 7

Игра «Разведчики»

Слайд 8

Сопряжённая речь(4-5 недель) При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи : темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию , логические ударения; Учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием. Задачи: Формирование сопряжённого произношения речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря. Важно: Правильная организация занятий . Обучение родителей правильному общению с детьми. Материал: слова, словосочетания, фразы, стихи, «пальчиковые игры», песенки…

Слайд 9

Тема «Фрукты — овощи»

Слайд 10

Отражённая речь (4 – 5 недель) Материал программы усваивается детьми в процессе сопряженно- отражённой речи. Педагог использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряжённо или отражённо. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачи: Формирование отражённой речи. работа над фразой и просодическими компонентами речи( дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи). Развитие моторики(умения расслабления мышц). Продолжение обучения играм и правилам игр( обучение общению с партнёром, умению следить за игрой других). Воспитание произвольного поведения(выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей). Коррекция нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря. Материал: слова, словосочетания, фразы, стихи, песенки, «пальчиковые игры», рассказы, игры.

Слайд 11

Тема « Сад – огород»

Слайд 12

Вопросно-ответная речь (8-10 недель) Периоды: Ребёнок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложнённая форма отражённой речи. Например: «Что купила мама?» ребёнок отвечает : «Мама купила овощи » Вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе: «Что делают дети?» – «Дети собирают яблоки» . В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т.е. приближённо к разговорной манере общения «Куда пришли дети?» – «В сад». Задачи: Продолжение работы над просодическими компонентами речи. Развитие длительного выдоха, мягкого голосоначала , слитного произношения фразы, правильной паузации , темпа, ритма, интонационной выразительности. Формирование умения отвечать на вопрос полной фразой(1 период), одним словом(2 период), работа над диалогической речью. Воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Активизация и пополнение словаря.

Слайд 13

Работа над диалогом

Слайд 14

Самостоятельная речь( 8-14 недель) разделы: — Развитие подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа. Развитие самостоятельной речи на материале рассказа. Задачи: Развитие самостоятельной речи на материале пересказе: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр. Развитие активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию лексико – грамматической стороны речи. Активизация и пополнение словаря.

Слайд 15

Пересказ текста с использованием картинной схемы

Слайд 16

Этап рассказа(4-6 недель) Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу. Описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки, растений, орудий труда…Описательный рассказ составляет по образцу рассказа логопеда. Используется приём сравнительного описания двух предметов или игрушек…Затем, переходим к обучению описательному рассказу по картине и серии картин. Обучение рассказыванию по памяти складывается из : Составления рассказа на основе коллективного опыта. Составление рассказов на основе индивидуального опыта. К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, затем более распространённого рассказа. На этом этапе используется ранее проработанный материал, а так же создаётся большое количество новых игровых ситуаций, в которые органически включает тот или иной вид работы над рассказом.

Слайд 17

Составление описательного рассказа

Слайд 18

Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств у детей, активного , творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности. Ведущей деятельностью на данном этапе становятся творческие игры и инсценировки ( пальчиковые игры, музыкальные игры, игры со строительным материалом, сюжетно-ролевые игры…..)

Слайд 19

Значение игры для заикающихся детей: — В процессе игр происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи и поведения у детей в усложнённых условиях. Эти игры служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий(место занятий) в обычные условия. В играх ребёнок приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.
Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и «прожить» с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: «Я учусь говорить медленно». «Я учусь говорить громко».

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: «Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы».

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: «Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли». Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: «У меня карандаш». «Я рисую». «Жила-была коза, и было у нее семеро козлят». С детьми желательно проговаривать «Теремок», «Колобок», рассказ М. Пришвина «Храбрый ежик», стихи А. Барто «Зайка», «Мишка». Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по «Азбуке».

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: «Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять». И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: «У меня белка». Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой «Весна». В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка»).

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Занятие № 3 (5 — 6). Сопряженная речь

Цель занятия:отработка дыхания, голоса, артикуляции, плавной, замедленной речи, чувства ритма, общей расслабленности.

Пособия:те же самые, что на двух предыдущих, сюжетные кар­тинки, стихи, считалочки.

Дыхательные, голосовые, артикуляционные, упражнения на рас­слабление, ритмические упражнения приводятся выше. Можно взять несколько новых или повторить предыдущие.

Дыхательные упражнения:сдуваем вату на столе, увеличивая рас­стояние до нее. Дуем на лодочку, сделанную из пенопласта, пускаем мыльные пузыри. Отрабатываем длительность выдоха.

Голосовые упражнения:отрабатываем гласные А. О. Тянем А — баюкаем куклу — а-а-а-а. Тянем О — болят зубы — о-о-о-о. Произ­носим звуки тихо и громко.

Артикуляционные упражнения:для языка — вперед-назад, в сто­роны — «часики», «шишки» — языком в щечки. Облизываем верх­нюю губу. «Лошадка» — пощелкаем языком. Покусаем широкий язык. «Колокольчик» — постучим языком по верхним альвеолам — ля-ля. «Молоточек» — постучим языком по верхним альвеолам, произнося — дддд. Для губ — «трубочка» — о, «улыбка» — и и в динамике про­износим вместе оба звука ои, ои. Для нижней челюсти — раскроем несколько раз широко рот.

Упражнения на расслабление:«полоскание белья» — наклонимся вперед, опустим руки вниз Отработка сопряженной речи:

1. Картинка «Семья за обедом». Стараемся подбирать предложе­ние с союзом «И».

Краткое изложение картинки.


и плавно, без напряжения их раскачиваем.

Ритмические упражнения:маршировка под счет, с пением марше­вой песни.

3. Игра «Детское домино». На фишках могут быть изображены животные, птицы, игрушки и т. д. Например лото животные. Ста­- вим фишку с изображением зайчика и белки и говорим «Яставлю зайчика и белку». Ребенок смотрит на свои фишки и ставитподходящую: «Я ставлю белку и лисенка» и т. д.

Следим, чтобы ребенок говорил плавно, медленно и слитно без напряжения.

Стишки произносим и с мячом и в маршировке.

Для логоритмических упражнений можно использовать следую­щие приемы:

1. Проводим игру «Лесенка». Рисуем в профиль лестничные марши (лист не меньше 30×20) — «лесенка». И на каждой ступеньке отклады­ваем слово — произносим. Ребенку объясняем, что когда мы поднима­емся или спускаемся по лестнице, мы постоянно перебираем ногами, не останавливаясь. Поэтому фраза звучит слитно и ритмично.

2. Можно провести игру «Горка». На листе бумаги (30 х 20) рису­ем горку. Объясняем ребенку, что когда мы катимся с горки, мы не можем сразу остановиться. Поэтому и слова, которые «катятся» с горки в предложении, произносятся слитно.

Для наращивания фразы увеличиваем количество ступенек лесен­ки и длину спуска горки.

Эти занятия носят элементы игры, что положительно сказывается на поведении ребенка. Он легко вступает в контакт, и занятие прохо­дит на высоком эмоциональном уровне. Особенно такие занятия ре­комендуются для детей младшего дошкольного возраста.

Цель занятия: обучение навыкам правильной речи, т. е. соблю­дение речевых правил при сопряженном произношении несколько удлиненных фраз

Пособия: мяч, бубен, предметы для развития длительного выдо­ха (вата, полоски бумаги, серпантин для поддувания, губная гар­мошка и т. д.), сюжетные картинки, небольшие рассказы, сказки, стишки, считалки. Дыхательные упражнения: собаке жарко, хомя­чок лежит на спине. При вдохе надуть животик (выпячиватьего), а при выдохе — втянуть его в себя. Игра — при вдохе — живот вперед (шарик надулся), при выдохе — живот в себя (шарик лопнул). Что­бы контролировать подвижность стенки живота, можно на него по­ложить книгу и следить, как она при вдохе поднимается, а при вы­дохе опускается.

Это упражнение нужно научиться выполнять четко и без особого напряжения. Ребенок должен самостоятельно контролировать пра­вильный вдох, вдыхая воздух «животом» и длительный свой выдох (длительно поддерживать полоску бумаги в горизонтальном поло­жении при выдохе).

На начальных занятиях большое внимание уделяется обучению ребенка правильному вдоху и выдоху.

Голосовые упражнения:возглас восхищения — «ААААХ» (в груд­ном регистре и не кричать — произносить мягко). Возглас сожаления — «ЭЭЭЭХ». Возглас удивления — «ООООХ», «УУУУХ». Желатель­но передать интонационную разницу. Можно это сделать с помощью примеров: «ААААХ, как хорошо в лесу» и т. д.

Артикуляционные упражнения:проводить различные упражнения для языка, губ, нижней челюсти. Упражнения можно подбирать и при­думывать самостоятельно, вместе с ребенком.

Упражнения на расслабление:«Походка моряка» — ноги расста­вить на ширину плеч и перемещать вес тела то на одну, то на другую стопу. Выполнять в замедленном темпе, несколько раз в одну и дру­гую стороны.

Ритмические упражнения:набивание мяча под счет. Упражнение можно усложнить: мяч бросать и перед собой, и с правой стороны от себя с легким поворотом, и с левой стороны от себя. На одном выдо­хе до 3, 4, 5, 6, 7, 8 и…

Шагистика под счет по кругу, фигурная ходьба (восьмерка, змей­ка и т. д.).

1. Отработка рассказа по сюжетной картинке.

Картинка «Весна в саду».

При изложения содержания подбираются уже сложные предложе­ния. Краткое изложение картинки.

Проработка рассказа проводится в режиме сопряженной речи. Со­блюдаются все речевые правила и установки, которые были даны выше. 2. Отработка рассказа без зрительной опоры.

На занятии можно проводить игру в предметное лото. При рабо­те с текстами по картинке и прослушанному можно использовать при­емы игры «Лесенка», «Горка».

Проводим различные игры: детское лото, домино. Детское лото пред­ставляет собой различные тематические наборыкарт потематике с картинками. Раздаются по одной или две большие картинки, на кото­рых могут быть изображены тематические предметы: мебель, транспорт, животные и т. д. К ним прилагаются картинки, которыеизображают эти предметы в уменьшенном виде. Вы спрашиваете у ребенка и у игра­ющих, например: «У кого стол?» Ребенок отыскивает на большой кар­тинке квадрат с изображением стола и накладывает своюмаленькую карточку с изображением стола на этот квадрат. На этомэтапе игра про­водится молча, хотя, если ребенок проявляет речевую активность, то в этом случае ему нужно правильно сформулировать предложение: «Стол у меня». Далее идет наращивание фразы. Но к самостоятельным фразам мы перейдем только на вопросно-ответном этапе.

На этапе сопряженной речи мы ставим цель научиться правильно пользоваться речью совместно с родителями, т. е. родители прогова­ривают фразу вместе с ребенком. Родители помогают ребенку акцен­тировать внимание на дыхание, голос, артикуляцию, ритм, плавность, расслабленность во время речи. У ребенка вырабатывается уверен­ность, смелость в выполнении задания.

Здесь приводится примерный ход занятий при отработке сопря­женной речи. В зависимости от возраста подбирается и речевой мате­риал. Если речевые навыки формируются с трудом, то можно увели­чить количество занятий с новым материалом или же повторять каж­дое занятие по нескольку раз до формирования определенных навы­ков. Главное, не спешить, терпеливо относиться к стараниям своего ребенка, подбадривать его, не скупиться на похвалы при успешном выполнении задания.

Кроме специального задания родители могут проводить самосто­ятельно и другие развивающие, эмоциональные игры, сказки.

Итак, занятия в сопряженной речи могут продолжаться до тех пор, пока ребенок не будет их выполнять легко и непринужденно. Здесь нет ограничения в количестве заданий и во времени, главное требо­вание — СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Всегда нужно помнить, что толь­ко от вас, в первую очередь, зависит выздоровление вашего ребенка.

Как только будут отработаны речевые навыки (дыхание, ритм за счет выделения ударных гласных в каждом слове и голосоведение — слитное произнесение слов в предложении как одно целое) в сопря­женной речи, переходим к следующему этапу занятий: к отраженной речи.

На этом этапе речевых занятий речевая работа сводится к следую­щему: вы произносите словосочетание или короткую фразу в чуть за­медленном темпе, соблюдая речевые правила и просите ребенка по­вторить это самостоятельно за вами. Он должен легко и правильно передать ритмический и интонационный рисунок предложенного вами словосочетания или фразы. Например: «Это большой мячик», «Пав­лик и Коля ловят рыбу». Затем просите это повторить ребенка само­стоятельно, соблюдая речевые правила. Вы произносите после каж­дой фразы: «Теперь ты это повтори сам». Ребенок повторяет, а вы следите, как он выполняет задание.

Сначала фразы даются простые, затем постепенно наращиваются и в дальнейшем переходят к сложным сочиненным или подчиненным. Речевые правила сохраняются те же, что и в заданиях по отработке сопряженной речи.

Задание1 (1 — 2). Отраженная речь

На каждом занятии обязательно отрабатываются ритмические уп­ражнения для развития чувства ритма, дыхательные, голосовые и ар­тикуляционные упражнения, логоритмические упражнения и упраж­нения на расслабление.

Цель занятий:отработка артикуляции, дыхания и голоса, замед­ленного темпа, чувства расслабленности в отраженной речи.

Пособия:те же, что использовались на предыдущих занятиях. Мяч, бубен, магнитофонные записи музыки, песен в медленном, среднем, быстром темпе, различные тематические лото, игры, сюжетные кар­тинки, серии сюжетных картинок, сборники детских стихов, расска­зов и сказок.

Все артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения пе­речислены.

Маршировка включает следующее: на четыре шага руки вперед, на четыре шага руки вверх, на четыре шага руки в стороны и на четы­ре шага руки на пояс. Ребенок постоянно идет по кругу (периметру комнаты) и на четыре счета выполняет последовательно эти связки несколько раз не прерывая ритм ходьбы. Использовать следует сна­чала чуть замедленный темп, чтобы отработать двигательные, голо­совые синхронизации; четыре шага и сразу смена положения рук. Руки вперед — раз, два, три, четыре шага; руки вверх — раз, два, три, че­тыре шага; руки в стороны — раз, два, три, четыре шага; и руки на пояс — раз, два, три, четыре шага. И так непрерывно повторить не­сколько раз до легкого, четкого выполнения. В дальнейшем это уп­ражнение каждый раз будет усложняться. Оно имеет целью включить в синхронную работу левое и правое полушария головного мозга: речь плюс движения.

Если занятия проводятся в группе, то каждый ребенок повторяет фразу отдельно, но ни в коем случае все вместе! В сопряженной речи все дети вместе с логопедом повторяют фразу, а в отраженной речи каждый ребенок повторяет ее самостоятельно.

Ребенок повторяет за вами фразу и следит, совпадает ли она по зву­чанию по ритмическим и мелодическим параметрам. Он уже начинает самостоятельно чувствовать речевой ритм, мелодику, голосоведение. Появляется уверенность в своих возможностях говорить как родители, а I далее и желание общаться с окружающими. Но это происходит не сразу. Можно начинать отрабатывать темы: «Мебель», «Посуда», «Одеж­да», «Транспорт», «Животные» и т. д., обобщающие понятия, обыг-рывая величину, цвет, форму, запах и т. д.

Всё эти занятия проводятся в логоритмическом режиме: с рукой, с мячом в шагистике, в игре «Горка», «Лесенка», хлопки.

Можно проводить игры в предметное лото, домино. Например: игра — фруктово-ягодное домино, на карточках которого изображе­ны ягоды, фрукты. Вы ставите карточку и говорите: «Я ставлю ябло­ко и сливу», а ребенок повторяет фразу, изменяя одно слово в ней: «Я ставлю яблоко и вишенку». И так далее, пока не закончите игру.

Лото и домино могут иметь различную лексику в зависимости от тематики. Эти упражнения помогают формировать не только рече­вые правила, но и развивать лексические знания.

Для развития памяти, внимания учите с ребенком небольшие стишки, считал очки, которые также воспроизводятся в логоритмическом режиме.

Стишок проговорить с хлопками (для малышей), с рукой, с мя­чом. Стих идет на счет раз, два, три. Каждую строчку начинать после короткого вдоха. Вдох делать спокойно, без шума, не поднимая плеч.

Задание № 2 (3 — 4). Отраженная речь

С каждым занятием мы стараемся вводить в речь ребенка для по­вторения за вами все более усложненные формы предложений: от про­стых до сложных.

Цель занятия:выработка навыков легко и свободно, без напряже­ния воспроизводить самостоятельно вашу речь, выраженных в раз­личных по сложности предложениях.

При этом нужно добиваться, чтобы он уже сам контролировал свою речь, т. е. сравнивал по параметрам свою и вашу речь.

Задания также включают артикуляционные, дыхательные, голо­совые, ритмические, расслабляющие, логоритмические упражнения. Все эти упражнения перечислены выше.

Теперь вернемся к маршировке. На 1-м занятии мы на четыре счета вытягивали руки вперед, затем вверх, в стороны, на пояс. Теперь это же упражнение (счет и маршировка с движениями) выполняем на два счета: руки вперед — раз, два, руки вверх — раз, два, руки в стороны — раз, два и руки на пояс — раз, два. Затем это же упражнение проводит­ся только на счет раз — руки вперед — раз, руки вверх — раз, руки в стороны — раз, руки на пояс — раз, т. е. четыре счета и подряд четыре смены движений. В начале упражнения мы на четыре счета меняли одно движение, затем на два счета, и последняя фаза такого упражнения более сложная, т. к. при ней смена движения меняется на каждый счет.

Это упражнение вырабатывает у ребенка чувство ритма, внима­ния, координацию сложных движений в сопровождении самостоятель­но озвученного ритма, т. е. своим счетом он сам задает ритм. При этом упражнении начинают активно и синхронно работать правое и левое полушарие. Эти упражнения очень полезны для детей с невро­тическим заиканием, а также и с неврозоподобным.

Это упражнение выполняется в постоянном движении не менее 2— 4 минут. Доводить выполнение до автоматизма, до легкости исинх­ронности, четкости и ритмичности.

Работа по зрительной опоре.Сюжетные, серийные картинки, пред­меты (детская посуда, мебель и т. д.), ролевые игры (куклы).

В задании по отраженной речи постоянно выполняются речевые правила, которые на своем примере вы демонстрируете ребенку и про­сите выполнить его это самостоятельно. На занятии используются все виды логоритмических упражнений. На занятии можно изменять формы различных частей речи:


Здесь одновременно закрепляются грамматические навыки в со­гласовании в роде, числе, падеже. Учим небольшие стишки и считалочки.

Материал занятий по отраженной речи можно повторять по не­скольку раз, чтобы ребенок легко выполнил требования на этом этапе. На этих занятиях можно использовать и собственный материал. Далее переходим к более сложной вопросно-ответной речи (диалогической).

В чем же заключается наша задача на этом этапе? Учим ребенка отвечать на вопросы одним словом или развернутой фразой. Учим его самого самостоятельно задавать вопросы. Эта работа проводит­ся как со зрительной опорой (зрительный анализатор), так и со слу­ховой (слуховой анализатор). Учим умению самостоятельно плани­ровать свои действия, выражая собственные мысли вслух. Дыхатель­ные, голосовые, артикуляторные, ритмические, логоритмические, рас­слабляющие упражнения выборочно проводятся на занятиях на воп­росно-ответном этапе. По-прежнему отрабатываются навыки рече­вых физиологических правил — речь начинать только после корот­кого вдоха, в важном слове выделять ударный гласный и все слова в предложении произносить слитно, т. е. голос, а это смычка связок, звучит постоянно, не прерываясь (голосоведение).

На этом этапе мы постоянно об этом напоминаем ребенку во вре­мя выполнения задания, он в любую минуту должен чувствовать вашу поддержку.

Предыдущая6Следующая

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]