ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЖИССЁРСКОЙ ИГРЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
28.ДОСУГОВЫЕ ИГРЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.Правильная организация культурно-досуговой деятельности детей 2-3 лет предполагает решение педагогом следующих задач: Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях, праздниках.Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями интересами детей.
Проводя развлечения, следует учитывать некоторые моменты: Тема развлечения должна соответствовать интересам детей.Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети участвовали в развлечении.Следует дать каждому ребенку возможность проявить свою самостоятельность.
Оформление зала или группы должно соответствовать тематике развлечения.При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать возможную нагрузку на детей. Малыши не должны перевозбуждаться, им должно быть весело и интересно. Следует проводить подвижные игры, уже знакомые детям. Атрибуты целесообразно готовить заранее, а внося в группу – обыгрывать. Это повышает интерес детей к развлечениям, способствует эмоциональному подъему и возникновению мотива деятельности.
Театрализованные развлечения занимают в этом возрасте особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принять в нем участие. В связи с этим рекомендуется придерживаться следующих правил: Спектакль проводится по знакомой детям сказке и должен соответствовать уровню их развития.Привлекая детей к инсценировке, им поручают действия, которые они могут выполнить.Следует помнить, что ребенку еще сложно одновременно действовать и говорить, поэтому необходимо использовать поэтапное выполнение роли: сначала действие, потом слова, или наоборот.Понравившиеся детям моменты спектакля можно повторить еще 2-3 раза.
Значительный интерес проявляют дети к забавам, народным и словесным играм, сопровождаемым движениями рук. Очень нравятся малышам развлечения с использованием заводных игрушек, сюрпризных моментов. Забавы помогают снять усталость, вызвать интерес и переключить внимание детей.
При инсценировании песни главным условием является знание детьми ее содержания. Не следует сразу учить детей определенным движениям, а предоставить им возможность самостоятельно действовать под текст песни, то есть проявить творчество. В то же время, чтобы получилось задуманное воспитателем, с детьми предварительно разучивают образные движения. Кроме того, необходимо создать атмосферу, адекватную содержанию песни. В связи с этим особое значение придается атрибутам, красочно дополняющим игру и помогающим войти ребенку в художественный образ.
При разработке сценария праздника необходимо заботиться о том, чтобы он был приближен к домашнему празднику, без всякой заорганизованности. Ведущая роль в ходе праздника принадлежит воспитателю, который, участвуя во всех действиях детей, заражает их положительным эмоциональным настроем. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ.Праздники. «Новый год», «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник». Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки». Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева. Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида, « Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. 3. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца. Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые». Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.
29.ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка». Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.
Игры с природными материалами имеют широчайший диапазон влияния на психическое и личностное развитие ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорную сферу, познавательную активность, высшие психические функции и творческие способности. При этом развивается наблюдательность и подлинный интерес к явлениям окружающей среды, дети приобретают знания путем самостоятельного поиска и исследовательской деятельности. Первые контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках.Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; что если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения малыша с миром природы.
Природные материалы регулярно используются как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых занятиях. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами дети принимают самое непосредственное участие. Здесь необходимо соблюдать принцип золотой середины, и очень важно сохранять баланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким образом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее. При организации игр с природным материалом в1младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.
С 1 младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.
В ходе игры у детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.
Игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Игру рекомендуется предварительно проводить вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать песок (или другой сыпучий материал). На основе использования песка и природных материалов можно организовывать невероятное количество игр-занятий, имеющих воспитательную и образовательную направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры и игровые упражнения с песком зачастую являются самыми простыми из них:
– дети обожаю «печь куличики» и делать фигурки с помощью пластмассовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов;
– рассматривать и изучать песок, его свойства, например, сыпать песок, дуть на него мешать подручными предметами;
– играть в «прятки» сначала зарывая, а затем и откапывая маленькие игрушки и фигурки;
– делать домики и норки для фигурок животных;
– играть «в море», представляя, что песок – это поверхность воды;
– насыпать совочком песок в самые разные емкости (баночки, коробки, колбы) и слушать, какие звуки он будет издавать, если баночку потрясти;
– оставлять следы пальцев, отпечатки ладошек и самых разных предметов. Такую игру можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет оставляет отпечатки;
– чертить на ровной поверхности песка линии и основные геометрические формы;
– простые строительно-сюжетные игры требуют некоторой доли сформированности тонких моторных навыков. Даже при постройке самого простого домика ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон);
И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но навыкам совместной игры.
Игры с водой проводятся уже в 1 младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Так малыши усваивают представление о свойствах снега.
⇐ Предыдущая5Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Консультация для воспитателей «Режиссерские игры для детей младшего дошкольного возраста»
Светлана Савельева
Консультация для воспитателей «Режиссерские игры для детей младшего дошкольного возраста»
Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе, которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться его сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребёнок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев (положительных и отрицательных, а также устанавливает главные правила игры. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе, которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В сюжете могут быть знания, взятые из мультфильмов, книг, рассказов других людей.
В режиссёрской игре – речь главный компонент. Такие игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами, ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляя своё творчество, свои знания. Игра ребёнка – это проекция его жизни на новых героев, либо прямая интерпретация его фантазий.
Режиссёрские игры появляются в жизни ребёнка самыми первыми. Уже в возрасте 1,5 – 2 лет можно наблюдать, как ребёнок кормит своих плюшевых зайцев и медведей, укладывает их спать, катает на игрушечных машинках и водит их с собой в детский сад.
К режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой, театр на фланелеграфе; ребёнок или взрослый, не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает интонацией, мимикой.
Для проведения режиссёрских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью, которых ребёнок сможет воспроизвести придуманную им ситуацию.
Режиссёрские игрыв детском саду необходимо организовывать в следующих целях:
— научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог,
— показать, что такое речевой этикет,
— научит говорить детей осмысленно, выразительно, выслушивать собеседников,
— показать детям, что такое «принимать решения»
, создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
В младшем дошкольном возрасте режиссёрская игра является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры обычно заложен личный опыт, сюжет очень беден. Дети хорошо выполняют только знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т. д.)
. Чаще всего у
детей младшей группы всего два персонажа.
Дети в возрасте 3 -4 лет ни всегда способны самостоятельно играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит им навязывать свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий.
Только к концу 4 года жизни в основе игры детей появляются сюжеты сказок, мультфильмов, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк)
.
Для того, чтобы режиссёрская игра развивалась:
— у детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
— должна быть хорошая предметно – развивающая среда;
— должны быть хорошо подобранные разнообразные виды театрализованных игр;
— у детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития в младшем дошкольном возрасте способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка, формированию в игре интегративных качеств; помогает формировать умение детей связно и последовательно пересказывать литературные произведения, согласовывая рассказ с действиями игрушки, пополняет словарный запас детей.