Каждая мать с нетерпением ждет, когда младенец произнесет свое первое слово. Чаще всего этим словом бывает «мама». Однако не стоит торопить малыша, так как речевые навыки у детей развиваются с разной скоростью. Это зависит от наследственности, от пола ребенка и от того, как часто с ним общаются родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Первые слова – самые важные
Время осознанного произнесения слов
Всем родителям хочется узнать, когда ребенок говорит «мама». Время осознанного произношения слов у каждого ребенка варьируется и определяется следующими факторами:
- Пол (мальчики обычно начинают говорить позже девочек);
- Наследственность;
- Наличие или отсутствие аномалий развития неба и языка (например, развитие речи может замедлиться при укороченной уздечке);
- Особенности прикуса;
- Индивидуальный темперамент ребенка.
Также играет большую роль физическое самочувствие крохи. Часто болеющие дети начинают говорить позже сверстников.
Примерный возраст первых слов
Понос на зубы у ребенка при прорезывании, сколько длится диарея
На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки. После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку. Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.
Поле года словарный запас ребенка значительно увеличивается
Гуление и лепет
В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко — «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже — копить пассивный словарь.
После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги — ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.
Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.
Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях — пробует пить из чашки — и очень радуется, когда его понимают.
Варианты первых слов
Режим дня 5-месячного ребенка
Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.
На «детском» языке младенец пытается назвать все, что ему интересно
Интересно. Артикуляционный аппарат младенца развивается постепенно. Сначала он произносит только звуки (так называемое «гуление»), потом к ним добавляются согласные «м», «н», «л», как самые удобные для произношения. Возможно, именно поэтому слово «мама» звучит похоже во всех языках мира – звуки «м» и «а» младенцу легче всего выговорить.
Когда ребенок говорит простые слова
К 9-11-месячному возрасту грудничок начинает говорить первые слова. Сначала они могут произноситься не совсем осознанно. Первыми словами являются: «мама», «папа», «дед», «баба» и другие. Со временем появляются осознанные слова. Например, если грудничок видит маму, он произносит слово «мама».
У девочек речевое развитие происходит немного быстрее, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что у мальчиков связь между двумя полушариями мозга менее сформирована, что замедляет передачу информации. Девочки к 1 году имеют в своем словарном запасе около 10 слов. У мальчиков такое количество слов появляется только к 13-14 месяцам. Это является физиологической нормой.
К 12-14 месяцам грудничок может также осмысленно произносить слова: киса, ням-ням, ав-ав (собака), га-га (гусь), бо-бо, би-би, ляля и другие. К полутора годам начинает говорить небольшими фразами. Часто грудничок произносит фразы в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Мама, иди».
К 18 месяцам начинают появляться слова во множественном числе. К 2-летнему возрасту малыши уже имеют в своем словарном запасе до 1000 слов. Дети к 2 годам начинают задавать вопросы: «Это что? Почему?» Ребенок также способен сказать фразы, маленькие предложения: «Это киса», «Это стол», «Это стул», «Дай куклу», «Где мама?»
Стимуляция малыша к осознанной речи
У ребенка сыпь на теле — что это
Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:
- Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
- Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
- Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
- Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.
Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.
Развитию осознанной речи способствуют игры на развитие мелкой моторики
Помощь маленькому «молчуну»
Бывает, что родители активно занимаются с грудничком: лепят, рисуют, поют песни и читают сказки, но мальчик (девочка) по-прежнему молчит. Чтобы мягко и ненавязчиво помочь крохе в освоении речи, необходимо:
- Посетить ортодонта и стоматолога (возможно, задержка речи вызвана проблемами с зубами или прикусом);
- Начать отучение от соски (длительное сосание пустышки может существенно затормозить развитие речи);
- Чаще спрашивать у ребенка, чего именно он хочет, чтобы малыш не показывал жестами, а называл предметы словами;
- Рассказывать малышу обо всем, что он видит дома, в поездке, на прогулке.
Известно, что дети молчаливых родителей, как правило, тоже не отличаются разговорчивостью, это нормально. Наследственность играет важную роль в овладении речевыми навыками. Самое главное – заниматься с малышом ежедневно, тогда словарный запас крохи начнет расти очень быстро.
Ни при каких обстоятельствах не стоит давить на младенца 12-16 месяцев, заставляя его произносить именно конкретное слово (например, «мама»). В этом возрасте дети произносят только то, что они в состоянии выговорить, речевой аппарат у каждого развивается индивидуально. Кому-то проще сказать «мама», кому-то – «папа» или «баба». Рано или поздно, когда придет время, малыш овладеет всеми без исключения звуками русского языка.
Если здоровый малыш долго молчит, это не повод для переживаний
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
- Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
- Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
- Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Признаки задержки развития речи
Если после полутора лет мальчик или девочка продолжает молчать, педиатр или невропатолог может поставить диагноз «задержка развития речи». Следует иметь в виду, что такой диагноз чаще всего ставится на фоне других сопутствующих расстройств и заболеваний. Если кроха практически здоров, можно не переживать и просто немного подождать. Бить тревогу следует, если:
- Малыш не только не говорит, но и не понимает речь взрослых;
- Младенец не реагирует на слова, обращенные к нему;
- Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не любит рассматривать детские книжки с картинками;
- В истории болезни маленького молчуна имеются врожденные неврологические патологии.
Специалисты утверждают, что интенсивному развитию речи способствуют посещение ребенком детского учреждения (ясли-сад) и развивающих групповых занятий, соответствующих возрасту, а также активное общение со старшими братьями и сестрами (если в семье есть другие дети). Если малыш проводит много времени в одиночестве и бывает часто предоставлен сам себе, он может очень долго не произнести первых слов.
Родители должны следить не только за количеством, но и за качеством первых слов. Детей после года уже можно деликатно поправлять, стимулируя их к правильной речи (например, не «бибика», а «машина»). Чтобы развитие речевых навыков шло правильно, логопеды категорически не рекомендуют учить детей до трех лет иностранному языку, даже в форме игры.
Исключение – семьи-билингвы, где родители изначально говорят на разных языках, в этом случае здоровый малыш без труда усваивает оба, но это происходит постепенно.
Внимание! Если здоровый малыш активно общается с окружающими на собственном, никому не понятном языке, это вариант нормы. Ребенок уже говорит, просто пока по-своему. Если малыш полутора лет и старше постоянно молчит, настороженно относится к окружающим, часто проявляет агрессивность и отказывается от общения, это может быть признаком аутизма.
Если малышу уже исполнился год, но он не спешит обрадовать старших первыми словами, паниковать не стоит. Здоровый, хорошо развитый физически малыш обязательно заговорит; главное – стимулировать его к этому личным примером. Если младенец страдает какими-либо неврологическими нарушениями или часто болеет, задержка в развитии речи может быть вызвана серьезными расстройствами, требующими наблюдения у специалиста.
Рекомендации родителям при патологии речевой функции
Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.
При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.
Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.
Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.