Альбомы по автоматизации звуков «С-Сь»,»Л-ЛЬ», «Р_РЬ»

Среди заднеязычных фонем базовым считается артикуляционный уклад звука [К]. Автоматизация [К] в слогах и слогах, в связной речи невозможна без владения верной артикуляцией.

При воспроизведении [К] и [Г] губы приоткрываются, пребывают в нейтральной позиции. Зубы приоткрыты. Кончик языка располагается у нижних резцов. Передняя и средняя части спинки свободно опускаются, задняя часть уперта в мягкое небо, которое, приподнимаясь, прижимается к задней глоточной стенке. Боковые стороны чуть затрагивают заднюю часть твердого неба. Воздушным потоком прорывается смычка между задней частью язычной спинки и мягким небом.

При артикулировании [К] голосовые связки расслабляются, раздвигаются, голос не задействован. При артикулировании [Г] они соединяются, создавая голос. Звук [К] − согласный, твердый, глухой. Звук [Г] согласный, твердый, звонкий.

Любое отклонение от вышеописанной артикуляционной позиции, которое не приводит к дефектному звучанию, не считается отклонением от нормы.

Нарушение произношения звука [К] носит название каппацизм. Замена его на другой звук, чаще на [Т] или [Х], называется паракаппацизм. Дефектное произношение звука [Г] называется гаммацизм. Замена [Г] фонемой [Д] называется парагаммацизм. Наиболее распространенным нарушением произношения этих фонем является их элизия (пропуск).

При дефектном воспроизведении фонем требуется работа по их постановке. Для коррекции [К] логопед дает задание прогнуть язык горочкой, крепко прижаться им к небу и сдуть легкий предмет, лежащий на руке у рта ребенка. Раздается звучание [К]. Много раз воспроизводя действие, можно автоматизировать артикуляционную позицию звука.

Еще одним приемом постановки [К] является вызывание на легком покашливании. Для постановки [Г] используется тактильно-вибрационный прием от опорной фонемы [К]. Одна рука ребенка находится на гортани логопеда, а другая на своей собственной. Ребенок говорит [К] и отмечает, что голосовые складки при артикуляции не совершают вибрирующих движений. Далее ребенку предлагается подключить голос и сказать [К] звонко. Должен послышаться [К].

Артикуляция звука Г

Артикуляция звука [Г] такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Автоматизация звука Г в слогах

В этом упражнении ребенку предлагается прослушать, запомнить и проговорить различные слоги и их последовательные сочетания. Соблюдается переход от простого к сложному.

Сочетание Г с гласными звуками:

  • га-га;
  • го-го;
  • гу-гу;
  • га-го-гу;
  • ага-ого-угу.

Слоги с участием других согласных:

  • гва-гво-гву;
  • гла-гло-глу;
  • сга-сго-сгу;
  • рга-рго-ргу.

Для Г’ (мягкого звука):

  • ге-ге;
  • ги-ги;
  • гли-гле-гля;
  • гри-гре-гря.

Автоматизация звука [Г] в начале слов со слиянием согласных

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

гнать гнуть гнев гнет гнездо

грач груша громко грива грибы

гвозди глушь глина глянец глазурь

глубина глазомер гладиолус грань гром грош груз гриб

грим гриф грамм груздь грунт

груша грамота гравер грызун гребень

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Автоматизация звуков с приёмами нейростимуляции. Автоматизация звука «С»

Методическое пособие посвящено приёмам автоматизации звука С и введения его в речь при стёртой дизартрии. Автоматизация звуков и введение их в речь самый трудный аспект работы логопеда с ребенком при стёртой дизартрии. Все логопеды встречались с этими трудностями.

В пособии будет раскрыта теоретическая и практическая суть тактильно- кинестетической стимуляции, биоэнергопластики, кинезитерапии, как способов преодоления длительной автоматизации при стёртой дизартрии. Будут рассмотрены приёмы нейростимуляции при автоматизации звуков, будут раскрыты секреты инновационной техники процесса автоматизации звуков при дизартрии. В пособии разбираются практические приёмы, проверенные опытом и временем. В пособии собран богатый лексический материал, иллюстрирующий все этапы автоматизации звука С.

Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лексическом материале до полного упрочения навыка.

Моторное программирование входит в общую программу речевого действия и реализуется в речевом акте. Качество этой реализации зависит от навыка. Навык – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, закрепленные способы действий.

Навык как способ упрочившейся реализации речевого действия тесно связан с артикуляционной базой. Навык определяется опытом, в данном случае речевым опытом, который не только подкреплен условно-рефлекторными связями, но и ведет к появлению речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого человека на основе врожденных психологических особенностей организма и под влиянием речевого общения. Для прочного навыка нужны длительные упражнения, которые постепенно формируются от знаний и умений к закрепленному автоматизму – навыку. Знания и умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных условиях, но и в изменившихся.

При стёртой дизартрии отмечаются дефектные артикуляционные умения и навыки, сформировавшиеся как патологический стереотип. Перед логопедом стоит задача ослабить и погасить дефектные артикуляционные умения и навыки. Поэтому основополагающим в работе логопеда является процесс формирования новых умений и навыков в ходе коррекционного обучения.

У детей со стёртой дизартрией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на различном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого – к сложному».

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка, в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу. Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков. В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала. При включении новых слов необходимо уточнять семантику (значение) слов, что будет расширять пассивный словарь ребенка.

Перед тем как раскрыть инновационные авторские приемы автоматизации мы хотим привести исторические аспекты коррекции и автоматизации звуков.

Исторические аспекты коррекции и автоматизации звуков

В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением. В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

Продолжая традиции классической логопедии, М.Ф. Фомичева уточняла, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т.п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных.

В соответствии с этой последовательностью для автоматизации звука в словах подбирается и соответствующий лексический материал (слова со слогами СГ, ГС, ГСГ, ССГ, ГСС и т.д.). Имеет значение и место звука в слове. Рекомендуют следующую последовательность автоматизации: сначала звук закрепляется в начале слова (перед гласным), затем – в конце (если звук глухой), далее в середине, т.к. эта позиция оказывается наиболее трудной. Сначала звук автоматизируют в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками. Закрепление звука в предложениях проводится на основе отработанных слов в той же последовательности.

Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) должен быть доступен ребенку и по возможности заимствован из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.

Определенную последовательность при автоматизации предложили Г.В. Гуровец и С.И. Маевская. Лексический материал для закрепления звуков должен подбираться с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова. Предлагается сначала вводить звук в двухсложные, а затем в трехсложные слова с прямыми слогами. Потом переходят к словам с обратным слогом. И далее переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты.

Подбирая лексический материал для автоматизации звуков, особенно слова со стечением согласных, следует учитывать данные А.К. Марковой о последовательности появления стечений звуков в онтогенезе. А.К. Маркова определила следующую последовательность.

В середине слова: [нт, хт, кб, мп, дл, кт, гд, пл, тк, кт, ст, тл, лк, пт].

В начале слова: [гр, кр, вс, дв, дл, пл, вм, дн, гн].

Вопрос об автоматизации звуков разрабатывался также Е.Ф. Соботович. Отмечалось, что приемам закрепления правильного звукопроизношения в спонтанной речи уделяется недостаточно внимания. Логопедическая работа сводится к воспитанию правильного произношения дефектных звуков в различного типах слогах и звукосочетаниях, затем в словах, предложениях и различных видах развернутой речи. Параллельно с этим проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Эта схема без каких-либо существенных изменений применяется при коррекции любых фонетических нарушений, т.е. тогда, когда фонетический дефект является единственным дефектом всей речи ребенка и тогда, когда фонетическое нарушение входит в структуру дефекта более сложной речевой патологии.

Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протекает различно у детей с одинаковыми видами нарушения звукопроизношения. Обнаружена корреляционная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных навыков, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.

У детей с высоким и нормальным уровнем формирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруднений. У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фонематическим слухом, автоматизация затруднена. Подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слоговых сочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов. Следовательно, восприятие звуков, входящих в слово, и правильное размещение их внутри слова зависит от уровня сформированности фонематического слуха. Таким образом определяется ведущая роль фонематического слуха в процессе автоматизации звуков.

Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б. Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным. От элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу и, наконец, к свободному речевому общению.

Автоматизация, по мнению Т.Б. Филичевой, должна проводиться в строгой последовательности:

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложении;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах;

6) автоматизация звуков в разговорной речи.

Автоматизация звука [Г] в середине слов

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

яга нега нога рога снега

вьюга книга ватага радуга телега

навага отвага мотыга пирога лачуга

фрамуга бродяга благо огонь багор бугор вагон загон

гогот погон ноготь бегом кругом

иголка огород угодье погода разговор

нагорье бегония полигон агат багаж наган загар пугач

бригада делегат рогатина богатство могут прогул драгун лагуна фигура

ягуар чугун балагур лягушка попрыгунья

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Словосочетания со звуком г: повторять по 2-3 раза чётко, выделяя голосом звук [г].

гоголь-моголь гнилая груша

гребни гор огромный город

пограничный гарнизон игра органиста

гроздья винограда пергаментная бумага

громкий голос прогноз погоды

горные луга чугунная ограда

Упражнение «Придумай словосочетание по картинкам».Например: Говорящий попугай грязные сапоги

Слова, в которых два звука г.

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

гага гангрена гоголь глагол

гагара гангстер гогот загогулина

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Предложения со звуками Г и Г’

Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.

Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.

Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу.

Галя загадала загадку. У Гоги — гаммы.

Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.

В огороде на грядке растут огурцы. Гусь гогочет: «Га—га—га!»

Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы.

На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.

На заводе гудит гудок. У Гоги — гири.

Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн.

На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги.

Вечная слава героям. На флаге — герб.

Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей.

Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре.

Галя надула губы. Детский лагерь находится у горы.

В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.

Упражнение «Придумай предложения по картинкам».Например: Гриша играет на гитаре.


Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).

Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.

После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.

Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.

Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.

Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.

Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.

На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.

В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.

Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]

Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.

Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.

Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Примерные упражнения:

  • Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
  • Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
  • Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
  • Поделить слова на слоги.
  • Определить ударный слог.
  • Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
  • Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
  • Сделать звуко-слоговой разбор слов.
  • Изменять существительные по падежам.
  • Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
  • Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
  • Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
  • Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
  • Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образовывать относительные прилагательные.
  • Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
  • Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.

Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]

Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.

Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.

Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук. Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.

Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]