Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы.календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

«Утверждаю»

____________________

Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы.

2017 – 2022 учебный год

Учитель-логопед: Сазанова А.А.

Краткая пояснительная записка.

Настоящий план составлен в соответствии с программами Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФНР и ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, целью программы является преодоление ФФНР и ОНР III уровня, подготовка к успешному обучению детей к школе и создание мотивированной потребности в речи как средство общения и самовыражения.

Задачи программы:

  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
  • предупредить нарушения письма и чтения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности.

Общая продолжительность курса занятий в условиях дошкольного логопункта зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 4-6 месяцев для детей, имеющих фонетическое нарушение речи и 12 месяцев для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и НВОНР, и до 1,5 — 2 лет для имеющих ОНР III уровня.

Коррекционно-развивающая работа рассчитана на 29 недель и разделена3 периода. Во всех периодах обучения проводятся индивидуальные занятия и занятия в микрогруппах (по 2 человека), с учетом методических рекомендаций Ткаченко Т.А, Крупенчук О.И и Дуровой Н.В.

Периодичность индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка, от группы нарушенных звуков и этапа работы над звуком, и составляет в среднем 2 — 3 раза в неделю. Состав микрогрупп является подвижным и изменяется по усмотрению учителя-логопеда.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Коррекционную работу, рассчитанную на 29 недель, условно можно разделить на 3 периода:

  • Первый период обучения — октябрь, ноябрь.
  • Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.
  • Третий период обучения — март, апрель, май.

Список используемых пособий

  1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
  2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  3. Крупенчук О. И. Учим буквы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  4. Дурова И.В. Тематический словарь в картинках «Мир растений и грибов». — СПб.: «Школьная книга», 2012.
  5. Дурова И.В. Тематический словарь в картинках «Мир животных». — СПб.: «Школьная книга», 2012.
  6. Дурова И.В. Тематический словарь в картинках «Мир человека». — СПб.: «Школьная книга», 2012.

По понедельникам

  1. Консультативная работа с сотрудниками.
  2. Индивидуальные занятия с детьми (закрепление пройденного материала по теме).
  3. Консультации для родителей.

Первый период обучения: октябрь, ноябрь

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

  1. Развитие общих речевых навыков.
  1. С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  2. С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
  3. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  4. Учить детей соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
  5. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.
  1. Звукопроизношение.
  1. Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
  2. Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
  3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
  1. Работа над слоговой структурой слова.
  1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
  2. Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
  3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
  1. Развитие фонематических представлений.
  1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  2. Закрепить представления о твердости согласных звуков. Познакомить детей с мягкими согласными звуками. Упражнять в дифференциации звуков по тердости-мягкости.
  3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.
  4. Закрепить умение проводить анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.
  5. Учить проводить анализ и синтез слов типа мама, слон, мост, лиса, лист.
  1. Подготовка к обучению грамоте.
  1. Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
  2. Познакомить детей с новыми буквами.
  3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.
  4. Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.
  5. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
  6. Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
  1. Лексика.

Лексические темы.

Октябрь 1 – я неделя – «Грибы».

2 – я неделя – «Овощи».

3 – я неделя – «Фрукты».

4 – я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».

Ноябрь 1 – я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

2 – я неделя – «Дикие животные».

3 – я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».

4 – я неделя – «Перелетные птицы».

  1. Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
  2. Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
  3. Систематизировать представления детей о многообразии перелетных птиц.
  4. Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.
  5. Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
  6. Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
  7. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
  8. Сформировать представление о труде людей на селе, о пользе их труда.
  9. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
  10. Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелетные птицы».
  2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
  3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-под, из-за.
  4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
  5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
  6. Работа над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  1. Обучение связной речи.
  1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  2. Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, серии картинок), учить распространять предложение второстепенными членами предложения.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
  4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.
  6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок).
  7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  8. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

X. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
  2. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3—4 признакам.
  3. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
  4. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь понятие «дни недели», названия дней недели.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе.

анна антонова

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе.

I этап работы.

1. Развитие общих речевых навыков.

1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Обучать короткому и бесшумному вдоху, спокойному и плавному выдоху.

3. Формировать диафрагмальное дыхание.

4. Формировать мягкую атаку голоса. Вырабатывать умение пользоваться громким и тихим голосом.

5. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона.

6. Развивать четкую дикцию, интонационную выразительность речи.

2. Звукопроизношение.

1. Уточнить произношение гласных и согласных звуков.

2. Формировать правильное произношение и автоматизировать звуки.

3. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых и речевых звуков.

2. Закреплять знания о гласных и согласных звуках, их признаках.

3. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

4. Закреплять представления о твердости–мягкости, глухости–звонкости согласных звуков.

5. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости–мягкости, глухости–звонкости.

6. Закреплять умение выделять звук из слова. Упражнять в выделении звука из слова.

7. Закреплять умение анализа и синтеза звукосочетаний из 2-3 гласных звуков.

8. Закреплять умение выделять согласные звуки из слова (начало, середина, конец).

9. Закреплять умение проводить полный фонематический анализ и синтез двухсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, с изученными звуками с опорой и без опоры на схему.

4. Развитие лексической стороны речи.

Лексические темы: Сентябрь: 1-2 недели: диагностическое обследование.

3 неделя: Улица, на которой находится детский сад. Общественные здания города.

4 неделя: Моя семья. Наш дом.

Октябрь: 1 неделя: Начало осени. Изменение в жизни растений и животных осенью.

2 неделя: Садовые цветы. Цвет предметов: желтый, красный, синий; понятия вверху – внизу, справа – слева, спереди – сзади.

3 неделя: Осень. Цвет предметов: желтый, красный, синий; понятия верх – низ, справа – слева.

4 неделя: Наш детский сад, наша группа. Деревья и кустарники сада.

5 неделя: Обобщающие понятия: фрукты, ягоды. Растения огорода.

Ноябрь: 1 неделя: Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды. Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды.

2 неделя: Поздняя осень. Цвет предметов: оранжевый, желтый, красный; понятия верх – низ, слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади.

3 неделя: Профессии работников в детском саду. Профессии работников в детском саду.

4 неделя: Стройка и строительные профессии. Цвет предметов: желтый, красный, оранжевый.

5. Развитие грамматического строя речи.

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные именительного падежа в единственном и множественном числе.

2. Уточнять понимание значений глаголов с различными приставками и начать обучать их образованию и практическому употреблению.

3. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги (В, НА, ПОД, ИЗ, К, ОТ, уточнить понимание их значений.

4. Совершенствовать умение образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

5. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в дательном падеже множественного числа.

6. Совершенствовать умение согласовывать существительные с местоимениями НАШ, НАША, НАШИ.

7. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа.

6. Развитие связной речи.

1. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Продолжать обучать составлению предложений по картинкам, учить распространять предложения.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4. Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

5. Учить составлять предложения с включением нескольких определений и объединять их в рассказ.

6. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов (с использованием серии сюжетных картин, с использованием опорных сигналов).

7. Учить диалогической речи.

II этап работы.

1. Развитие общих речевых навыков.

1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

3. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

4. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке голоса, в спокойном темпе.

5. Вырабатывать умение пользоваться громким и тихим голосом.

6. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

2. Звукопроизношение.

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.

2. Продолжать работу над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.

3. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Закреплять умение подбирать слова на заданный звук.

2. Упражнять в различении твердых – мягких, глухих – звонких согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.

3. Совершенствовать умение выделять заданный звук из слова.

4. Закреплять умение проводить полный фонематический анализ и синтез слов с изученными звуками.

5. Учить анализировать одно-, двух- и трехсложные слова с опорой и без опоры на схему.

6. Учить преобразовывать слова путем замены или добавления звука.

7. Учить делить слова на слоги.

8. Познакомить с понятием «предложение», составление графической схемы предложения.

4. Развитие лексической стороны речи.

Лексические темы:

Декабрь: 1 неделя: Зима. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой.

2 неделя: Одежда. Обувь.

3 неделя: Цвет предметов: желтый, синий, зеленый. Цвет предметов: фиолетовый; понятия под, над, внутри, снаружи, около.

4 неделя: Условия жизни диких животных (в сравнении с жизнью домашних животных). Зимующие птицы.

5 неделя: Новый год в семье. Цвет предметов: черный, белый, коричневый.

Январь: 3 неделя: диагностическое обследование.

4 неделя: Дикие животные. Домашние животные.

Февраль: 1 неделя: Домашние птицы. Транспорт городской наземный.

2 неделя: Наша страна – Российская Федерация. Москва – столица России.

3 неделя: каникулы.

4 неделя: Транспорт водный и воздушный. Транспорт железнодорожный.

5. Развитие грамматического строя речи.

1. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги (С, СО, уточнить понимание их значений.

2. Продолжать работу по обучению практическому употреблению относительных прилагательных в речи.

3. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в предложном падеже множественного числа.

4. Продолжать работу по обучению согласованию числительных с существительными в родительном падеже.

5. Продолжать работу по обучению согласованию числительных с существительными в дательном падеже.

6. Продолжать работу по обучению согласованию числительных с существительными в творительном падеже.

7. Продолжать работу по обучению согласованию числительных с существительными в предложном падеже.

8. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в родительном падеже множественного числа.

9. Продолжать работу по практическому употреблению притяжательных прилагательных в речи.

10. Учить подбирать, образовывать и использовать в речи родственные слова.

6. Развитие связной речи.

1. Продолжать развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Продолжать обучать составлению предложений по картинкам, учить распространять предложения.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4. Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов с использованием опорных сигналов.

6. Совершенствовать умение составлять рассказы (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.

7. Продолжать учить диалогической речи.

III этап работы.

1. Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по выработке четких, координированных движений органов речевого аппарата.

2. Продолжать работу над речевым дыханием. Развивать длительность речевого выдоха.

3. Продолжать работу над темпом, ритмом речи; четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

4. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

2. Звукопроизношение.

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.

2. Продолжать работу над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.

3. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении твердых – мягких, глухих – звонких согласных, в выделении звука из слова.

2. Закреплять умение проводить полный звуковой анализ слов с изученными звуками.

3. Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Закреплять навыки деления слова на слоги.

5. Закреплять навыки выделения и обозначения ударного гласного.

4. Развитие лексической стороны речи.

Лексические темы:

Март: 1 неделя: 8 Марта – Международный женский день. Растения в групповой комнате.

2 неделя: Весна. Животные весной.

3 неделя: Перелетные птицы. Машины, облегчающие труд людей в поле.

4 неделя: Основные отличительные признаки весны. Труд людей в поле, в саду, в огороде.

Апрель: 1 неделя: Деревья и кустарники на участке детского сада. Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?»

2 неделя: Насекомые. Рыбы.

3 неделя: Игрушки в группе. Посуда.

4 неделя: Мебель в доме. Бытовые приборы в нашем доме.

5 неделя: Цвет, форма, величина предметов. Форма предметов: круг и овал.

Май: 1 неделя: Обобщающие понятия: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые. Сравнение предметов по величине, понятия за, перед, между.

2 неделя: 9 Мая — День Победы. Озеленение города: парки, скверы. Охрана природы в городе.

3 неделя: Отличительные признаки лета по сравнению с весной. Цвет, форма, величина предметов.

4-5 недели: диагностическое обследование.

5. Развитие грамматического строя речи.

1. Продолжать учить подбирать, образовывать и использовать в речи родственные слова.

2. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги НАД, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, уточнить понимание их значений.

3. Уточнять понимание значений глаголов с различными приставками, их образование и практическое употребление.

4. Закреплять правильное согласование прилагательных, числительных и существительных.

5. Дать понятие о несклоняемых существительных.

6. Развитие связной речи.

1. Продолжать развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Продолжать обучать составлению предложений по картинкам, учить распространять предложения.

3. Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

4. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

5. Совершенствовать умение составлять рассказы (с элементами творчества) по одной сюжетной картине.

6. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы с использованием схем.

7. Учить составлять и использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом А.

8. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

9. Учить творческому рассказыванию.

10. Продолжать учить диалогической речи.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

  1. Развитие общих речевых навыков.
  1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
  5. Формировать навык выразительного чтения, развивать правильность, беглость и осознанность (на материале коротких стихотворений на выбор логопеда)
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.
  2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.
  1. Звукопроизношение.
  1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
  2. Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.
  1. Работа над слоговой структурой слова.
  1. Проговаривать слова доступного речевого класса.
  2. Постепенно увеличивать сложность классов.
  1. Развитие фонематических представлений.
  1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  2. Упражнять детей в различении твердых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.
  3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
  4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик.
  5. Учить проводить анализ и синтез слов из 5 звуков.
  6. Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слов, в подборе слов с этими звуками.
  7. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
  1. Грамота.
  1. Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами.
  2. Познакомить детей с новыми буквами.
  3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе.
  4. Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
  5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.
  6. Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита.
  7. Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.
  1. Лексика.

Лексические темы.

Декабрь 1 – я неделя – «Зимующие птицы».

2 – я неделя – «Домашние животные».

3 – я неделя – «Домашние животные и птицы и их детеныши».

4 – я неделя – «Зима. Зимние забавы. Новый год».

Январь 2 – я неделя – «Зима. Зимняя одежда».

3 – я неделя – «Человек. Части тела».

4 – я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения».

Февраль 1 – я неделя – «Материалы и инструменты».

2 – я неделя – «Профессии. Строительство».

3 – я неделя – «Защитники отечества».

4 – я неделя – «Времена года. Календарь. Весна».

  1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знание детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.
  2. Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.
  3. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.
  4. Систематизировать представления детей о многообразии зимующих птиц.
  5. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте.
  6. Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
  7. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.
  8. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.
  9. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.
  10. Объяснить переносное значение устойчивых выражений; объяснить значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам: «Человек. Части тела», «Транспорт», «Профессии. Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».
  2. Познакомить детей со способами словообразования (по теме: «Материалы и инструменты»).
  3. Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам).
  4. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы и их детеныши», «Зимующие птицы», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).
  5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (по темам: «Домашние животные», «Зима. Зимняя одежда»).
  6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам).
  7. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  1. Обучение связной речи.
  1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным темам с использованием коллективно составленного плана (по картинке, по картинкам, по серии картинок).
  2. Учить детей оставлять рассказы опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным и увиденным.
  3. Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
  4. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификаций.

X. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за, из-под и т.п.
  2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.
  3. Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
  4. Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]