Речью ребёнок овладевает с помощью слуха, поэтому очень важно уделять внимание развитию слухового восприятия. Игры на развитие слухового восприятия способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.
Младший возраст:
-«Кто кричит?» (Взрослый изображает звуки то детёнышей домашних животных, то их мам, а ребёнок угадывает, называет или показывает картинку).
-«Колобок» (взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами «Колобок, колобок, я тебя съем!», а ребёнок угадывает).
-То же самое по сказке «Три медведя» -угадай кто говорит «Кто сидел на моём стуле?»
Для детей среднего,старшего возраста:
-Угадывать звучание музыкальных инсрументов (бубен, дудочка, барабан, колокольчик, погремушка, губная гармошка).
-Угадывание звуков при постукивании карандашом по металлической коробке, стеклянной банке, пласстмасовому стакану, деревянной шкатулке/стол.
-Футляры от киндеров с сыпучими продуктами.
-«Кто летает (плавает, бегает)произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…дети в нужный момент хлопают в ладоши.
-«Кто к нам пришёл?»
Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Н-р,слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей- «тук-тук» или имитация забивание гвоздей.
— «Телефон».
Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.
Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз»- флажок, звёздочку…
В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей.
Обучающий называет четыре сходных слова,например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (точка, бочка, дочка, кочка,а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.
-«Называй, не зевай!»
Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова,а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.
-«Найди ошибку»
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег течёт ручей, на ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.
2. Положительно влияет на развитие речи (особенно в младшем возрасте) выполнение пальчиковой гимнастики.
-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
— Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук, движения.
3. Для правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
4. Развитию речи способствуют дыхательные упражнения, которые направлены на выработку длительного плавного выдоха. Поверхостное дыхание- воздуха хватает на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове) может привести к заиканию. С этой целью рекомендуется дуть на плавующие в тазу игрушки, дуть в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой, дуть на нитку, на конце которой висит что-то лёгкое и т. д. Следить- вдох через нос без напряжения, плечи не поднимаются, выдох через рот, губы вытянуты вперёд, щёки не надуваются.Обратить внимание: во избежании головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом, количество повторений не более 4-5 раз.
5. Для развития связной речи важное значение имеет словарная работа и совершенствование грамматического строя. В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, деталей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки, действия. Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями, числительными. При подборе материала для занятий учитываются ворастные особенности ребёнка.
6. Грамматические формы языка ребёнок освваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи. Посредством дидактических игр и упражнений внимание детей обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у них определённые трудности.К ним относятся ошибки на изменение сущ-х по падежам:нет сапогов, карандашов вместо сапог, карандашей; нет телёнков, гусёнков вместо телят, гусят.Отмечаются грубые ошибки на согласовани: моя платье, два лисёнков, на зелёной дереве и многое другое. Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже с детьми трёхлетнего возраста.
Вывод: правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.