Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Михеева Мила

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, воспитателю нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Дидактические игры для развития звуко-слогового анализа слов

8.«Сколько звуков услышал?»

Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные зву­ки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к…). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.

9.«Перекличка»

Воспитатель называет вперемешку разные звуки — гласные и соглас­ные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

10.«Построим дом»

Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изобража­ет на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, кото­рые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук «р». Дети называют: «Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.

11.«Поищи слово»

Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разде­лить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в сло­ве «песок». (Дети делят слова на слоги — пе-сок). Какое же слово спря­талось? (Сок).

Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представ­ляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фа­соль, король. Дети отыскивают «спрятавшиеся» в них слова.

12.«Диета Карлсона»

Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно — с помощью воспитателя).

Пособия: 1) игрушка — Карлсон;

2) карточки со словами:

М — молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;

К — конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.

Ход: Воспитатель: «Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете — один день он будет, есть продукты, ко­торые начинаются на букву «М», а на следующий день — на букву «К». Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву «М». Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.

13.«Цепочка слов»

. Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.

Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;

2) игрушка «Петрушка».

Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.

Ход: игра проводится в двух вариантах:

1.Воспитатель: «Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка подниметкарточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет — получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово «барсук», оно кончается на букву «К». Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).

Игры на формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от нормы языка.

Нарушение слоговой структуры слов представляет определенную сложность для исправления. Недостаточный уровень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте приводит у школьников к возникновению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушению письма и чтения).

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка. По данным последних исследований нарушение слоговой структуры зависит также от особенностей неречевых процессов.

Профилактика слоговой структуры слова

строится как на вербальном, так и на невербальном материале. Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

−восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.) −различению на слух длинных и коротких слов; −различению на слух слоговых контуров по длине.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Игры и упражнения на формирование навыка слогового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

  1. Подготовительный этап.

(упражнения проводятся сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном)

Упражнение «Повтори так же»

Цель:

учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы:
мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения:
Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель:

учить считать звуки.
Материал:
детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель:

учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал:
карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель:

учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал:
фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску. Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

  1. Коррекционный этап.

(работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов)

Упражнения на уровне звуков:

— «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»

— «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». (Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом)

— Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель:

учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал:
мяч.
Ход игры
: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра с мячом «Подбрось-поймай»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал:
мяч.
Ход игры
: ребёнок подбрасывает мяч вверх, называя при этом слог заданного слова.

Игра «Кочки»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал:

резиновые коврики или кочки массажной дорожки.

Ход игры

: ребенок перепрыгивает (перешагивает) с кочки на кочку и одновременно называет слог заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель

: развивать умение делить слова на слоги.
Материал:
палочки.
Ход игры
: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал
: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры
: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель:

учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал
: мяч.
Ход игры
: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель

: учить различать правильно звучащие слова.
Материал:
картинки.
Ход игры
: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (
если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки
).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель

: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал:
картинки.
Ход упражнения
: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова:
кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель:

закреплять умение делить слова на слоги.
Материал:
картинки.
Ход упражнения:
ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель

: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал
: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения
: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается?»

Цель:

учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал
: картинки.
Ход упражнения
: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова
: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель

: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал:
картинки.
Ход упражнения
: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель

: учить синтезировать слова из слогов.
Материал
: мяч.
Ход игры
: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель:

упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал
: мяч.
Ход игры
: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок: Бу кет букет Бу фет буфет Бу тон бутон Бу бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель

: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал:
мяч.
Ход упражнения
: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково». Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель

: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал:
предметные картинки.
Ход упражнения
: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок: Мосалёт Ломасёт самолёт Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель

: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал:
кубики с картинками и буквами.
Ход игры
: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель

: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал
: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры
: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель

: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал
: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры
: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель

: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал
: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры
: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель

: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал
: набор предметных картинок.
Ход игры
: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Наведём порядок»

Цель

: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал
: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры
: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель:

совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал:
набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры:
из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е.

    Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

  2. Большакова С.Е.

    Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

  3. Волина В.В.

    Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

  4. Козырева Л.М.

    Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.

    Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

    Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

  7. Лопухина И.С.

    Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

  8. Ткаченко Т.А.

    Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

    Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

  10. Четверушкина Н.С.

    Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]