Логопедические занятия с ребенком 4-5 лет дома: упражнения в картинках, видео

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей — помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Причины нарушений речи у детей

  1. Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
  2. Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
  3. Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  4. Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  5. Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Как понять, что речью ребенка пора заняться?

Первоначально ребенок учится произносить звуки, потом – складывать их в слова, затем – строить фразы и выражать мысли. Не стоит ожидать от двухлетнего малыша безупречно чистого произношения и красивой речи с соблюдением родов и падежей. К тому же лет до трех ребенок не сможет концентрироваться на занятиях дольше 10 минут.

Оптимальный возраст начала занятий для здорового ребенка – четыре-пять лет. К шести он уже должен правильно произносить звуки и связано излагать мысли. Произношение лучше корректировать, пока не выросли коренные зубы.

Занятия нужны, если:

  • малыш неправильно выговаривает отдельные звуки;
  • ребенок переставляет слоги в словах, неправильно строит фразы, путает падежи, рода, числа;
  • «каша во рту»;
  • речь слишком быстрая, смазанная;
  • ребенок заикается;
  • малыш перенес родовую травму или инфекционное заболевание;
  • у ребенка диагностировали поражение слуха, легкую степень умственной отсталости, задержку в развитии.

Даже если вы не собираетесь водить ребенка к логопеду на постоянной основе, привести его на консультацию стоит – вы получите рекомендации по домашним занятиям. Также советуют перед школой показать малыша логопеду, даже если очевидных проблем нет.

Проблема речевых нарушений не всегда сугубо логопедическая – иногда корректировать произношение имеет смысл только после лечения.

Тесты на определение патологий

Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.

  • К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
  • Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
  • К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:

  • Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
  • Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
  • Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
  • Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.

Следует регулярно проводить занятия с детьми

Проблемы с речью у детей

Речевые нарушения у малышей могут быть вызваны следующими причинами.

Фонетическое недоразвитие

Пожалуй, самый распространенный тип нарушений – неправильное произношение одного или нескольких звуков. До логопеда можно посетить ортодонта – иногда проблему можно решить, подрезав уздечку.

Фонетико-фонематическое недоразвитие

При таком нарушении малыш не может даже услышать звук правильно. Возникают трудности и с речью, и с письмом, и с изучением языков. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов: «дом-сом-ком-лом» или слогов: «гу-ку-гу-ку». Если ошибается, это тревожный знак.

Общее недоразвитие

Скудный словарный запас, трудности с выражением мысли, неспособность составить описание к картинке… Как правило, такие дети начинают говорить позже сверстников. Им сложно концентрировать внимание, запоминать. Кроме логопеда, скорее всего, понадобится невропатолог.

Патологии, связанные с травмами, пороками сердца, поражениями нервной системы

Примерами таких патологий могут быть алалия, афазия и дизартрия.

Алалия возникает в связи с поражением нервной системы. Ребенок говорит очень плохо, и его речь лишена смысла, либо он не говорит вовсе. Также иногда малыш может страдать двигательными расстройствами, гиперактивностью или, напротив, заторможенностью.

Если алалия подразумевает, что речь изначально развивается неправильно либо не развивается, то афазия – приобретенное нарушение. Она может быть вызвана поражением коры головного мозга, травмами головы, пороками сердца. При афазии малыши не понимают чужую речь и не контролируют собственную, плохо запоминают слова, меняют звуки и слоги местами.

Дизартрия – относительно редкое нарушение, при котором человек говорит невнятно и нечленораздельно. Дизартрию провоцируют нарушения речевого дыхания и артикуляции, которые связаны с поражениями нервной системы.

С такими проблемами нужно бороться комплексно – с помощью неврологов, педагогов, психологов и логопедов.

Идем к логопеду

Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.

Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:

  • формирование правильной речи;
  • развитие строя речи и словарного запаса;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • усвоение основ грамматики.

Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:

  • заикании;
  • дизартрии;
  • недоразвитии речи при задержке психического развития;
  • алалии;
  • ринолалии;
  • дислексии;
  • дисграфии и др.

Подбирайте логопеда тщательно. Если он говорит, что для постановки звука потребуется год занятий по 4 раза в неделю (обычная норма – 2 раза), не дает малышу домашних заданий (они должны быть обязательно), постоянно настаивает на занятиях по закреплению поставленного звука (это должны делать родители самостоятельно), не позволяет присутствовать на занятиях и при этом требует за свои услуги немалых денег – смело отказывайтесь от такого «специалиста» и ищите другого.

Как построить занятие дома?

Главные принципы домашних занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.
  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.
  3. Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.
  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.
  5. Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.

Виды занятий для развития речи

Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.

Примеры:

1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.

2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.

3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.

4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются. 5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.

6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно. 7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.

8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.

9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.

Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.

Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
  2. Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
  3. Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
  5. Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
  6. Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.

Пальчиковые игры

Одна из разновидностей упражнений — «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.

Примеры:

  1. Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
  2. Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
  3. Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
  4. В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
  5. Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
  6. Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот– я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)

Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.

Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.
  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
  3. «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.
  4. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
  5. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.
  6. «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.

Пополнение словарного запаса

Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.
  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.
  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.

Упражнения:

  • попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;
  • «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;
  • «Солнце что делает? Утро какое?»;
  • пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);
  • попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;
  • предложите подобрать к названию животного название его детеныша.

Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.

Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):

  1. «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.
  2. «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.
  3. «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями. Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», выдох, встать прямо, опустить руки, пауза. То же самое – с поворотом в другую сторону.
  4. «Еж». Руки на поясе, согнутые в локтях. На выдохе – «пых-пых-пых» и движение локтями вперед. Исходное положение, непроизвольный вдох.
  5. «Ворона». Руки через стороны поднимаются вверх. Ребенок медленно опускает руки и приседает, протяжно произнося «ка-а-ар». Исходное положение, непроизвольный вдох.
  6. «Гуси». Руки на поясе, медленный наклон туловища вперед, голова при этом вниз не отпускается. Произносим протяжно «га-а-а». Исходное положение, вдох.

Выполняя упражнения, в которых нужно делать плавный вдох через рот, при этом не поднимать нос, плечи и грудь и не надувать щеки.

Музыкальные игры

Способствуют развитию речевого слуха, улучшению владения голосом.

Помогут:

  • песни-звукоподражания («Гуси-гуси, га-га-га», «Ква-ква, говорит лягушка»);
  • игры с дублированием звуков словом (барабан «делает» тук-тук, бум-бум, колокольчик – динь-динь);
  • танцы с короткими словами, обозначающими движения (топ-топ, прыг-прыг, скок-скок);
  • пропевание звуков вместе с мамой или папой («ду-ду-ду-дудочка»);
  • исполнение любой песни под ритм хлопков и притопов;
  • угадывание песни по ритму.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Произношение сложных звуков

Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.

Звук «Р»

Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.

В помощь:

  1. Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
  2. Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
  3. Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно. Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз. Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
  4. Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
  5. Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).

Звук «Ш»

Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.

Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:

  1. Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
  2. Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
  3. Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
  4. Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
  5. Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]