Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма


Русский алфавит

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я
33 буквы
10 гласных21 согласная2 знака
а е ё и о у ы э ю яб в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щь ъ
42 звука
6 гласных36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э]ПарныеНепарные
УдарныеБезударныеЗвонкиеГлухиеЗвонкиеГлухие
[б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [з] [з’][п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [ш] [с] [с’][й’] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’][х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]
ПарныеНепарные
ТвёрдыеМягкиеТвёрдыеМягкие
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х][б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’][ж] [ц] [ш][й’] [ч’] [щ’]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа], [иииииии]…

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й’], когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове еле [й’э́л’э] (3 буквы, 4 звука) ещё [й’ищ’о́] (3 буквы, 4 звука) ёж [й’о́ш] (2 буквы, 3 звука) Юля [й’у́л’а] (3 буквы, 4 звука) яблоко [й’а́блака] (6 букв, 7 звуков) яичко [й’ии́ч’ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицеед [пт’ицый’э́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий’о́] (2 буквы, 4 звука) каюта [кай’у́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с’и́н’ий’а] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въезд [вй’э́ст] (5 букв, 5 звуков) подъём [падй’о́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л’й’у́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л’й’а] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й’], когда

  1. следует после ь соловьи [салав’й’и́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

бегущий [б’игу́щ’ий’] — бег [б’э́к] гора [гара́] — горы [го́ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

в сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е-ё (2 слога) то-чка (2 слога) о-де-ва-ться (4 слога)

Игры для определения места звука в слове.

Игры для определения места звука в слове

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Задача:

упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование:

карточки с предметными картинками.

Ход игры

Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку педагог. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ

Задача:

упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование:

карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры

Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ

Задача:

упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование:

карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры

Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.

НАЙДИ ПАРУ

Задача:

упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.

Оборудование:

звуковые часы, набор предметных картинок, слова — паронимы.

Ход игры

Педагог помещает на часах 6 картинок. Например, коса — кора, ком-дом, мак — рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).

ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР

Задача:

упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).

Оборудование:

пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.

Ход игры

Педагог объясняет детям, для того чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. С этими звуками вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.

Например: матрешка, аист, кот — МАК. Картинка «мак» появляется на экране.

Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

ДОМИКИ

Задача:

развивать умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование:

набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры

Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; [Ч] или [Щ’]), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

РЫБОЛОВ

Задача:

развивать умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование:

малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки — схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.

Ход игры

«Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

ИГРА-ПЕРФОКАРТА

«ЗАКРАСЬ ОКОШЕЧКО, ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК»

Задача:

учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова) по представлению.

Оборудование:

папки-перфокарты, в которые помещают по три картинки, под каждой вырезают отверстия — «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты для изображение буквы.

Ход игры

Играет несколько человек, не больше, чем перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартиру в доме, состоящем из трех квартир-отверстий». Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает тот, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.

«КАЖДОМУ ЗВУКУ — СВОЮ КОМНАТУ»

Задача:

научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры

Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«СКОЛЬКО КОМНАТ В КВАРТИРЕ?»

Задача:

научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры

Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У педагога — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

«ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА»

Задача:

научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.

Ход игры

Педагог произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое — короче.

«СТРОИТЕЛИ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух.

Ход игры

У детей по несколько домиков с разным количеством окошек. Педагог создает игровую ситуацию: «Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом — для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома». Затем педагог произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, то есть позвать на новоселье гостей.

Примерный речевой материал для игры: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.

«НОВОСЕЛЬЕ У ЗВЕРЕЙ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.

Ход игры

У детей — картинки различных животных. Педагог показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.

«КОГО ПОЗОВУТ В ГОСТИ»

Задача:

научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребенком.

Ход игры

Играют четверо, у каждого играющего — какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, — «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове — названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове — «хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выиграет тот, кто раньше созвал всех своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.

Примерный картинный материал для игры: картинки — «хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки — «гости»: три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона.

«КТО КУДА ПОСЕЛИТСЯ»

Задача:

научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры

На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду — все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки.

Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.

«КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ КВАРТИРА?»

Задача:

научить определять количество звуков по представлению.

Ход игры

Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.

«ТЕЛЕГРАФИСТЫ»

Задача:

воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры

Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается педагогом, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем, играющие меняются ролями, и игра продолжается.

«ПОЙМАЙ ЗВУК»

Задача:

обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).

Ход игры

Дети стоят в кругу, у педагога мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.

«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ»

Задача:

научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры

У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных. Педагог показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква), а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

«СОБЕРИ ПО ТРИ»

Задача:

закрепить умения находить место заданного звука в слове по представлению.

Ход игры

Для игры используются картинки и схемы из предыдущей игры «Подбери картинку к схеме». Картинки раздают детям, а схемы выкладывают на столе. Педагог показывает букву, а дети, имеющие картинки, в названии которых содержится соответствующий звук, должны подложить их к схемам. Должно получиться по три картинки под каждой схемой. Затем эти картинки убираются, а педагог показывает следующую букву. Может так случиться, что не все участники игры сумеют самостоятельно сделать правильный ход; если ребенок подкладывает неправильную картинку, ему указывают на ошибку, картинку возвращают обратно и дают штрафную фишку. Если кто-то пропускает возможность выложить нужную картинку, ему об этом не сообщается, и в конце игры подсчитывается, кто сколько пропустил ходов. За каждую не выложенную картинку тоже назначается одно штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

«ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА»

Задача:

учить определять последовательность звуков в слове, выделять каждый звук.

Оборудование:

звуковая линейка.

Ход игры

Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг — звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Задача:

учить определять первый звук в словах.

Оборудование:

разноцветные квадратные жетоны 3×3 см. листы с начерченными сетками 3×3, 4×4, 5×5, Квадраты на листах того, же размера , что и жетоны.

Ход игры

Педагог называет разные слова. Если слова начинается со звука:

[к], [к’] — клади красный жетон,

[с], [с’] — синий жетон,

[ж] — желтый жетон,

[з], [з’] — зеленый жетон,

[ч’] — черный жетон.

«ЖИВЫЕ ЗВУКИ, СЛОГИ»

Задача:

учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Ход игры

Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

— Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

— Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

— Оля, ты главный звук «и».

— Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные — догадываются, какое слово получилось.

«ТИМ И ТОМ»

Задача:

учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.

Ход игры

2 человека Тим и Том: мягкий и твердый — маленький и большой. Том всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук — твердый. Тим — предпочитает все, что начинается на мягкий звук.

Игры

«Том и Тим отправляются в путешествие»,

«Том и Тим в лесу»,

«Том и Тим играют в слова (слоги) — слова, отличающиеся только одним звуком (нос-нёс, лук-люк)» (Играть можно с мячиком.)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] — [б], при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ‘, что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й’], [ч’], [щ’] ай [а́й’] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч’] (3 буквы, 3 звука) лещ [л’э́щ’] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё, и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж], [ц], [ш] и в заимствованных словах) мель [м’э́л’] (4 буквы, 3 звука) тётя [т’о́т’а] (4 буквы, 4 звука) люди [л’у́д’и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [жы́з’н’] (5 букв, 4 звука) цирк [цы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [шэ́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [тэ́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл’и́н’ч’ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р’].

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]