Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования
Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы
в контексте ФГОС дошкольного образования
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
(п. 2.6. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
.
Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Предпосылки к обучению грамоте:
— физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);
— психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);
— педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).
Составляющие готовности к обучению грамоте:
- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
- выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.
Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:
- ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением и его словесным составом;
- деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
- членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов
, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Дети учатся:
— узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);
— проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
— устанавливать последовательность звуков в словах.
Воспитатель должен соблюдать единые со школой условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные — зелёным).
Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черным цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).
Понятие предложения дается тоже через зрительный образ — схемы (длинная полоска бумаги — предложение, короткие полоски — слова).
Этапы обучения грамоте:
1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.
2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и 10 букв, обозначающие гласные звуки).
3 этап – согласные звуки и буквы (+ 4 гласных), формирование механизма чтения.
Это делается для преемственности со школой
. Почему это важно?
Чтение и письмо – это навыки = сложные (равнозначные слова).
Навыки – это мощное понятие для ребенка, они жизненно необходимы ребенку для адаптации, чтобы выжить, постичь окружающий мир.
Навыки бывают разные по содержанию (культурно-гигиенические, самообслуживания, художественно-эстетичекие и т.д.). В эту огромную группу навыков входит чтение и письмо. Поэтому надо знать законы их формирования, а чтобы их понять и освоить – нужно время. Любой навык в среднем формируется первоначально
за 3 месяца (чистить зубы, есть, водить машину), а
закрепляется
в течение 3-х лет (это уже будет в школе).
Но чтение и письмо – это не просто навык, а очень сложный навык. После подготовки к обучению грамоте качественнее «ляжет» грамота в школе.
Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.
Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов (гласные и согласные). Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.
В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы (т.е. старший дошкольный возраст, если раньше, это уже соревнование взрослых).
Выбирая конкретную методику педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОО должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между ДОО и школой. В школах в основном ведется обучение письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых на основе Д.Б. Эльконина.
С чего же начать?
К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной
. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
Слышать слово!
Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи,
научить его слышать
из каких звуков состоят слова, которые мы произносим,
т.е. привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. Давайте попробуем
переключить внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону.
И здесь нам на помощь придет игра. Поиграем с малышом в «жуков». «Какую песенку поёт жук?», — спрашивает взрослый. «
Ж-ж-ж
», — отвечают дети и, расправив крылья, летают по комнате как жуки:
ж – ж — ж.
«А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове
ж – ж – жук
, а других словах:
нож-ж-жницы, ёж-ж-ж, бабочка
?».
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – [М], [Н], [Р].
«Три слова»: Я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка,
уши,ужин).
Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (
кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло
).
Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть: протягивание звука з —
можно сравнить с песенкой и полетом комара,
ш
– с шипением змеи или шелестом травы, быстрое произнесение звука
п
– с пыхтением ёжика,
ч
– песенкой паровозика,
р
– рычанием мотора,
с
– свистом воздуха при накачивании колеса насосом (песенка насоса) и др. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов , в которых «звенит комарик», «работает мотор», «цокает синичка ц-ц-ц». Старайтесь слова произносить не обычно, а особо. Так, что один звук в нём подчеркивается, произносится более длительно, чем другие, утрировано. Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, свистящие, шипящие, сонорные). Гораздо труднее выделить такие звуки, как
б, п, д, т.
Но очень важно, чтобы звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались и интонационно подчеркивались не только
в начале слов, но в середине, в конце.
И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, он сам пытается или может сказать слово, интонационно выделив песенку-звук, может подобрать слова с данным звуком.
Но это ещё не значит, что ваш ребёнок научился звуковому анализу слов.
Звуковой анализ – основа грамотного письма!
Провести звуковой анализ слов
– это значить назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, его лучше материально представить. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове
мак
три звука – нарисуем три клеточки. Дадим ребенку карточку: на ней нарисован мак, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом – схема этого слова. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове.
«Сколько клеточек?» — «Три» — «Сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Скажи словомактак, чтобы я в нем услышала первый звук». – «М-м-м — ак», — произносит малыш. «Какой первый звук?» — «М» — «Очень хорошо. Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «М».
Можно двигаться дальше.
«Давай произнесем слово мак так, чтобы услышать второй звук».
Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним
«ма-а-а-ак».
Нужно произносить слово и одновременно вести пальцем или палочкой-указкой по схеме и надолго остановить палец на второй клеточке.
«Какой второй звук в этом слове?»- «О» — «Давай обозначим и этот звук фишкой». «Давай найдем последний звук в этом слове».
Ведем по схеме и произносим
ма-К
. Определяем звук и ставим его на схеме.
В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона кружочки или возьмите старую мозаику и выберете из неё белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.
Хорошо бы повторить ещё раз. Но как? Снять фишки и начать всё сначала? Это неинтересно малышу. Лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Проверишь себя, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук м,
звук
а,
звук
к
».
Аналогично проанализируйте слова суп, сок, нос, шар, дом, ком, сад, сук, кот, сон, рот, мох, лук, сын, кит, хор, жук, бык, лак, луч, сам, лес, сыр, сом, пух, рак.
Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, учим вслушиваться в слово, слышать звуки его составляющие по порядку, поэтому ребенок должен
называть звуки так, как они слышатся
.
На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно
несколькими способами:
— сначала детям просто предлагается разобрать новое слово;
— затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;
— далее еще раз поставить фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:
— спросить: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;
— послушай: М
(пауза небольшая),А(пауза),К.
Если вместе, какое слово получится?
(мак).
Если малыш затрудняется, можно повторить еще раз или сократить временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай:
м, а, к
. А вместе?»;
— проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом
и
мак, суп
и
сук,
найти разные звуки в словах
дом
и
дым, сом
и
сам, лук
и
лак, сук
и
сок, сон
и
сын.
— Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом
и
рак
).
Гласные и согласные
После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные.
Вам кажется, что это сложно для маленького ребёнка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.
Выделите с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит
звуки, которые слышатся в середине –
а, о, у, э, ы, и.
«Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверьте вместе с ним, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.
Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш
, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.
А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.
Скажите ему: «Действительно, звук м
можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».
Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обратите внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.
Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко — зелёными фишками. Попробуйте разобрать с малышом слова Нина (н,
и н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята.
Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, ребёнок должен теперь охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).
В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям
: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных:
луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила.
Затем слова типа:
сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.
Когда вы увидите, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребёнку выложить фишки прямо на столе.
Когда ребенок хорошо ориентируется в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить с буквами
. Необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв.
Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму, которая осуществляется в единстве подготовкой к обучению чтению
. Однако в практике работы обучение чтению часто не связано или опережает письмо.
В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма.
Таким образом, в содержание подготовки к письму, кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, умений звукового анализ, включается и подготовка к овладению техникой письма.
Подготовка к овладению техникой письма.
Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по
четырем основным направлениям
:
1. Подготовка руки к письму.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
3. Подготовка к технике письма.
4. Формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и
образовательное содержание.
Эти задачи реализуются в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
1. Подготовка руки к письму.
1.1. Развивать мелкую моторику рук.
1.2. Сформировать правильный захват орудия письма
: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».
1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки
, которое подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление — когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
2.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов
.
Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
2.2. Анализ образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребенка определять:
— количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
— характеристику элементов (какие это элементы?);
-пространственное расположение элементов в букве.
2.3. Синтез образа букв.
Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
2.4. Дифференциация образа букв.
В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
3. Подготовка к технике письма.
3.1. Развивать пространственную ориентировку
.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).
При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».
Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.
Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Задания типа:
— показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
— показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
— сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
— назвать расположение изображений по отношению к ребенку.
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
3.2. Развивать чувство ритма.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
3.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней
.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.
В дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
3.4. Познакомить с правилом проведения
горизонтальных и вертикальных линий
и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
4. Формирование элементарных графических умений.
4.1.Упражнять в осознанном печатании
элементов букв
(в учебной разлиновке и без нее).
4.2.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного
шрифта
(«Клубочки», «Волны»).
В занятия включаются следующие виды работ
: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.
Большое значение также имеет изобразительная деятельность.
Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.
Грамота и абстрактно-символическое мышление
Говоря о грамоте, мы, скорее всего, не задумываемся, что за умением читать и писать стоит сложная мыслительная деятельность, а именно абстрактное и символическое мышление, которое (параллельно с интересом к речи) активно проявляется у детей с 4 лет. Оттого, насколько хорошо оно будет развито в этот период, во многом зависит успешность в усвоении других знаний. И обучение грамоте в этом контексте играет важную роль: впервые учась, например, выделять буквы в слове, слова в предложении и их отношения, дети постигают, что такое знаки, и как они соотносятся с реальностью. Это очень важно, потому что человеческая коммуникация, усвоение и передача знаний немыслимы без правильного понимания знаков и знаковых систем.
Немного теории: знак и знаковые системы
Грамота – это одна из знаковых (семиотических) систем, которые обеспечивают единообразное представление и интерпретацию сигналов и сообщений, которыми люди обмениваются в процессе передачи информации.
Формирование и использование семиотических систем – естественный для человека способ структурирования опыта, социализации и передачи знаний из поколения в поколение. По сути, все наше бытование пронизано знаковыми системами: фонетика, язык, счёт, ритуал, искусство и т.д. Общественные отношения в целом тоже можно рассмотреть как знаковую систему.
Единицей и основой любой семиотической системы является знак – абстрактный или материальный объект, относительно которого принято условие, что он указывает на некий смысл. Знак обладает планом содержания — смыслом, и планом выражения – это языковые или материальные средства, с помощью которых смысл передается.
В культурологии двоякую сущность знака хорошо объясняет понятие «Костер Геллы». Оно основано на греческой легенде о том, как юноша Леандр каждую ночь переплывал Босфор, чтобы встретиться со своей возлюбленной. Знаком-приглашением к началу его путешествия служил костер, который девушка разжигала в своей башне. Здесь костер – это материальное выражение знака. Приглашение к встрече – его смысл, содержание.
Можно выделить знаки личного пользования (например, костер из вышеупомянутой легенды) – они понятны только нескольким людям, значимы исключительно в контексте их отношений – и знаки общего и профессионального пользования (счет, язык, ритуал), с помощью которых предметы природы и техники входят в культуру. Но и в том и в другом случае создание знаков – это социальная деятельность, которая выражает своеобразие жизни, чувств, психической деятельности других людей.
С помощью знаков мы не только социализируемся, но и познаем действительность: конструируя семиотические системы, мы наделяем материальные и абстрактные объекты условным смыслом и устанавливаем связи между ними. Когда же эти системы приобретают историческое и общественное измерение (все различают и интерпретируют знаки одинаково), они закрепляют опыт и служат его передаче из поколения в поколение.
Передаче и усвоению опыта способствует важное свойство семиотических систем: конструкция знаков разъясняет их содержание даже в том случае, если нет специального условия понимания смысла отдельного знака. Яркий пример этому – придуманная академиком Щербой фраза «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». Несмотря на то, что нам неизвестен смысл слов в этом предложении, по морфологическим признакам и их отношению друг к другу (которые заданы системой грамматики), мы можем понять общий смысл всей фразы: некоторая сущность женского рода что-то сделала с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до сих пор) делать что-то другое с более мелким представителем того же вида. Это принцип, например, незаменим в дешифровке древней письменности.
Получается, понимая, что такое знак, как он соотносится с реальностью (план выражения и план содержания), и как организована хотя бы одна знаковая система, становится легче в дальнейшем работать и с остальными. Например, изучение грамматики иностранного языка может помочь понять, как функционируют языки программирования.
И если для того, чтобы теоретически изучить, что такое знаки и знаковые системы (этим занимается наука семиотика) требуется значительное время и развитый интеллект, то практическую сторону вопроса дети начинают интуитивно постигать уже с ранних лет. И задача дошкольного образования им в этом своевременно помочь.
Из яслей за парту?
Возникает закономерный вопрос: как обучать маленьких детей грамоте, чтобы им было интересно и не сложно?
Разумеется, не нужно их в детском саду сажать за парты, важно делать это дошкольными способами: придумывать задания, связанные с тем, что им интересно, включать обучение грамоте в разные виды работы с детьми. Например,всем вместе создавать таблицы имен с именами и датами рождения, позволять детям самим прописывать правила группы, придумывать календари, подписывать свои работы и т.д.
Важно, чтобы во время занятий ребенок мог наблюдать, исследовать, устанавливать связи, выявлять зависимости, обобщать, сравнивать, делать выводы, активно играть и манипулировать материалом и обсуждать, что он делает, со сверстниками.
Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации. В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.
Где взять идеи Практической стороне обучения грамоте дошкольников посвящено не так много работ, но есть хрестоматийные труды и тематические ресурсы, где которых можно найти много эффективных упражнений и идей: ✔ «Понимание грамотности» Евгения Шулежко — фундаментальный научно-педагогический труд, в котором, помимо теории, представлены авторские методики обучения письму, чтению и математике; ✔ «Всегда вместе: методическое пособие для родителей детей с патологией слуха» Эмилии Леонгард — несмотря на то, что книга ориентирована на работу со слабослышащими детьми, в ней можно найти много полезных упражнений и подходов к тому, как вызвать интерес к речи; Интернет-ресурсы: ✔ На сайте Открытый урок собрано много информации по обучению грамоте дошкольников. Там же можно найти и вышеупомянутые книги; ✔ Проект «Школа для всех» — полезный интернет-ресурс, посвященный работе со сшкольниками и дошкольниками. Партнерский материал
Подписаться на канал Университет детства
Если всё пустить на самотёк
Если в раннем детстве обучению грамоте не уделять должного внимания, то с поступлением в школу у некоторых детей может возникнуть ряд проблем.
Так у детей 6-7 лет часто возникают трудности с заданиями, требующими соотнесения символического и реального плана, с анализом знаковых средств по форме (графика, жесты, звуки) и по характеру связи с обозначаемым объектом (сходство или условная связь), с обозначением одних и тех же объектов разными способами.
Это происходит оттого, что уровень обобщенности, абстрагированности отдельных понятий, возможно, не совсем соответствует их уровню развития. Понимание структуры алфавита и структуры математических выражений (2а = б, например) строится именно на отвлеченных символических представлениях.
Важно, чтобы к началу школьных занятий ребенок имел представление об алфавите – о гласных и согласных, о строении слога, о натуральном ряде чисел. Понимание этих закономерностей создает у ребенка чувство приобщения к культуре.
Вообще, очень многие ошибки, которые возникают у детей в школе — это недосмотр дошкольных работников. Считается, что если ребенок просто здоров и эмоционально сохранен, этого достаточно, чтобы его обучение и в дальнейшем было успешным. А если у кого-то в школе, например, возникают проблемы с русским языком, то их часто списывают на психологическое развитие и заносят в разряд логопедических.
Но чтобы избежать подобных трудностей стоит просто раньше начинать освоение сложных знаковых систем.