«Воображение и его развитие у дошкольников».консультация (младшая группа) на тему

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.

Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста

Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.

До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.

Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.

В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.

Воображение – какое оно бывает?

Исследования

На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!

Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.

Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».

Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.

Виды фантазии

Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:

  • пассивные – то, что никогда не осуществится (сны, мечты);
  • активные – то, что нужно воплотить (в случаях с детьми, воплотить это нужно прямо сейчас);
  • творческие – не просто повторение идей уже кем-то воплощенных, а созданных самостоятельно;
  • репродуктивные – использование чужих идей в собственной интерпретации.

Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.

При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.

Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».

Категории воображения

Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:

  • вербальное – на основе речи (выдумывание новых слов, подбор аналогичных к уже знакомым и. д.);
  • невербальное – фантазии на основе уже виденного;
  • музыкальное – способность воплотить в жизнь или описать словесно музыкальные образы;
  • эмоциональное – воплотить или описать, трансформировать в реальность эмоциональную составляющую образов и переживаний;
  • двигательное – воплощение фантазийных форм с помощью пластики движения.

На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.

Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле.

Шанс стать уникальным

На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».

Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.

Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.

Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.

Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.

Это:

  1. Занятия прикладной деятельностью,
  2. Занятия литературой,
  3. Дидактические игры,
  4. Развитие кругозора,
  5. Развитие тактильных способностей,
  6. Занятия искусством, музыкой, танцами.

Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.

Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.

Так, можно воспользоваться следующими приемами.

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование со свечкой.
  2. Рисование брызгами через соломинку.
  3. Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование пальчиками.
  5. Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование расческой.
  7. Рисование ватной палочкой.
  8. Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения.

Происхождение

Воображение неразрывно связано с творческим мышлением. Формирование образов и представлений в мыслях — процесс творческой активности, т.е. создания нового из предыдущего опыта. А значит, оно опирается на восприятие и память. Откуда тогда дети выдумывают образы в своих играх, не имея предыдущего опыта? — Они рождаются не безосновательно, а являются продуктом переработки всей полученной ранее информации. Услышанное слово или увиденный образ закрепляются в сознании ребенка и связывается с другой информацией, создавая полную картину. Воображение у человека формируется в несколько этапов.

Развитие воображения средствами конструирования

В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.

Конструирование помогает:

  • развить пространственное воображение,
  • получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
  • разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
  • воспитать самостоятельность, усидчивость,
  • развить фантазию.

Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.

Развитие пространственного воображения детей

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Дошкольникам дается необходимая первичная информация, а затем ставится задача: «Что произойдет, если…». Формулируются условия, при которых должно произойти действие. Ребенок должен осмыслить полученные данные, понять поставленную задачу и принять верное решение в виде устного или письменного ответа.

Нарушения воображения и их причины

Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.

Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.

Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.

В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.

Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.

Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.

В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.

Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе

 На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД недостаточно внимания уделяется развитию процесса воображения, дети часто вынуждены пользоваться предложенным шаблоном и повторять за показанным образцом. В результате педагоги и родители жалуются на то, что даже такая детская творческая деятельность, как игра, часто превращается в однообразные манипуляции с игрушками.

Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.

Воображение принадлежит к числу важнейших психологических явлений человеческой личности. В психологии существует несколько определений процесса воображения.

По мнению Л. С. Выготского: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией». [3, с. 5]

«Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности, но в иных, необычных. неожиданных сочетаниях и связях». [10, с. 7.]

Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [8, с.260.]

Физиологической основой воображения является сложная деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новой системы временных связей. При формировании процесса воображения важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны со словом. Обычно оно служит источником появления образов воображения.

Особенность воображения состоит в переработке прошлого опыта, представленного в виде понятий и представлений. Здесь воображение тесно связано с памятью. Но надо помнить, что воспроизведение является главной чертой памяти, а превращение- черта воображения.

Также воображение связано с мышлением. Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку решать задачи в уме, не производя практических действий.

Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, но воображение и само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы вымысла.

Воображение связано и с развитием речи. Задержка в развитии речи, обычно сопровождается и задержкой в развитии воображения.

Воображение тесно связано с развитием эмоционально- волевой и мотивационной сферы личности.

Можно выделить несколько видов воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное и непроизвольное.

По соотношению образа с действительностью выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

В жизни человека воображение выполняет несколько важных функций

  1. Представлять действительность в образах.
  2. Регулирование эмоциональных состояний
  3. Участие в регуляции познавательных процессов.
  4. Формирование внутреннего плана действий.
  5. Коммуникативная функция.

Согласно исследованиям Л. С. Выготского, главным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно его развитию психологи рекомендуют уделять больше внимания в возрасте от 3 до 12 лет. Этот период учёные называют сензитивным для развития воображения и образного мышления.

У детей собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. Так много кругом непонятного, непознанного, что решить возникающие проблемы ребёнок может при помощи воображения, фантазии. Они заменяют малышу недостаток знаний и опыта, помогают уверенно чувствовать себя в современном мире. Игр ребёнка без выдумки просто не может существовать.

Согласно современным исследованиям учёных, воображение ребёнка при своём становлении проходит несколько этапов (по Е. Е. Кравцовой):

– первый этап связан с опорой на наглядность, с воспринимаемой предметной средой,

– второй этап-здесь уже проявляется использование прошлого опыта,

– третий этап- характеризуется появлением особой внутренней позиции, здесь уже происходит развитие воображения от замысла к его реализации.

О. М. Дьяченко выделяет следующие этапы развития воображения:

– 2,5–3 года-в этом возрасте происходит отделение ребёнком себя от предмета, от действия с предметом, направленность на овладение предметами, действиями, обращение к предметам –заместителям, выделение своего «я». И уже к 3 годам можно выделить 2 типа воображения: «познавательное» и «эмоциональное».Последнее тесно связано с использованием символов. Изначально эти символы заимствуются из культуры (Баба Яга, Леший, Бармалей и т. д.), а затем создаются самостоятельно (хорошая или плохая девочка). Планирование образов воображения в этом возрасте отсутствует.

– Это возраст 4–5 лет. На данном этапе ребёнок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребёнок должен следовать. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

– Возраст 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы и получает возможность оперировать ими. Дошкольник уже способен отходить от усвоенных стандартов варьировать ими. В этом возрасте появляется возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действия построить план его выполнения и последовательно реализовать его, нередко внося изменения по ходу. Продукты воображения становятся более оригинальные и детализированными.

Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. У младшего дошкольника преобладает пассивная форма воображения. малыш с интересом слушает сказки, а затем представляет их образы как реально существующие явления. Значит, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления включением сказочных образов в жизнь ребёнка. Именно поэтому дети верят в Деда Мороза, боятся Бабу Ягу, Лешего и пр. Для старшего дошкольного возраста характерна активизация воображения (в начале воссоздающего, а затем творческого).

У детского воображения очень важная функция- уменьшение страхов, стремление понять события путём зарисовки, сделать реальность более приятной.

Особенность детского воображения состоит, во- первых, в видение целого раньше частей, во-вторых, в переносе функций с одного предмета на другой.

Существующая в настоящее время методика обучения детей дошкольного возраста построена, исходя из того, что система эталонов преподносится взрослым в готовом виде для усвоения, что не даёт развиваться детскому воображению, творчеству. Для развития воображения важна не среда, а то как она преподносится ребёнку. Не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию, здесь главным должны быть условия и обеспечение пространства, которые дадут возможность воображать, творить.

Для развития детского воображения необходимо включать неспецифические предметы в игру детей. Для развития фантазии необходимо расширять опыт детей, развивать мышление, речь. Очень эффективны игры «Нарисуй что-нибудь», «Придумай рассказ», «Волшебные картинки», «Волшебная мозаика», «Сочиняем сказку», «Чудесный лес», «Поможем художнику», «Волшебники», «Тропинка», «Неоконченный рассказ» и др.

Однажды мы с детьми сочинили целую серию рассказов. Одна девочка предложила назвать главного героя Стобедом. Дети активно подключились. В результате у нас получилась серия интересных рассказов про приключения одного весёлого мальчика. Мы записали эти рассказы и оформили рукописную книгу. В работу включались даже очень застенчивые дети. Мы получили массу удовольствия от этой работы, а воображение детей так и било ключом.

Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития личности ребёнка. Происходят значительные изменения в психике. Для повышения уровня развития воображения необходимо разнообразить игры детей. Очень эффективны для развития фантазии игры и задачи «открытого типа». Активно развивается воображение и в лепке, рисовании, конструировании по замыслу. Для развития фантазии в дошкольном возрасте активно используются чтение сказок, рассказов, просмотр картин, иллюстраций. Немного способствует развитию воображения и участие детей в посильной трудовой деятельности.

Любое обучение связано с необходимостью что-то вообразить, представить. Всё это невозможно сделать без воображения. Фантазия обеспечивает ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Воображение способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, обогащает жизненный опыт ребёнка. Фантазия обеспечивает построение конечного результата деятельности, создание образов.

Воображение как центральное психологическое новообразование дошкольного периода, является тем необходимым фундаментом, на основании которого у детей возникает, развивается и завершается кризис семи лет, ответственный за формирование психологической готовности к обучению в школе. Основная деятельность, внутри которой происходит развитие воображения и психологическая подготовка к кризису семи лет-игра.

Литература:

  1. Агаеева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва, Чего на свете не бывает? М., Просвещение1991г.
  2. Венгер Л. А., Мухина В. С., Психология, М, Просвещение,1988г.
  3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.
  4. Дьяченко О. М., Развитие воображения дошкольника, М., Международный Образовательный Колледж.1996г.
  5. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л, Психология, М, Высшая школа,1989г.
  6. Компанцева Л. В., Поэтический образ природы в детском рисунке, М., Просвещение,1985г.
  7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М, Педагогика,1991г.
  8. Немов Р. С., Психология, том 1, М, Владос,1999г.
  9. Немов Р. С, Психология, том 2, М, Владос,1999г.
  10. Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М, Знание.1961г.
  11. Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.

Что влияет на развитие воображения у ребенка

Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.

  1. Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
  2. Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
  3. Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
  4. Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
  5. Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
  6. В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.

Функции воображения

Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:

  1. Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
  2. Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
  3. Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]