Симптоматика и классификации нарушений письма по Лалаевой, для детей с интеллектуальной недостаточностью.


Классификация дислексий

Дарья Новикова

Классификация дислексий

Классификация дислексий (Лалаева Раиса Ивановна)

:

Фонематическая дислексия возникает при недоразвитии фонематического восприятия (трудности усвоения букв; замены букв, сходных акустически и артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш)

или недоразвитии функций фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова, пропуски согласных в стечениях, вставки гласных между согласными в стечениях, перестановки, пропуски и перестановки слогов).

Семантическая (механическое чтение)

нарушение понимания прочитанного
(слов, предложений, текста)
при технически правильном чтении (не могут соотнести прочитанное слово и предмет на картинке, не могут ответить на вопросы по тексту) или несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении
(каждое слово воспринимается изолированно)
Аграмматическая обусловлена недоразвитием грамм. строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (изменение падежных окончаний сущ., неправильное согласование в роде, числе, падеже, изменение числа местоимений; неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение формы глаголов.

Мнестическая проявляется в нарушении усвоения букв, в трудности установления связей между словом и буквой, недифференцированные замены букв при чтении, не могут воспроизвести ряд из 3-5 букв или слов, нарушают порядок их следования

Оптическая проявляется: замены и смешения графически сходных букв, недифференцированность зрительных представлений, нарушения оптико-пространственного восприятия; трудности восприятия букв, написанных одна под другой, не расчленяют буквы на составные элементы, зеркальное чтение.

Тактильная наблюдается у слепых детей. В основе – трудности дифференцировать тактильно буквы азбуки Брайля.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма,которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями). Дисграфия (как и дислексия)

у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения.

Группы дисграфических ошибок:

1.ошибки на уровне буквы и слова: пропуск букв и слогов – не выделяет в составе слова всех его компонентов; замены букв – нечетко соотносит фонему с графемой; смешение букв – по акустико-артикуляторному сходству; перестановки – затрудняется в анализе звуков в слове; вставки – наблюдаются при стечении согл. ; персеверации – вследствие слабости диф. торможения.

2.ошибки на уровне слова: раздельное написание частей слова; слитное написание предлога и сущ. ; контоминации – начало от одного, конец от др. (белток)

; искажение структуры предложения, когда не обозначаются границы предложения, несогласованность членов предложения
(аграмматизмы)
Классификация дисграфий: Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена)

.Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

30. Методика логопедической работы при дислексии и дисграфии. Основные направл. логопед.работы:

1. Развитие фонематического восприятия. (при устранении фонем. дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания). Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.)

Совершенствование слухопроизн. дифференцировок осущ. в тесной связи с развитием фонематич. анализа и синтеза
(в работе исп. задания на развитие фонематич. анализа и синтеза)
.Логоработа по дифференц. смешив. звуков вкл.2 этапа:Этап предварительный: последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешив. звуков.План работы: уточнение артикуляции и звучания звука с опрой на зрительное, слух., тактильн. Восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение наличия и места в слове; определение места звука по отношению к другим звукам; выделение его из предложения, текста. не только на слух, но и закрепляется в письм. речи. Формирование фонемат. восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонемат. слуха осущ. и работа над звукопроизношением. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков – провод. сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане. Дифферен. звуков осуществл. в той же последовательности (см. выше, но основной целью явл. их различение, следов. речевой материал включ. слова со смешиваемыми звуками. Каждый звук соотносится с определенной буквой. Исп. письмен. упр.

2. Работа над звукопроизнош. Прежде всего, необходимо устранить недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука)

. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко. На начальных этапах работы – исключить проговаривание,т. к. оно может вызвать ошибки на письме.

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (при устранении фонемат дислексии и дисграфии на почве нарушения зыкового наниза и синтеа). Работа по развитию навыков языкового анализа и синтеза опирается на развитие умений определять кол-во,послед-ность и место слов в предложении: придумать предложение по сюжетной картинке и определить кол-во слов ; придум. предложение с определ. кол-вом слов; состав. графическую схему предлож и т. д.

4. Развитие слогового анализа и синтеза. Работа начин. с использов. вспомогат. приемов (отхлопать, отстучать, назвать кол-во, затем в плане громкой речи (умение выделить гласные звуки, предваритю проводят работу по диффер. Гласных и согласных звуков, выделению гласных из речи, дается представление о Г и С звуках, об основных признаках их различения) и лишь потом во внутреннем плане.

5. Развитие фонематического анализа и синтеза. Учитыв. последовательность форм. форм звукового анализа и синтеза в онтогенезе.Простые формы: выделение ударного Г,, ряда-слога (ум, на)

, на материале 2 и более слогов. Сложные формы фонем.анализа проходит этапы: 1 этап-формир. фонем. анализа и синтеза с опрой на вспомог средства
(граф. схема слова и фишки)
и действия
(моделир. последоват. звуков в слове)
. 2 этап- формиров. действия звукового анализа в речевом плане (искл. опора на материализ действий, переводится в речевой план. Слово, первый, второй,и т. д. звуки, их кол-во).3 этап-формир. действия фонем. анализа и синтеза в умственном плане, т. е. на основе представлений.

6. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образ. новых слов, напр. образов. слов с помощью разл. приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел)

\ с помощью одной приставки от разных гл. основ
(при-шел, при-нес)
. Другой вид словарной работы — подбор однокоренных слов, что улучшает правописание. На протяж. всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словар. запас детей. Гл. задача — сочетать упр. по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упр. в письме и чт. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т. д.

6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

Занятия по устранению недостатков письма и чт. проводятся на протяж. всего уч. года. Необходимым условием их эффективности является развитие письм. и устной речи. Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных системат. занятий.

Устранение аграмматич дислексии и дисграфии: формирование морфологических и синтаксических обобщений, представлений о морфологических элементах слова и структуры предложения. направл.работы: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Устранение оптической дислексии и дисграфии: развитие зрит. восприятия (найди из ряда др. ,перечеркн., узнав. цвета формы, величины (подбери такие же)

; расшир. объема и уточнение зрит. памяти
(чего не стало)
; формирование пространственных представлений
(справа, слева от себя/буквы)
; развитие зрительного анализа и синтеза
(сконструируй букву, сложи из палочек, найди заданную)
.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]