Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.
Причины речевых нарушений у детей
С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:
- Внутриутробная патология;
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- Неблагоприятные роды и их последствия;
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- Ребенок перенес стресс или испуг.
Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей
Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.
В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.
Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество. Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.
Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.
Задачи работы логопеда с родителями
Основными задачами работы логопеда с родителями являются:
- Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
- Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
- Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
Формы работы логопеда с семьей
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
- наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
- анкетирование;
- раздача памяток и буклетов для родителей.
Принципы работы логопеда с родителями
При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:
- Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
- Принцип личностно-ориентированной педагогики;
- Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
- Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
- Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
- Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.
Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.
Мероприятия | Срок проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза. | 1-15 сентября |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы. | В течение года |
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий. | В течение года (по желанию родителей) |
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д. | В течение года |
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. | В течение года |
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц. | В течение года |
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку. | В течение года |
Участие родителей в работе ПМПК. | Май |
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта. | Май |
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. | Май |
Публикации на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Проведение тематических родительских собраний: | |
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе». | Первая четверть |
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?» | Вторая четверть |
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия». | Третья четверть |
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни». | В течение года (по запросу кл руководителей) |
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи» | Четвёртая четверть |
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Собрание для родителей будущих первоклассников. | Май |
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва |
- План работы учителя-логопеда с молодым специалистом
- Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
- План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе
- Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта
- Годовой план работы учителя-логопеда СОШ
(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading …
КОУ ВО «Школа-Интернат № 7»
Годовой план работы логопедической службы
на 2021-2022 учебный год
Цель работы логопеда школьного логопункта– оказание логопедической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.
Задачи:
— организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.
— организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;
— организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.
-организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.
№ | Наименование мероприятия | Содержание | Сроки выполнения |
Организационная работа | |||
2 | Предварительная работа с документацией. | Составление плана работы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год. Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования. | с 15.08.2021 до 01.09.2021 |
Диагностико — аналитическая деятельность | |||
3 | Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей | Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи . | 01.09.2021-15.09.2021 |
4 | Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей. | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда | 01.09.2021-15.09.2021 |
5 | Проведение мониторинга устной и письменной речи детей | Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации. | 01.09.2021- 15.09.2022 15.05.2022-31.05.2022 |
6 | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем. Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ. | 01.09.2021- 15.09.2021 15.05.2022- 30.05.2022 а так же в течение уч. года |
7 | Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы | Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом | 01.09.2021- 15.09.2022 |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
8 | Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий | Коррекция письменной речи, СНР 3 уровня. | 16.09.2021–14.05.2022 |
9 | Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий | Коррекция дислалии, заикания, дизартрии, СНР 1, 2 уровня | 16.09.2021–14.05.2022 |
Консультативно-методическая деятельность | |||
10 | Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей | Итоги и результаты обследования речи учащихся | 16.09.2021-22.09.2021 15.05.2022-31.05.2022 |
11 | Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций | Беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | по плану работы школы |
12 | Участие в «Недели начальных классов»для учителей, воспитателей и специалистов ОУ, | Открытые логопедические индивидуальные или подгрупповые занятия. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий. | февраль |
13 | Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологами | Посещение открытых занятий и внеклассных мероприятий | в течение года по плану работы МО |
Взаимосвязь со специалистами ОУ | |||
14 | Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей. | С 9 по 15 сентября и с 16 по 30 мая. |
15 | Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития | сентябрь по плану заседания школьного ПМПК |
16 | Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год. | сентябрь по плану заседания школьного ШППК |
17 | Посещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий | Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей. | в течение года по плану работы МО |
18 | Подготовка документации к ШППК и ПМПК | Составление логопедического представления, при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка | в течение года по плану работы ШППК |
19 | Индивидуальное консультирование | Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда | в течение года |
Работа с родителями | |||
20 | Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях | Доклады, беседы | После 15.09.2021, в течение года |
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета | |||
21 | Изготовление демонстрационного материала. | По-необходимости | в период каникул |
Повышение профессиональной компетентности | |||
22 | Посещение курсов в ВИРО, лекций, семинаров, методических объединений | Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. | в течение года |
23 | Работа с научной и публицистической литературой | Изучение статей, периодических изданий | в течение года |
24 | Работа в Интернет | Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы. | в течение года |
25 | Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (Су-джок-, музыка-) и проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с УО. | в течение года |