- 21 Ноября, 2018
- Детская психология
- Артем Минасов
Все родители с нетерпением ждут того момента, когда дети начинают понимать, что им говорят. Владение речью – это главнейшая задача, которую предстоит решить малышу. Чтобы справиться с этим, необходимо начать воспринимать отдельные слова, проговаривать их и соединять во фразы. И родители обязаны помочь своему малышу. Это не просто, но зато сколько эмоций доставят первые заветные слова «мама» и «папа».
Когда дети начинают говорить: первые попытки
Сказать точно, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят, практически невозможно. У всех детей речь и опознавание услышанных слов начинает развиваться в разное время. Некоторые начинают говорить раньше, другие намного позже, в любом случае делать малыш будет это не сразу. Сначала ребенок будет запоминать звуки и слова, пытаться их воспринимать. Позднее малыш начнет гулить. После полугода жизни гуление сменится лепетом. Ребенок предпримет попытки произнести простейшие слоги – «ма», «ба», «да». И у него начнет появляться понимание слов. Эти слова весьма просты, и они без ударного слога. Как правило, дети стараются называть самые важные вещи и действия.
К примеру, если мама постоянно называет предметы ребенку, то он на очередной вопрос: «Где дверь?» – повернет голову в ее направлении. Малыш также попытается радостно скопировать взрослых в их действиях: попытается выпить из чашки, и нередко веселится, когда чувствует, что его понимают.
Гуление
Гуление возникает около 1-2-х месяцев и продолжается примерно до полугода. Как правило, это разные варианты звуков: гы-ы, агу-у, гэ-э, агы-ыи т. п. Постепенно «лексикон» малыша обогащается новыми интонациями и звуками, гуление становится осмысленным и более активным при появлении рядом с ним людей, с которыми можно «пообщаться».
Если хорошенько присмотреться, вы заметите, что ребёнок в возрасте 3–4 месяцев во время гуления заглядывает вам в глаза, как бы пытаясь выстроить полноценный диалог. Он учится координировать голос и взгляд, что в будущем станет основой любого контакта с людьми.
Обязательно отвечайте малышу, поощряйте его первые «выступления». Посмотрите, как он тянется и пытается сложить свои крошечные губки так, как это делаете вы, чтобы достойно вам ответить!
Да, ваш маленький оратор уже подражает вам и прислушивается, какие звуки у него получаются, чтобы повторять их наиболее точно. Но пока что для малютки важен не смысл слов, а ритмика речи, артикуляция звуков, различные интонации. Всему этому он усиленно учится.
Малыш пытается говорить: как себя вести?
Впервые осознанные слова от малыша можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Обычно это период, когда ребенок начинает понимать взрослых. Он пытается обратиться к маме или папе, а иногда просит какой-либо предмет. Родители, как правило, несказанно радуются, считая, что их чадо наконец-то начинает говорить. Однако статистика показывает, что длительное проговаривание слов не несет в себе никакой смысловой нагрузки.
Во сколько ребенок начинает понимать?
Все дети разные. Можно встретить множество таблиц, в которых описано, что дети умеют в том или ином возрасте. Однако каждый ребенок имеет свои индивидуальные параметры. Несмотря на это, родителям обязательно следует изучить информацию соответствия возраста ребенка к его речевому развитию:
- 1–3 месяца – ребенок кричит, громко плачет, пытается повторять простые звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву».
- 4–5 месяцев – младенец смеется, визжит, издает протяжные звуки с разными интонациями и эмоциями.
- 6 месяцев – малыш узнает голоса родителей, пытается лепетать, издает звуки, немного напоминающие «ма», «па».
- 7–8 месяцев – ребенок воспринимает слова и простейшие просьбы (дай, возьми). Это именно тот возраст, когда ребенок начинает понимать слово «нельзя», подражает собачьему лаю или звукам, издаваемыми другими животными. В 8 месяцев малыш запоминает названия некоторых предметов, однако произнести их еще не может.
- 9–11 месяцев – малыш учится говорить простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В его словарном запасе присутствует не более 10 слов.
- 1–1,5 года – ребенок умеет составлять словосочетания, знает, как выглядят некоторые животные и люди, может определить их по иллюстрации.
- 2–3 года – дети понимают и учатся задавать вопросы, знают разные понятия, выполняют несложные поручения, составляют предложения, разучивают и рассказывают сказки и стихотворения.
- 3–4 года – ребенок уже разговаривает не только с мамой и папой, но и с родственниками и порой с незнакомыми детьми.
Согласно многолетней статистике, первым словом большинства детей является «мама» или «дай».
Становление осознанной речи
Произношение этих слов может быть не идеально, зато узнаваемо. К тому же, говорит малыш в определенных ситуациях: слово «мама» произносится, когда она заходит в помещение или же покидает его. Если малыш указывает, например, на кошку, говоря «кис», родителям важно подтвердить, что это кошка, а после уточнить у него, где она находится. Если ребенок покажет на животное, это означает, что он начинает понимать. Позднее на определенные вопросы ребенок сможет ответить не простым гулением, а конкретным словом.
Если даже ребенок не говорит, это еще не повод поддаваться панике. Вероятнее всего, он быстро догонит норму. После года жизни малыш стремительно наполняет свой словарный запас. Таким образом, не произнося еще названия определенного предмета, он понимает, о чем говорит взрослый. Малыш начинает выполнять простые просьбы, например, может принести мяч или игрушку, а также часто прибегает к указательному жесту, который сопровождается требовательной интонацией. Это свидетельствует о том, что постепенно наступает этап, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят.
В отличие от животных, люди обладают второй сигнальной системой. Это значит, что человеческий мозг может реагировать не только на звуки, но и устанавливать связи между ними и предметами (действиями), на слова, которые эти звуки заменяют.
Как дети слышат слова взрослых
Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.
В 12 — 18 месяцев
Ближе к году, если правильно воспитывать и развивать малыша, появляются характерные раздражители второй сигнальной системы:
- обобщение;
- отвлечение.
Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).
Это свидетельствует о том, что начала работать вторая сигнальная система. Фундаментом для нее является первая сигнальная система, значительный чувственный опыт, запас словесных обозначений, который ребенок накопил в первый год жизни. Чем больше впечатлений он получил, тем лучше проходит этот процесс.
От 1,5 до 2 лет
В этом возрасте активно развивается сенсорная речь. Голос и речь взрослого вообще являются сильным раздражителем для малыша с первых дней жизни и вызывает в основном у него приятные впечатления. Ласково разговаривая с ребенком, мать его кормит, переодевает, успокаивает. Подрастая, дети получают удовольствие от того, что родители с ними играют и общаются.
До двух лет речь взрослого помогает ребенку ориентироваться. Когда родители проговаривают свои действия, у малыша повышается интерес к ним, он лучше сосредотачивается, и все больше звуков и их сочетаний приобретает для него смысл, расширяется словарь. В результате он испытывает больше удовлетворения от общения со взрослыми.
Как видно, в течение длительного времени, почти до 1 года, ребенок в общем-то безразличен к значению слова. Затем, в 10-12 месяцев, по мере созревания мозговых структур, когда малыш накопил большой чувственный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.
Чем больше разных связей он установил между предметом (действием) и словом, тем скорее он его запоминает. Специалисты рекомендуют давать ребенку все потрогать ручками, самому выполнить то или иное движение, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок просто слышит слово или видит в руках взрослого называемый предмет, связи устанавливаются медленнее.
Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?
Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.
- Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
- Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.
Дети с рождения по-особенному относятся к звукам речи взрослых, обычно обращенная речь вызывает ответное оживление. В 3-5 месяцев они различают звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). После 6 месяцев малыши могут уже дифференцировать сами речевые звуки по их тембру и тональности. Это очень важный момент, так как именно эти два компонента несут определенную смысловую нагрузку.
Важнейшее условие для овладения речью именно как средством человеческого общения – развитый фонематический слух. Благодаря ему мозг различает тончайшие оттенки звуков и фонем, что особенно важно, если изменение звуковой единицы влияет на смысл слова (например, «мак – рак»). Активное его развитие происходит в период 6-12 месяцев. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать много слов из речи взрослых, понимая их значение.
- Например, в 6-7 месяцев малыш при назывании предмета может находить его взглядом, поворачивая голову в ту сторону, где находится вещь.
- Через месяц он в состоянии найти предмет при назывании в любом месте. Кроме того, по просьбе взрослого он выполняет простые действия, играет в ладушки, машет ручкой и т. д.
- В 9-10 месяцев дети, услышав знакомые слова, находят взглядом уже несколько предметов, реагируют на свое имя поворотом головы, дают игрушку, которую у них в руках («дай»), приносят, если видят ее рядом с собой.
- К 12 месяцам дети понимают слово «нельзя», если родители, останавливая некоторые нежелательные действия, произносят его всегда со строгой интонацией. Таким образом, можно через речь корректировать поведение малыша.
Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»)
Как помочь ребенку научиться понимать речь?
- Старайтесь, чтобы ребенок получил в течение первого года жизни как можно больше тактильных, визуальных и звуковых впечатлений. Важно, чтобы звуки были реальными, а не синтезированными игрушкой или аудиозаписью. Помните, телевизор не заменяет живого общения.
- Как можно чаще разговаривайте с ребенком ласковым спокойным голосом, тщательно следите за соблюдением грамматических норм в своей речи, правильным произношением. Слова и фразы ни в коем случае не должны быть случайными.
- Развивайте разные стороны речи. Рассматривайте вместе картинки, читайте малышу стихи и сказки, пойте ему песенки. Играя или занимаясь повседневными делами, неторопливо проговаривайте свои действия.
Самое главное – обеспечьте спокойную обстановку в квартире, ведь шум и крик мешают ребенку правильно воспринимать звуки и различать их.
Причины задержки в развитии речевого аппарата
Вскоре наступает долгожданный момент, когда ребенок начинает понимать речь. Родители обязаны всячески принимать участие в развитии речевого аппарата младенца, придерживаясь простого правила: постоянно разговаривать с малюткой с первых месяцев, при этом непременно следует правильно выговаривать слова. Сюсюканье скорее замедлит развитие речевого аппарата и вполне способно в дальнейшем вызвать проблемы с речью. При этом все дети учатся говорить с разной скоростью. Чаще всего девочки начинают говорить раньше мальчиков.
Часто неопытные родители пытаются определить, в каком возрасте ребенок начинает понимать слова и пытаться их произнести. Если ребенок не начинает говорить с 2,5 лет, значит, есть необходимость обратиться к специалисту. Тем не менее не стоит вдаваться в крайности. Не нужно требовать от малыша слишком многого, необходимо учитывать его развитие и возраст. При этом недопустимо игнорировать имеющуюся проблему, ведь отставание в развитии легче исправить на первоначальном этапе. Задержки речи встречаются достаточно часто и могут быть обусловлены следующими причинами:
- Наследственность. Вероятно, мама или папа начали говорить в позднем возрасте, а ребенок унаследовал эту особенность.
- Проблемы со слухом или речевым аппаратом. Скорее всего, эти органы недостаточно развиты. Точнее установить это могут только врачи.
- Неврологические нарушения, вызванные гипоксией при родах или болезнями.
- С ребенком мало разговаривают или вообще не ведут диалог.
- Активный ребенок. Он торопится изучить мир, его физическое развитие выше речевого.
- Напряженные отношения между родителями. Дети тонко воспринимают атмосферу в семье, что влияет на их развитие.
Чем раньше врач поймет точную причину задержек в речевом развитии, тем быстрее он поможет от них избавиться. Лечение поможет ребенку быстро наверстать упущенное и правильно говорить. К тому моменту, когда он пойдет в школу, малыш не будет отличаться от других детей.
Мама, не волнуйся!
Не волнуйтесь, если ваш малыш, которому ещё не исполнилось и годика, говорит мало и неохотно.
Все дети индивидуальны и слишком близко принимать к сердцу то, что у подруги ребёнок лепечет с 5-ти месяцев, а ваш оказался молчуном, право, не стоит. Говорить о задержке речевого развития в таком возрасте ещё слишком рано.
Если вы выполняете все рекомендации: общаетесь с малышом, читаете вслух, занимаетесь его развитием, а главное, любите его — значит, очень скоро вы услышите от своего сокровища именно те слова, которых вы с таким нетерпением ждёте!
Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить
То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:
- По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
- Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
- Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
- Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
- Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
- Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.
Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.
В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?
- У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.
- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).
- Малыш заикается.
- Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.