Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. Тема «Осень»


«Назови ласково» — логопедическая игра

Цель: совершенствовать грамматическую структуру речи.

Задачи:

  • развивать навыки словообразования;
  • обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • познакомить с суффиксами -онок, енок, -ат, ят.
  • формировать внимание.

Оборудование: карточки из листов бумаги, на которых нарисованы, или приклеены картинки с изображением взрослого животного и такие же карточки меньшего размера с изображениями детёнышей этих животных.

Можно просто подобрать готовые уже карточки и распечатать. Если запланировать логопедическую работу с играми на постоянной основе, то лучше будет эти карточки заламинировать.

Постепенно карточек будет много, и можно будет сделать из них целую картотеку. Игровое задание:

Дети разбиваются на две команды. Им раздаются карточки с изображением животных. Одной группе детей выдаются карточки со взрослыми животными. Второй группе – карточки с детёнышами этих животных.

Игра заключается в следующем:

Логопед называет животное, дети показывают карточку. Та команда, у которой есть детёныш этого животного, должны быстро среагировать, показать и назвать этого детёныша.

Затем педагог называет детёныша животного. И карточку уже поднимают дети, у которых есть этот зверёк. А команда с карточками взрослых животных также быстро должна найти, показать и назвать соответствующее взрослое животное.

Во время игры необходимо обращать внимание на то, чтобы дети правильно проговаривали каждое название.

Эту игру можно приурочить к автоматизации любого звука или всех сразу.

Например, можно предложить такой вариант игры для отработки звука «Л».

В этом случае заготавливаются карточки с названиями животных и детёнышей, у которых встречается данная буква.

Лиса – лисёнок, лисята.

Лев – львёнок, львята.

А вот вам вопрос на засыпку – если играть с названиями птиц, как можно образовать слово, обозначающее детёныша/птенца ЛЕБЕДЯ?

Предлагайте ваши варианты через форму комментариев.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. Тема «Осень»

Дидактические игры по теме: «Волшебница осень»

Подготовила учитель-логопед: Ковалева А.В.

Старшая группа.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  3. Образовывать притяжательные прилагательные.
  4. Согласовывать существительные и прилагательными.
  5. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Назови ласково»

(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами )

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.
Игра «Один — много»
(Образование множественного числа существительных в родительном падеже)

Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
Игра «Скажи со словом «осенний»»(Согласование существительного и прилагательного)
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя. Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто. Игра «Назови, какая погода?»
(Образование качественных прилагательных)
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, … дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, … сыро — сырая, … хмуро — хмурая, … солнечно — солнечная, … ясно — ясная. Игра «Один — много»
(Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)
Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи. Игра «Скажи наоборот»
(Поиск антонимов)
Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, … холодная — жаркая, … хорошая — плохая.
Игра «Я начну, а ты закончи»
(Поиск соответствующего понятия)

Люди осенью одеты, (во что?) — … ; школьники идут с портфелями (куда?) — … ; листья на деревьях стали (какими?) — … ; цветы на клумбах (что сделали?) — … ; птицы улетают (куда?) — … ; звери делают на зиму (что?) — … ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — …. Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень; 2) осенние месяцы; 3) приметы осени в природе; 4) красота золотой осени; 5) что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; 7) осенняя одежда.
Игра «Исправь ошибки»
(Поиск фактических ошибок)

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»

Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»

Образовательная область:

Коммуникация

Раздел:

Развитие речи

Тема:

«Ласковые слова»

Цель:

Формировать представления о словообразовании

Задачи:

1)

Научить использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме

2)

Развивать подвижность мимической мускулатуры.

3)

Воспитывать терпение, усидчивость, любознательность, стремление доделывать все до конца; вызвать интерес к окружающему миру.

словарная работа

: ласковый

Оборудование:

мишка, пиктограммы с изображением эмоций

Ход работы:

1.Круг радости

«Солнышко»

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

2. Мимическая гимнастика

Выставляются пиктограммы.

Педагог и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица, а затем изображают эмоции на своем лице.

3.Сюрпризный момент

— Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова, а поможет нам в этом Винни Пух. Скажите, здравствуйте!

Винни Пух

: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово: «Здравствуйте»? Это значит, когда мы с кем – то здороваемся, мы желаем этим людям здоровья. Ребята, а какие вы ещё волшебные слова знаете? (
ответы детей
). Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!».

4.Игра

«Здравствуйте»

(Дети «здороваются» с той частью тела, которую назвал медвежонок, повторяя движения за педагогом.)

Здравствуйте ножки.

Дети: Здравствуйте: (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) .

Здравствуйте ладошки.

Дети: Здравствуйте. (Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со словами) .

Здравствуйте губки.

Дети: Здравствуйте (Воздушные поцелуи друг другу).

Винни Пух

: Ребята, а я не знаю, как вас зовут!!! Может быть, вы скажете мне? (
да
)

5.Игровое упражнение

«Ласковые имена»

Педагог побуждает детей называть друг друга ласково: Сашенька, Софочка и т.д..

Винни Пух: Ой, молодцы какие! Эх, я бы с вами поиграл, но у меня спина болит.

Педагог:

Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым, чтобы спинка не болела? (
зарядку
) Давайте сделаем физминутку и вспомним одну сказку.

6.Физминутка

«Заюшкина избушка».

Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика

) .

Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны

)

Песню весело он пел (Кивают головой

) .

И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке

) .

Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок

) .

Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши

) .

Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся

.)

Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками

.)

И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.)

К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – другу) .

И ни с чем они уходят (Расходятся

) .

Лишь единственный петух.

Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

.

И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.)

Припеваючи в ладу. (Обнимаются

.)

-Ребята, вы узнали сказку? («Заюшкина избушка»)

Молодцы! Ну-ка, Винни Пух, как твоя спина? Сможешь теперь играть?

Винни Пух

: Да, полегчало мне! Дети, я придумал новую игру, хотите поиграть?! Только с ее помощью вы сможете придумать новые слова!

7.
Игра
«У меня нос, а у тебя?»

Педагог называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

— У меня нос, — говорит педагог.

— А у меня носик.

— У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

8. Итог занятия

(Дети по «цепочке» называют части тела человека)

Винни Пух: Ребята, мне было так весело с вами играть! Вы все такие умные, такие ласковые ребята! Еще и спинку мне вылечили! Вы хотите, чтобы я еще пришел в гости? (да

) Я обязательно приду к вам! До свидания
!(Дети прощаются с гостем)
Ожидаемый результат

:

-знать названия и расположение частей тела;

-иметь представление о словообразовании;

-уметь выражать свои эмоции, образовывать новые слова

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создания положительных эмоций.

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей
друг с другом, создание положительных эмоций.
Ревякина Юлия Юрьевна

Ласковое имя (с 5 лет).

Цели:

данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.

Инструкция.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые име­на, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [9].

.
Представь свое имя в движении (с 6 лет).
Цели:

игра помогает детям запоминать имена своих то­варищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры:

дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения [7].

.
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет).
Цели:

помогает снять напряжение и неуверенность, по­зволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал:

две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры:

ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [7].

.Паровозик (дети сидят в кругу) (с 5 лет).

Цели:

позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.

Инструкция.

«Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» со­скучится и подъедет к любому мальчику или девочке со сло­вами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ре­бенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продол­жит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети» [9].

.
Переходы (дети сидят в кругу) (с 6 лет).
Цели:

игра обращает внимание на внешность детей, по­зволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

А. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отли­чаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные во­лосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каж­дому из них, прикасается к их волосам, советуется с осталь­ными, куда его посадить, и т. д.

Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Пантомима «То, что я люблю делать».

Цели:

формирует группу и повышает личную самоо­ценку.

Ход игры:

образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность [7].

Ракета (дети сидят в кругу)

Цели:

дает ребенку возможность почувствовать свою зна­чимость. Игра вызывает положительные эмоции и способ­ствует снятию напряжения.

Инструкция.

«Давайте попробуем запустить в космос ра­кету с космонавтом. Какой человек может быть космонав­том? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточ­ки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно при­поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть [9].

Игра «Жмурки» (с 5 лет).

Цели:

создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры:

все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глаза­ми. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду [6].

Игра «Жучок» (с 5 лет).

Цели:

создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.

Ход игры:

дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Во­дящего выбирают с помощью считалки [6].

Игра «Бun» (с 5 лет).

Цель:

сплочение группы.

Ход игры:

дети сидят на стульчиках. Водящий с закрыты­ми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [6].

Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цели:

снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою зна­чимость и теплое отношение к себе окружающих.

Инструкция.

«Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, по­тому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, по­пробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они гово­рили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупать­ся в море». «Купающийся» становится в по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [9].

Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цель:

помогает детям выразить свои эмоции, снять на­пряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция.

«Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла до­мой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот коте­нок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, по­кажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. При­ласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [9].

Потерялся ребенок (с 4 лет).

Цели:

развивает слуховое внимание, способствует рас­познаванию по голосу.

Инструкция.

«Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Са­шенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [9].

Инструкция:

«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы по­играем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки [9].

Печем пирог (с 4 лет).

Цель:

снятие напряжения, обучение бережному отноше­нию к другому, развитие воображения.

Материал:

одеяло или плед.

Ход игры:

кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднима­ется горячий, как будто пирог из печки. Упражнение про­делывают с теми, кто хочет [1].

.
Слон у папы на спине (с 3 лет).
Цели:

снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход игры:

все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [2].

Дружная команда

Учим детей договариваться и сотрудничать.

Все вместе (с 6 лет)

Цель:

развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Материал:

мелки для рисования или листы газет.

Инструкция.

Надо нарисовать на полу круг такого разме­ра, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой пробле­мой: как им всем разместиться на очерченном простран­стве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [1].

.
«Пошли письмо» (с 6 лет).
Цель:

развитие групповой сплоченности, наблюдатель­ности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.

Ход игры:

играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он гово­рит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начи­нает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальо­на — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побы­вал в роли почтальона [5].

Буря (с 5 лет).

Цель:

развивает чувство группового единства.

Ход игры:

ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед ко­торым остановился ведущий, имитирует звук начинающей­ся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают по­тирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждо­му участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обо­значается полновесными ударами ног об пол. Таким обра­зом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щел­каньем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [7].

Спина к спине (с 6 лет).

Цель:

стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимо­действия.

Ход игры:

дети садятся спиной друг к другу. Задача — до­говориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатле­ниями и ощущениями. Взрослый может помочь им, зада­вая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом по­мочь [5].

«Путаница» (с б лет).

Цель:

формирование группового единства.
Ход игры:
водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий вхо­дит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у де­тей [б].

«Ладонь на ладонь» (с 5 лет).

Цель:

развитие умения согласовывать действия с пар­тнером.

Ход игры:

дети прижимают ладошки друг к другу и та­ким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ре­бенком гора или река. В игре может участвовать пара взрос­лый—ребенок [5].

«Меняемся пуговицами» (с 5 лет).

Цель:

побуждает детей договариваться друг с другом, со­трудничать.

Материал:

100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры:

ведущий перемешивает пуговицы и затем раз­дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пу­говиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор опре­деленного цвета. Для этого ему придется обмениваться пу­говицами с другими детьми.

Игры для снятия напряжения.

«Рвакля» (сЗлет).

Цели:

помогает снять напряжение, дает выход деструк­тивной энергии.

Материал:

ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры:

ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, де­лать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бу­мажек — они отлично пружинят [8].

Зоопарк (с 5 лет).

Цель:

помогает снять напряжение.

Ход игры:

дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие уга­дывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыга­ют, бегают, рычат, кричат [5].

«Медвежата» (с 4 лет).

Цель:

упражнение направлено на мышечное расслабле­ние.

Ход игры:

ребенок превратился в маленького медвежон­ка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрал­ся в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения [5].

Из семечка
в дерево (с 4 лет).
Цель:

обучение выразительным движениям, релакса­ция.

Ход игры:

дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и за­крыть ее руками). Взрослый — садовник — очень береж­но относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно под­нимаются). У него раскрываются листочки (руки подни­маются), растет стебелек (вытягивается тело), появляют­ся веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент — бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрас­ный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-со­седям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в раз­ные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цве­ток опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каж­дому ребенку, гладит его.

Волшебные превращения.

Цели:

дать возможность ребенку снять напряжение, про­явить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит де­тей соотносить свои действия с инструкцией, контролиро­вать активность.

Ход игры:

взрослый произносит текст, для усиления эф­фекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Напри­мер: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотить­ся. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку кра­детесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь гром­кий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасать­ся! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закры­ваете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потя­нуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превра­щайтесь в мальчиков и девочек».

В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.

Идет разминка с движениями на усмотрение руководителя.

♦ Раз, два, три, четыре, пять! Будем с дождиком играть: Дождик, дождик, приходи! Дождик, дождик, уходи! Дождик, дождик, приседай, Дождик, дождик, улетай. Дождик, дождик, затихай, Дождик, дождик, засыпай…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]