Русский алфавит
- А а а
- Б б бэ
- В в вэ
- Г г гэ
- Д д дэ
- Е е е
- Ё ё ё
- Ж ж жэ
- З з зэ
- И и и
- Й й и краткое
- К к ка
- Л л эль
- М м эм
- Н н эн
- О о о
- П п пэ
- Р р эр
- С с эс
- Т т тэ
- У у у
- Ф ф эф
- Х х ха
- Ц ц це
- Ч ч че
- Ш ш ша
- Щ щ ща
- ъ твёрдый знак
- Ы ы ы
- ь мягкий знак
- Э э э
- Ю ю ю
- Я я я
33 буквы | ||
10 гласных | 21 согласная | 2 знака |
а е ё и о у ы э ю я | б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ | ь ъ |
42 звука | |||||
6 гласных | 36 согласных | ||||
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] | Парные | Непарные | |||
Ударные | Безударные | Звонкие | Глухие | Звонкие | Глухие |
[б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [з] [з’] | [п] [п’] [ф] [ф’] [к] [к’] [т] [т’] [ш] [с] [с’] | [й’] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] | [х] [х’] [ц] [ч’] [щ’] | ||
Парные | Непарные | ||||
Твёрдые | Мягкие | Твёрдые | Мягкие | ||
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] | [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’] | [ж] [ц] [ш] | [й’] [ч’] [щ’] |
Чем буквы отличаются от звуков
Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).
Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа], [иииииии]…
Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й’], когда
- стоят первыми в фонетическом слове еле [й’э́л’э] (3 буквы, 4 звука) ещё [й’ищ’о́] (3 буквы, 4 звука) ёж [й’о́ш] (2 буквы, 3 звука) Юля [й’у́л’а] (3 буквы, 4 звука) яблоко [й’а́блака] (6 букв, 7 звуков) яичко [й’ии́ч’ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птицеед [пт’ицый’э́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий’о́] (2 буквы, 4 звука) каюта [кай’у́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с’и́н’ий’а] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после ь и ъ въезд [вй’э́ст] (5 букв, 5 звуков) подъём [падй’о́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л’й’у́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л’й’а] (6 букв, 6 звуков)
Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й’], когда
- следует после ь соловьи [салав’й’и́] (7 букв, 7 звуков)
В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.
бегущий [б’игу́щ’ий’] — бег [б’э́к] гора [гара́] — горы [го́ры]
Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.
в сад [фса́т]
Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
е-ё (2 слога) то-чка (2 слога) о-де-ва-ться (4 слога)
Игры для определения места звука в слове.
Игры для определения места звука в слове
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Задача:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование:
карточки с предметными картинками.
Ход игры
Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку педагог. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ
Задача:
упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование:
карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры
Каждый ребенок получает карточку. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ
Задача:
упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование:
карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры
Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.
НАЙДИ ПАРУ
Задача:
упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование:
звуковые часы, набор предметных картинок, слова — паронимы.
Ход игры
Педагог помещает на часах 6 картинок. Например, коса — кора, ком-дом, мак — рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).
ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР
Задача:
упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование:
пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры
Педагог объясняет детям, для того чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. С этими звуками вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.
Например: матрешка, аист, кот — МАК. Картинка «мак» появляется на экране.
Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.
ДОМИКИ
Задача:
развивать умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование:
набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры
Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; [Ч] или [Щ’]), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
РЫБОЛОВ
Задача:
развивать умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование:
малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки — схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.
Ход игры
«Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.
ИГРА-ПЕРФОКАРТА
«ЗАКРАСЬ ОКОШЕЧКО, ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК»
Задача:
учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова) по представлению.
Оборудование:
папки-перфокарты, в которые помещают по три картинки, под каждой вырезают отверстия — «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты для изображение буквы.
Ход игры
Играет несколько человек, не больше, чем перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его «квартиру в доме, состоящем из трех квартир-отверстий». Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает тот, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.
«КАЖДОМУ ЗВУКУ — СВОЮ КОМНАТУ»
Задача:
научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры
Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«СКОЛЬКО КОМНАТ В КВАРТИРЕ?»
Задача:
научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.
Ход игры
Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У педагога — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.
«ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА»
Задача:
научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.
Ход игры
Педагог произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое — короче.
«СТРОИТЕЛИ»
Задача:
научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух.
Ход игры
У детей по несколько домиков с разным количеством окошек. Педагог создает игровую ситуацию: «Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом — для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома». Затем педагог произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, то есть позвать на новоселье гостей.
Примерный речевой материал для игры: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.
«НОВОСЕЛЬЕ У ЗВЕРЕЙ»
Задача:
научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.
Ход игры
У детей — картинки различных животных. Педагог показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.
«КОГО ПОЗОВУТ В ГОСТИ»
Задача:
научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребенком.
Ход игры
Играют четверо, у каждого играющего — какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, — «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове — названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове — «хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выиграет тот, кто раньше созвал всех своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.
Примерный картинный материал для игры: картинки — «хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки — «гости»: три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона.
«КТО КУДА ПОСЕЛИТСЯ»
Задача:
научить определять количество звуков по представлению.
Ход игры
На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду — все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки.
Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.
«КОМУ НЕ ПОДОЙДЕТ КВАРТИРА?»
Задача:
научить определять количество звуков по представлению.
Ход игры
Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.
«ТЕЛЕГРАФИСТЫ»
Задача:
воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры
Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается педагогом, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем, играющие меняются ролями, и игра продолжается.
«ПОЙМАЙ ЗВУК»
Задача:
обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).
Ход игры
Дети стоят в кругу, у педагога мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.
«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ»
Задача:
научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Ход игры
У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных. Педагог показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква), а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.
«СОБЕРИ ПО ТРИ»
Задача:
закрепить умения находить место заданного звука в слове по представлению.
Ход игры
Для игры используются картинки и схемы из предыдущей игры «Подбери картинку к схеме». Картинки раздают детям, а схемы выкладывают на столе. Педагог показывает букву, а дети, имеющие картинки, в названии которых содержится соответствующий звук, должны подложить их к схемам. Должно получиться по три картинки под каждой схемой. Затем эти картинки убираются, а педагог показывает следующую букву. Может так случиться, что не все участники игры сумеют самостоятельно сделать правильный ход; если ребенок подкладывает неправильную картинку, ему указывают на ошибку, картинку возвращают обратно и дают штрафную фишку. Если кто-то пропускает возможность выложить нужную картинку, ему об этом не сообщается, и в конце игры подсчитывается, кто сколько пропустил ходов. За каждую не выложенную картинку тоже назначается одно штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
«ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА»
Задача:
учить определять последовательность звуков в слове, выделять каждый звук.
Оборудование:
звуковая линейка.
Ход игры
Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг — звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.
«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»
Задача:
учить определять первый звук в словах.
Оборудование:
разноцветные квадратные жетоны 3×3 см. листы с начерченными сетками 3×3, 4×4, 5×5, Квадраты на листах того, же размера , что и жетоны.
Ход игры
Педагог называет разные слова. Если слова начинается со звука:
[к], [к’] — клади красный жетон,
[с], [с’] — синий жетон,
[ж] — желтый жетон,
[з], [з’] — зеленый жетон,
[ч’] — черный жетон.
«ЖИВЫЕ ЗВУКИ, СЛОГИ»
Задача:
учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Ход игры
Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
— Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
— Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
— Оля, ты главный звук «и».
— Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные — догадываются, какое слово получилось.
«ТИМ И ТОМ»
Задача:
учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.
Ход игры
2 человека Тим и Том: мягкий и твердый — маленький и большой. Том всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук — твердый. Тим — предпочитает все, что начинается на мягкий звук.
Игры
«Том и Тим отправляются в путешествие»,
«Том и Тим в лесу»,
«Том и Тим играют в слова (слоги) — слова, отличающиеся только одним звуком (нос-нёс, лук-люк)» (Играть можно с мячиком.)
Согласные буквы и звуки
Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] — [б], при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ‘, что происходит, когда согласные
- являются всегда мягкими [й’], [ч’], [щ’] ай [а́й’] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч’] (3 буквы, 3 звука) лещ [л’э́щ’] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, ё, и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж], [ц], [ш] и в заимствованных словах) мель [м’э́л’] (4 буквы, 3 звука) тётя [т’о́т’а] (4 буквы, 4 звука) люди [л’у́д’и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [жы́з’н’] (5 букв, 4 звука) цирк [цы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [шэ́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [тэ́мп] (4 буквы, 4 звука)
- следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл’и́н’ч’ик]
В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.
К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р’].
Порядок разбора слова по звукам
При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.
Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.