Документация учителя-логопеда ДОУ по ФГОС
Документация учителя-логопеда ДОУ по ФГОС
В первую очередь необходимо посмотреть на документы учителя логопеда, которые были разработаны творческой группой на методическом объединении.
В первую очередь то, что касается коррекционно-логопедической работы со стороны администрации ДОУ:
· Положение о коррекционно-логопедической работе
· Положение о логопункте и логогруппе.
· Положение о ПМПКа
· Положение «О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи»
· Положение «О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения»
· Должностная инструкция учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.
Далее то, что должно быть непосредственно в документации учителя-логопеда дошкольного учреждения. Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений, их психофизиологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического сопровождения. Наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда; правильность ее ведения оценивается и является одним из решающих моментов при определении квалификационной категории логопеда. Основная документация учителя-логопеда должна включать:
1. Паспорт кабинета
. Где учитель-логопед прописывает полностью все зоны в кабинете и их оснащения. Не зависимо от того есть отдельный кабинет или нет. Включается перечисление всего того, что есть у логопеда:
— оборудование
— наглядные, учебные и методические пособия
— учебники и методическая литература
— дидактические игры и тренажеры
Может быть представлен в виде схемы, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда)
2. Журнал регистрации детей
, нуждающихся в коррекционной помощи. Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учета, который ведется каждым логопедом отдельно
3. Журнал первичного обследования речи детей
. (1 на двоих). Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи. Результаты обследования записываются в журнале первичного обследования речи детей ДОУ. Дети с недоразвитием речи средней, старшей и подготовительной групп направляются на ПМПК для комплектования логопедических групп или логопункта. Для детей младших групп с грубым речевым недоразвитием, с аномалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.
4. Речевые карты
. Существует 2 вида речевых карт для детей с ОНР и ФФН. Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребенка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с ее лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны прилагаться:
— педагогические характеристики, которые составляет воспитатель группы, которую посещал ребенок до поступления в логопедическую группу или на логопункт;
— справка (выписка из медицинской карты с заключением психоневролога, окулиста и отоларинголога).
По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения еще имеются, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.
5. Сводная таблица диагностики речи детей
логопедической группы или логопункта. В нашем ДОУ такие карты учителя-логопеды составляют на каждую возрастную группу
6. Годовой план работы
, утверждённый руководителем ОУ. Пишется в 2-х экземплярах (которо1 у учителя-логопеда, 2 прикладывается к годовому плану ДОУ) В конце учебного года составляется годовой план работы, в м предусматриваются следующие разделы:
— обследование речи детей, там указывается работа по заполнению речевых карт и оформлению документации
— комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий
— направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы
— взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя групп (обычных и логопедических); со специалистами ДОУ (психолог, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО и т.д.). Так же прописывается работа с родителями на учебный год (родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, оформление уголков для родителей и стендов и т.д.)
— мероприятия по улучшению оснащения логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т.д.
— повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций, вопросы по самообразованию, аттестация и т.д.)
— план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей
7. Перспективный план коррекционной работы
. Составляется на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями – составляется один перспективный план; если занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы – перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей.
8. Календарно-тематический план фронтальных занятий
. Составляется на основе программы, по которой работает логопед.
9. Расписание логопедических занятий
на неделю. После проведенного всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
10. План ежедневной работы
. На титульном листе плана указывается номер ДОУ, учебный год, ФИО учителя-логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы:
— дата
— фамилия, имя ребенка
— форма занятия (инд, подгр., фронтальная)
— краткое содержание занятий
В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т.д.)
11. План фронтальных занятий
. Составление планов на каждое занятие обязательно. В плане указывается тема, цель и задачи, оборудование и ход ОД
12. Тетрадь посещаемости детей логопедических занятий
. В тетради посещаемости указывается весь список логопедической группы или логопункта. Если ребенок длительно не посещал детский сад, то рекомендуется указывать причину не посещения.
13. Индивидуальные тетради детей
. Индивидуальные тетради заполняются логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей). На выходной день дети берут тетради домой для выполнения домашнего задания, а в обычные дни по тетрадям занимается воспитатель
14. Тетрадь вечерних занятий воспитателя
. В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отобранных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматических сторон речи и т.д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатель ведут учет проведенной работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.
15. . Годовой отчёт об эффективности коррекционной работы за учебный год
(за последние 3 года). Это отчет об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования. Отчет заверяется заведующей. Один экземпляр остается у логопеда, 1 у методиста, 1 в КО.
16. Рабочая программа
, разработанная логопедом, на основе общеобразовательной программы ДОУ и соответствующих коррекционных.
17. Тетрадь взаимодействия
с воспитателями и план взаимодействия со специалистами ДОУ.
· В приёмных каждой группы организовать информационный стенд («уголок полезной информации для родителей»). Информацию необходимо систематически обновлять. Также от логопеда должен быть информационный уголок типа: «Чем мы сегодня занимались», где сообщать родителям ежедневно о пройденных занятиях с детьми.
Основные зоны кабинета учителя-логопеда на конкретных примерах.
Большинство логопедических кабинетов находятся в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д
Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедических кабинетов
• Учебная зона для проведения подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
• Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, магнитофоном с аудиозаписями, сиди- дисками; обучающими программами, компьютером.
В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Документы воспитателя логопедической группы
— сводная ведомость по результатам диагностики звукопроизношения у детей
— тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом
— тетрадь конспектов логопедических часов
— картотека индивидуальных занятий с детьми с номерами карточек
— картотеки речевых игр и упражнений с детьми.
Осуществление контроля за коррекционно-логопедической работой в ДОУ
Контроль является важнейшей функцией управления, в том числе в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время появилось большое количество литературы и разнообразных публикаций в периодической печати, посвященных организации контроля над образовательным процессом в ДОУ.
Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы, наше внимание акцентировано на разработке алгоритмов контроля для различных видов деятельности учителя-логопеда, по следующим направлениям:
1. Организация логопедического кабинета.
2. Ведение обязательной документации.
3. Коррекционная работа с детьми: а) фронтальная; б) индивидуальная.
4. Работа с воспитателями.
5. Работа воспитателя с детьми логопедической группы
6. Работа с родителями.
Для оформления документов по контролю, использовалась идея табличной формы ведения материалов контроля, предлагаемая многими авторами (К. Ю. Белая, О. А. Скоролупова и др.) и адаптированная к работе учителя-логопеда ДОУ.
Табличная форма оформления материалов наиболее универсальна, так как позволяет легко менять содержание контроля в зависимости от цели и задач, которые ставит проверяющий. Шкала оценок также может иметь несколько вариантов (словесная, цветная, бальная, процентная).
Как показала практика, контроль положительно влияет на педагогический процесс, благоприятно сказывается на организации всей деятельности учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы, повышает их ответственность за уровень образования, коррекцию и воспитание детей, способствует заинтересованности педагогов в повышении профессионального мастерства.