Публикации по логопедии
[г], [л], [н]
— Откройте картинки. Это ваши дрессированные животные. Кто вы? (дрессировщики) — Анжела, а ты кто? (дрессировщица) — А ты, Дима? (дрессировщик) — С кем ты, Оля, будешь выступать? Кого ты дрессировала? (я дрессировала льва). — В названии одних животных есть гласные и твердые согласные звуки. — Какой мягкий согласный звук есть в слове пудель?
(звук л’) — В названии каких животных слышатся только твердые согласные звуки? (мартышка, мышка, слон, кошка) — Как называется место, где выступают артисты цирка? (арена) — Какой мягкий согласный есть в этом слове? А какой твердый? [р], [н] — Представьте, что это арена. На арену выходят звери, в названии которых один слог. тигр, слон, лев — Артисты, приготовьтесь к выступлению! Выступают животные, в названии которых последний слог [ра]. Кто это? (Зебра) — Я утверждаю, что в этом слове три слога. Кто думает иначе? (два слога) — Хорошо, а в названии еще каких артистов есть два слога? (медведь, кошка, мышка). — А теперь выступает животное, в названии которого первый слог — мар. Кто это? (мартышка) — Правильно, а сколько слогов в этом слове? (три слога). — Правильно.
— А сейчас мы немного отдохнем. Под музыку В. Шаинского вы будете изображать клоунов, гимнастов и действия других артистов цирка.
— Вам нужно составить предложение о том, что делают ваши животные. — Эдик запишет предложение «Медведь поднимает штангу» черточками, а я обозначу полосками.
______________/\/\/\/\ [ ][ ] — С кем вы согласны? ( Эдиком) — Почему? (в предложении три слова) — Если я пропустила слово (поднимает) куда вы посоветуете поставить полоску? (в середине предложения) — Поставь, Влад.
— Сейчас вы будете фокусниками. Что умеют делать фокусники? (делать фокусы, загадывать загадки). — Правильно, а сейчас из букв с, о, л, н составьте четыре слова. — Итак, какие слова вы составили? (слон, сон, нос, он) — А теперь, если вы правильно угадаете первую букву в неполных словах, то сможете прочитать названия животных, которые здесь спрятались. [ ]- иса (лиса) [ ] — ист (аист) [ ] — гуар (ягуар) [ ] — апля (цапля)
— Здесь прячется еще один зверек. Прочтите первые буквы только что названных слов. Кто здесь? (заяц) — Откройте свои азбуки. Из букв составьте название зверька. В слове первый звук [б’], последний — [а]. Кто догадается, скажите мне шепотом. (белка) — А сейчас гласная [е] «уйдет» погулять, а на ее место «встанет» другая гласная, и получится новое слово. — Кто из вас догадался, какую букву надо поставить? (у) — Верно, а какое слово получилось? (булка) — Молодцы! — Почему в слове (белка) звук [б’] произносится мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве «б». (буква Е, так как Б стоит после Е, то и звучит мягко). — А какие еще гласные буквы отдают такой же приказ согласным? (е, и, я, ю и буква ь). — Составьте названия ваших дрессированных животных.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ВОДУ»
В слове в о́ ду: 1. 2 слога (в о́ -ду); 2. ударение падает на 1-й слог: в о́ ду
!Комментарий
См. тж. инфинитив вод, от которого образовано слово «воду».
1) Транскрипция слова «в о́ ду»: [в о́ ду].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
в | — | [в] | — | согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
о | — | [ о́ ] | — | гласн., ударный ; ниже см. § 20. |
д | — | [д] | — | согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
у | — | [у] | — | гласн., безударный ; ниже см. §§ 9, 10. |
4 буквы, 4 звука
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 9. Гласный [у] как под ударением, так и в безударных слогах произносится в соответствии с написанием. Он обозначается на письме буквами у и ю.
§ 10. Буква у обозначает звук [у] в следующих положениях; а) в начале слова: ум, у́ лица, уд а́ р, убир а́ ть; б) после гласных: на у́ ка, па у́ к, зауч и́ ть, в ы́ учить, с о́ ус, кл о́ ун; в) после твердых согласных: сук, пух, куст, шум, жук, пуч о́ к, бук а́ шка, кул а́ к, шум е́ ть, цук а́ ты, пулемёт, жуликов а́ тый, в ы́ куп, в ы́ ступ; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: ч у́ тко, чуб, щ у́ ка, чуд а́ к, чуг у́ н, чудак и́ , на о́ щупь, пл а́ чут.
§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
Источник
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных. Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Таблица звонких и глухих звуков
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков: Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци.
Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в\’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса «Фестиваль уроков-2015».
П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-.
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират.
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста.
Источник
Звуки [В] [В`]. Буквы В, в методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «В» И «ВЬ». Буквы В,в.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «В» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий,
обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ВЬ» — не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий,
обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.А) Назвать слова на твердый звук «В», заучить их:
1) Ваня, Валя, Вася, Валера, Варвара, Вова, Вадик, вагон, валенки, вода, ванна, Ванька –
встанька, варежка, варенье, вареники, варенец, василёк, ватрушка, водоросль, вожак,
воздух, воин, вокзал, волейбол, волк, волчица, волны, волосы, волчок, волшебник,
вольер, воришка, воробей, воробышек, ворона, ворота, воротник, восемь, ворчунья,