В статье подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка. В таблице подобраны игры к грамматическим категориям.
В литературе по дошкольной логопедии накоплен значительный материал по формирование морфологического строя речи. Опираясь на методические рекомендации Т.А. Ткаченко, в работе учитывались следующие подходы:
— четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе лексических тем); — при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию; — при подготовке занятий не ставится задача уложить весь грамматический материал в одну лексическую тему;
На занятиях не указывается словарная тема, не ограничивая тем самым активные и пассивные словари, на базе которой формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяло сосредоточить внимание детей на изучаемой морфологической форме (окончание существительных, способы словообразования и т.д.).
Формировались навыки словоизменения, словообразования и согласование слов, привлекая внимание детей к морфологическому составу слова. На занятиях фиксировалось внимание ребенка в виде произносительного акцента на определенно изучаемую морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой словообразования; окончание слов, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица), являющегося основой словоизменения.
Чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению в коррекции морфологического строя речи, с этой целью создавалась высокая умственная нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет упражнений на развитие словесно-логического мышления, в рамках изучаемой темы, что обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
На начальном этапе важно приучить детей вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, у детей подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. В свою очередь развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологического строя речи.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личных черт, интеллекта. Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждают, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов обучения.
Грамматическая категория | Дидактические игры и упражнения |
Тема: Уменьшительно-ласкательное значение имени существительных | Игры: «Большой – маленький», «Ежи ежик», «Назови ласково» |
Тема: Именительный падеж имени существительного | Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?», «У кого похожая картинка?», «Измени слово» |
Тема: 3 лицо единственного и множественного числа глагола настоящего времени | Игры: «Догадайся, что делает девочка и что отвечает?», «Угадай и сделай так же», «Измени слово», «Закончи предложение» |
Тема: Винительный падеж имени существительного единственного числа | Игры: «Кто самый наблюдательный?», «Исправь и скажи» |
Тема: Родительный падеж единственного числа имени существительного | Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит» Сказка «Колобок» |
Тема: Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости» |
Тема: Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного | Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?» |
Тема: Предложно-падежные конструкции | Игры: «Забота», «Помоги животным найти свой домик», «Страшный зверь», «День рождения пуха» |
Тема: Приставочные глаголы | Игры: «Подскажи действия», «Игра с водой», «Скажи наоборот» |
Тема: Родительный падеж множественного числа имени существительного | Игры: «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму», Угадай, чего не стало?» |
Тема: Относительные прилагательные | Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего сделано», «Какой лист?» |
Тема: Притяжательные прилагательные | Игра «Чьи, чья, чье?» |
Тема: Сравнительная степень прилагательных | Игра «Договори предложения» |
Тема: Образование сложных слов Игра «Эхо» |
Дидактические игры и упражнения на формирования морфологического строя речи
Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал:
— У меня красный шар. — А у меня красные шары (ребенок).
2. Игра «Что растет в лесу».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал:
— В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); — В лесу растет одна сосна? — В лесу растет один гриб?
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.
— На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал:
— У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.
1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок.
— Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал:
Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).
2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.
3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.
1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.
Речевой материал:
— Я дам конфету девочкам; — Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:
— Орехи я дам белке; — Мед я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
— Я вижу стол, окно, стул … — Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал:
— Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); — Цени что? (труд, забота, дружба); — Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); — Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал:
— Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа.
а) Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры для уточнения формы предложного падежа.
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.
Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
Транскрипт
1 Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
2 «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н]. «Веселый поезд» Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). «Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
3 «КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?» Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д. Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д. «ПРЯТКИ» Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д. «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО» Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они. О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: воспитательница она, дети они, стул он, окно оно. Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце. «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
4 «МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ» Цель: Работать над выразительностью речи (тембр, темп). В. У медведя дом большой. Д. (низко) Ой! Ой! Ой! Ой! (показывают руками большой дом). В. А у зайки маленький. Д. (высоко) Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом) В. Мишка наш пошёл домой. Д. (медленно, степенно, протяжно) Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения медведя вперевалочку). В.Да и заинька домой. Д.(быстро и кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (имитируют движения прыгающего зайца). «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным. Воспитатель показывает детям разные картинки дети подбирают к ним глаголы действия. Муха летала, жужжала, надоедала. Машина ехала, остановилась, везла. Морковь росла, зеленела. Макароны варились, лежали, жарились. Мышка бежала, пищала. Мальчик прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Учить составлять предложения из отдельных слов. 1 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот.либо другой набор слов. 2 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение. 3 вар. Педагог произносит предложения, дети определяют в них количество слов. 4 вар. Педагог предлагает детям карточку с уже обозначенным количеством слов в предложении, дети составляют предложение с указанным количеством слов. «ПОДБЕРИ СЛОВА ПРАВИЛЬНО» Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои. Педагог предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои. «Мой чайник» «Моя лейка» «Мои санки»
5 «НОВОСЕЛЬЕ» Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. 1вар. У жителей леса сегодня большой праздник новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» «ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ» — Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?» Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч».
6 «МАГАЗИН» Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам. Воспитатель предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить? Дети отвечают индивидуально и парами. Примерные ответы: — Я хотел бы купить Я хотела бы купить Мы хотели бы купить — Я хочу купить Мы хотим купить «ЧТО КАКОЕ?» Цель: Упражнять детей в правильном согласовании существительных с прилагательными. 1вар. Художник всё изобразил белым цветом. Назовите предметы, к которым подходит слово белый, белое, белая. Аналогично любые цвета и другие прилагательные. -Что может быть горячим, холодным, февральским, кофейным и т.д. 2вар. «Какой снег?» «Холодный, рассыпчатый, липкий и т.д.» «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: Упражнять детей в умении изменять слова по образцу. Сегодня к нам в гости пришёл волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему? Пример воспитателя: попугаи попугай. Далее слово произносит педагог, а дети изменяют его. Трамваи трамвай Караваи каравай Урожаи урожай Лентяи лентяй Сараи сарай Змеи змей и.т.д. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом в. — А вы знаете, где живёт ворон? «Ворон живёт в гнезде» Где живёт волк? Волк живёт в норе. Где живёт белка? Белка живёт в дупле. Где живёт медведь? Медведь живёт в берлоге. Где живёт лягушка? Лягушка живёт в болоте. Где живёт рыба? Рыба живёт в воде. Где живёт ласточка? Ласточка живёт в гнезде.
7 «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Педагог предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали. — Филин, спать, день. Филин спит днём. Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье? — Федя, нюхать, фиалка. Федя нюхает фиалку. — Мальчик, рисовать, фломастеры. Мальчик рисует фломастерами. Аналогичная работа. «КТО К КОМУ?» Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом к. Представьте себе, что детёныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал? — Волчонок побежал к волку. — Цыплёнок побежал к курице. И т.д. «БЫЛО СТАЛО» Цель: Расширять словарь детей словами антонимами. Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал. Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас. Тополь был тонким, стал толстым. Был низким, стал высоким. Был молодым, стал старым. Веток было мало, стало много. Ветки были короткие, стали длинные. Кора была гладкая, стала шероховатая. Листья были маленькими, стали большими. Были мокрыми, стали сухими. «СЛОВА» Цель: упражнять детей в замене звуков в словах. Давайте заменим звук «л» на звук «р» и посмотрим, что получится. Лак рак, игла игра, булки. бурки, жалко жарко.
8 «КОРМУШКА» Цель: Обучить составлению сложноподчинённых предложений. Воспитатель вывешивает кормушку. — На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите их. — Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу. — Голубь выбрал (геркулес). — Галка долго думала и выбрала (гречка). — Воробей с удовольствием стал клевать спелые (семечки). — Синичка занялась (колбасой). -А сороке достались (хлебные крошки). Дети вспоминают, что себе выбрали птицы, и по образцу педагога составляют предложения. «Снегирь клюёт ягоды, потому что они спелые». Предполагаемые предложения: Голубь клюёт геркулес, потому что он полезный. Галка клюёт гречку, потому что она вкусная. Воробушек клюёт семечки, потому что они аппетитные. Синичка клюёт колбасу, потому что она свежая. Сорока клюёт крошки, потому что они мягкие. «БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ» Цель: Упражнять в словообразовании. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение: Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук «Ц» молчит, А в ваших четко так звучит. Дерево-деревце Блюдо-блюдце Колено-коленце Болото-болотце Зеркало-зеркальце Масло-маслице Дело-дельце Тело-тельце. «ПРЯТКИ» Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под. Воспитатель показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырёх расставляются под различными предметами. Одна игрушка водящий (например, шмель). — Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т.д. — Шмель нашёл своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т.д.
9 «ЗАКОЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: упражнять в подборе глаголов со звуком «ж». Ножом хлеб (режут). Лошади громко (ржут). Весенний ручеёк весело (журчит). Несчастного человека надо (пожалеть). У самого синего моря старик со старухой (жили). Взял предмет на место его (положи). Пирожки на сковороде мама (жарит). По дорожке дети могут быстро (бежать). «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНИМ ЗВУКОМ, ОДНИМ СЛОГОМ» Цель: учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом. Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы. Клю ч, кала ч, обру ч, мя ч. А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом -чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу. Плато чек, фарту чек, носо чек, значо чек, крючо чек, поясо чек. «ИЗМЕНИ СЛОВО» Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. — Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. — Ты ищешь ; — Он ищет ; — Мы ищем — Вы ищете ; -Они ищут Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а.. (лапищи), не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а.., не когти, а., не хвост, а.. «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ» Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет.крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет.гнёзд.
Занятия на формирование изменение глаголов по лицам.
Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.
2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».
Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Речевой материал:
Вова идет. – Я иду. Катя спит. – Я сплю. Таня пьет. – Я пью. Алина рисует. – Я рисую. Артем бежит. – Я бегу. Оля читает. – Я читаю.
3. Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.
Речевой материал:
Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим.
4. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал:
Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять); Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением.
1. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.
2. Игровое упражнение «Еж и ежик».
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.
Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.
Речевой материал:
— Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.
Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование относительные прилагательные от имени существительного.
1. Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат.Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.
Речевой материал:
— Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов); — Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив); — Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха).
Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов.
1. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал:
— Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала).
Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
2. Игровое упражнение «Игра с водой».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.
3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.
Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.
Речевой материал:
— НАливает – ВЫливает; — Входит – ВЫходит; — ЗАкрывает – ОТкрывает; — ПРИплывает – ОТплывает; — СОбирает – РАЗбирает; — ПОДъезжает – ОТъезжает.
Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей животных.
1. Игровое упражнение «Страшный зверь».
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал:
«У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).
2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».
Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.
Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.
1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры: 1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть.
2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?
Игровое упражнение на формирование навыков образовывать сравнительную степень прилагательных.
1. Игра «Договори предложения».
Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры: Экспериментатор зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.
Речевой материал:
— Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); — Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); — Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); — У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); — Вечер темный, а ночь еще… (темнее); — Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).
Задания на образование двухсоставных слов.
Игра: «Эхо»
Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова:
Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. Землю копает землекоп. Пешком ходит пешеход. Лед колет ледокол. Листья падают – наступает листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль сосет пылесос.
После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.
Эти упражнения и игры давались детям, как закрепляющий материал к основным занятиям логопеда детского сада по лексико-грамматическим темам. Так же нами были разработаны конспекты занятий по следующим темам, которые не предусматривались в годовом плане (см. Приложение):
1. Тема «Профессии».
Цель: закрепить понятия и названия профессий, научить детей образовывать названия профессий от действий и предметов.
2. Тема «Посуда»
Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей, научить образовывать сложные слова от названий посуды.
3. Тема «Пренебрежительно-увеличительные суффиксы имени существительного».
Цель: научить детей употреблять и образовывать существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.
4. Тема: «Согласование имени прилагательного и имени существительного в роде, числе и падеже».
Картотека творческих речевых игр
Ирина Гринева
Картотека творческих речевых игр
Игра – привычный и любимый вид деятельности для детей дошкольного возраста. Творческая речевая игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к слову, помогает высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, сочинять и фантазировать.
“Буквы вокруг меня”
Педагог просит ребят оглядеться в помещении и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.
(А – азбука, Б – бинт, В – вешалка, Г – газета)
“Картина”
Рассмотрев картину художника, взрослый просит найти на картине все предметы на определенную букву.
“Портреты букв”
Дети рассматривают буквы и рассказывают на кого или на что похожа та или иная буква.
(Л – крыша, Ф – бабочка)
“Замените букву”
Педагог предлагает детям заменить в словах одну букву, чтобы образовать новые слова.
(мука — муха, стол – стул, мак – рак)
“Волшебный домик”
Педагог прикрепляет к доске домик, уда в пустые окошки вписывает буквы. Дети должны отгадать, какие слова живут в этом домике.
(л, к, у, ж, а — лужа, жук, лук, уж, лак)
“Добавь букву”
К предложенным взрослым согласным дети подбирают гласные и составляют слова.
(М Г З Н — магазин)
“Составь слова”
Педагог записывает слово, из букв которого детям нужно как можно больше составить новых слов.
(ТОПОР — ропот, рот, порт, пот)
“Слоговые цепочки”
Взрослый произносит первый слог: «МА»
Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой,начинающийся на тот же звук:
(МА – МО – МИ – МУ)
“Только веселые слова”
Педагог определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.
(“зеленые слово” — огурец, яблоко, лист)
“Слова – мячики”
Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово. Ребенок возвращает мяч и произносит слово с противоположным значением.
(горький — сладкий)
.
Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.
“Телеграмма”
Педагог пишет слово и просит детей придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.
(СУМКА — Сегодня Убежал Медведь! Караул! Администрация)
“Узнай меня”
Педагог раздает детям предметные картинки.Они должны по очереди указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и так далее, не называя сам предмет. Остальные угадывают о чем шла речь.
“Что такое хорошо и что такое плохо”
Педагог делит ребят на 2 команды, показывает детям рисунок. Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош, а другая – недостатки (это плохо)
.
“Сто вопросов — сто ответов”
Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука.
(Как тебя зовут? — Иван)
“Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова”
Ведущий говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую. Затем педагог поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
(СА – ша, СА – ни, СА – хар)
“Звучащие игрушки”
Ведущий вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить»
. Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести.
«Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят»(поочередно прикасается к детям)
.
«Дети-игрушки»
воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно
«прочитывают»
получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со
«звучащими игрушками»
слог.
“Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй”
Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.
(МАК – 3)
“Встречу слово на дороге — разобью его на слоги”
Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
(машина — МА-ШИ-НА, 3слога)
“Слово это изменяй, изменяя — удлиняй”
Ведущий бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, удлиняя.
(мяч — мячик)
“Волшебная корзинка”
Дети сидят в кругу. Педагог держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает и т. д.
(театр — занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт)
“Вкусные слова”
Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает»
. Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит,
«съедает»
и угощает третьего ребенка и т. д.
“Сочини предложение”
Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото»
. Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.
“Сочини сказку”
Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький зайчик…»
, дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.
“Вопрос – ответ”
Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок)
произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т. д.
“Моя сказка”
Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя
“Похожий хвостик”
Дети распределяются на группы (2 – 3, каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму — слова с похожими «хвостиками»
.
(ватрушка — лягушка, подушка, старушка, кукушка)
Конспекты занятий
Тема: Профессии.
Цели: сформировать понятия и названия профессий, научить образовывать названия профессий от действий и предметов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует игрушечные инструменты, и предлагает сесть тем детям, которые назовут, что делают этими предметами.
II. Основная часть.
1. Детям читаются пословицы:
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. После прочтения пословиц, экспериментатор вместе с детьми обсуждают каждую пословицу.
2. Детям читают стихотворения.
Библиотекарь
Это дом для разных книжек, Ждут тебя они давно. Подойди скорей поближе, В гости к книжкам загляни. Здесь порядок, как в аптеке, Полки выстроились в ряд. Возле них библиотекарь, Он всегда нас видеть рад.
Врач
Если щеки запылали Вдруг сильнее кумача, Если кашель – вызывают Всем немедленно врача.
Писатель
С книжками мы все дружны, Любой из нас – читатель. И конечно, знать должны, Что пишет их писатель.
Продавец
В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где мы ни бывали, Нас встречает продавец.
Сапожник
Молоточком тук-тук-тук! Целый день под этот стук Всех сапожник удивляет Мастерством умелых рук.
После каждого прочитанного стихотворения, экспериментатор объясняет детям про каждую профессию.
На доску вывешиваются картинки с изображением людей и их действий, экспериментатор сначала объясняет значения профессий, потом спрашивает каждого ребенка « Кто что делает?» не только по картинкам.
4. Динамическая пауза.
Мы топаем ногами Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы кружимся потом.
5. Игра «Исправь ошибку»
Детям читается неправильное действие к профессиям, которые они долдны исправить:
Строитель управляет самолетом, Пожарный лечит людей, Швея красит дом, Парикмахер стирает белье, Почтальон разносит почту, Дворник варит обед.
III. Итог.
1. Тестовое задание, каждый ребенок должен выбрать правильный ответ.
Кто следит за порядком в библиотеке? (милиционер, строитель, библиотекарь), Кого мы вызываем, когда заболеваем? (врача, учителя, пожарных), Кто пишет книги? (музыкант, писатель, сапожник), Где находится повар во время работы? (у телевизора, у плиты, на диване), Чем занимается портной? (учит детей, лечит людей, шьет одежду), Чем занимается на работе продавец? (спит, шьет, продает), Что ремонтирует сапожник? (мебель, обувь, одежду), Чем занимается строитель? (строит, летает, учит), Что делает учитель? (лечит, учит, играет), Где учит детей учитель? (в музее, в зоопарке, в школе).
2. Экспериментатор перечисляет названия профессий и просит детей назвать одним словом — «Профессии».
Тема: Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Цели: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать существительные к прилагательному в соответствии с родовой и числовой принадлежностью; по заданному обобщению находить и исправлять ошибки в согласовании.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует предмет и предлагает сесть тем детям, которые назовут признаки данного предмета.
II. Основная часть.
1. Игра «Собери картинку» (с использованием конструктивной деятельности)
Детям предлагаются разрезные картинки. Необходимо их собрать и назвать, что у них получилось, выделяя окончания слов. Например, У меня красные помидоры (желтые платья, синие чашки и т.д.). Далее экспериментатор спрашивает каждого ребенка, как бы он сказал, если у него был один предмет. Что изменилось в словах?
2. Игра «Магазин»
У экспериментатора, который в данной игре является продавцом, «на прилавке магазина» различные предметы и вещи. Дети в роли покупателей. Для того чтобы приобрести предмет или вещь, необходимо ее описать. Например, дайте мне, пожалуйста, красное платье с синими бантиками; зеленые блюдца с желтыми цветами и т.д. Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.
3. Динамическая пауза. Игра «Какой это предмет?» (с мячом)
Дети встают полукругом. Экспериментатор называет признак и бросает мяч каждому из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч. Например, длинная – веревка, юбка, нитка; длинный – поезд, день, нож и т.д.
4. Игра «Полевые цветы» (с использованием изодеятельности).
Детям раздаются цветные карандаши, контурное изображение цветов. Экспериментатор: «Рано утром дети вышли в поле. Смотрят — поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые! (Дети рассматривают цветы, называют их.) Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить? Почему? И т.д.
После разбора, дети обводят и раскрашивают цветы, а затем, рассматривая свои рисунки, отвечают на вопросы: Каким карандашом они раскрашивали цветы? Почему? Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.
5. Игра «Найди ошибку»
Детям предлагается прослушать предложения, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.
На столе лежит большой книга. Маша прочитала маленькая рассказ. Воспитательница рассказала интересный сказка. На небе светит желтая солнце. Аня надела красная платье. На тарелки лежат красное яблоки. Маша раскрасила листья зеленым карандаш. И т.д.
6. Игра «Чего не стало?»
У экспериментатора на столе 6 предметов: синий кубик, зеленый мяч, красная лента, серая кошка, желтое ведерко, белое блюдце. Экспериментатор сначала просит назвать все предметы. Затем дети закрывают глаза, а экспериментатор убирает один или два предмета. Далее дети открывают глаза и отвечают на вопрос: Чего не стало на столе?
III. Итог
Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Тема: Посуда.
Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей; научить образовывать сложные слова наименований посуды.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Экспериментатор демонстрирует предмет посуды, и предлагает сесть тем детям, которые назовут его признак.
II. Основная часть.
1. На доску вывешиваются предметные картинки с изображением посуды, экспериментатор рассказывает о каждом предмете, для чего нужен, что из него едят и пьют, что едят. Потом каждый предмет произносится вместе с детьми.
2. Игра «Накрой на стол».
На столе раскладывается игрушечный набор посуды, игрушечные и настоящие продукты. Экспериментатор вместе с детьми раскладывает продукты в посуду и комментируя свои действия, выделяя голосом словообразовательные аффиксы.
3. Динамическая пауза.
Моем чашку, моем кружку – круговые движения, поочередно левой и правой руки. Ставим высоко на сушку – тянемся вверх. Ой! Упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево. Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.
4. Игровое упражнение «Магазин посуды».
На столе стоит посуда, а у каждого ребенка по картинке с изображением продукта. Экспериментатор объясняет детям, что каждый продукт должен храниться в определенной посуде, и поэтому надо подобрать посуду в магазине, но если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Каждый ребенок должен подобрать к своему продукту предмет посуды с комментарием: «У меня сахар, и я куплю сахарницу» и т.д.
5. Игровое упражнение «Ослик в гостях у медвежонка».
Детям рассказывается, что медвежонок пригласил в гости ослика, но не знает как правильно разложить продукты и ему надо помочь. Дети должны правильно разложить продукты и объяснить свой выбор: «Сахар надо положить в сахарницу, конфеты в конфетницу» и т.д.
III. Итог.
Подводится итог занятия. Оценивается деятельность детей.
Выступление «Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников»
Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников
Сообщение из опыта работы. Воспитатель Кравченко Г. П.
В последнее время просматривается тенденция к тому, что взрослые
стали меньше внимания уделять развитию собственной речи детей. В
результате речь старших дошкольников отличается бедностью словарного
запаса, слабой выразительностью, плохой дикцией. Для развития речевого
творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой
коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.
Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. В своей работе с детьми по развитию речевого творчества мы используем
следующие приемы.
Прежде всего, это словесные игровые упражнения.
Словесные упражнения могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр. Упр-я «Подбери признак», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Про что можно сказать осенний (осенняя, осеннее)?» учат согласовывать прилагательные с существительными в определённом роде и числе. Для активизации в речи глаголов проводим упр-я: «Кто больше назовёт действий?», «Где, что можно делать?», синонимов «Скажи по — другому», антонимов «Скажи наоборот», «Найди противоположное слово». Для того, чтобы научить правильно составлять предложения используем упр.: «Придумай сам», «Дополни предложение», «Я начну, а ты закончи»
Используем игры «Отгадай ка», «Расскажи-ка», «Узнай по описанию» — они учат описанию и сравнению предметов, явлений, событий и т.д.
Чтобы речь детей обогащалась эпитетами, сравнениями, часто предлагаем ответить на вопросы типа: «Такой же пушистый, как что?». Дети отвечают: «Как кошечка, зайчик, лисичка, снег, шуба, шапка, шарф, пух». На вопрос: «Такой же веселый, как…?» Ответы были следующие: «Как клоун, как мальчик Вова, как фотография, как салют, как радуга, как зайчик, как солнышко, как облачко, как семья, как мамочка, как обезьянка».
Игры-беседы.
В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. Обязательное условие — проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. «Представь, что ты снежинка», «Если бы я был паучком», «Я – осенний листочек», «Знаешь ли ты себя?», «Я лягушка — Царевна».
Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок
. Особенно вызывают интерес и творческую активность у детей сказочные персонажи. На вопрос: «Какая Баба Яга?» дети с удовольствием отвечают: «Страшная, костяная нога, длинноносая, лесная, хитрая, колдунья, весёлая». Интересно, что дети подбирают прилагательные, указывающие на разные признаки героя: характер и поведение, место проживания.
Игра «Телефон»
проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибся, телефон «ломается». Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину «поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.
Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво»
помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи, обогащают словарный запас. В игре «Вспомни прозвище» ребята припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка — сестричка, лиса — рыжая краса, волк — волчище — серый хвостище, зайчик — побегайчик, зайчишка — трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина избушка» зайка — трусишка, жалкий, слабый; лиса — хитрая, обманщица, плутовка; петух — храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание (зайчик трусливый – петух смелый, Кощей Бессмертный злой – Иван Царевич добрый, падчерица трудолюбивая – дочка ленивая).
В игре «Отгадай сказку»
сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются. Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при помощи игрушек.
Дидактическое содержание игры-предположения
заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы…», «Кем бы из героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.
Игры с телефоном
«Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг» учат вести диалог по телефону.
В работе по развитию речевого творчества также используем игры с готовыми текстами «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. Они побуждают детей к вступлению в контакты, являются мотивом к коммуникативной деятельности, помогают освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога. Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик.
Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.
Например, в игре
«Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.
Вся наша работа направлена на решение одной из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Нам воспитателям детского сада необходимо так организовать речевую
деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове. Тогда результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.