Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики
Тема: Дошкольная логопедагогика как наука
Предмет | Развитие и формирование речи ребенка при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса. В структуру педагогического процесса входят: субъект, объект, содержание, логопедическая диагностика, критерии эффективности логопедического воздействия. |
Субъект | Дети, имеющие нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на раннем этапе онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллекта. |
Задачи | 1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. 2. Разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи. 4. Разработка программ, создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составление рекомендаций для ДОУ и родителей. |
Принципы | 1. Принцип развития (опора на зону ближайшего развития, ведущую деятельность, последовательность появления форм и функций речи). 2. Принцип системного подхода (речь является сложной функциональной системой, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, поэтому коррекционное воздействие должно оказываться на все стороны речевой системы). 3. Связь речи с другими сторонами психического развития (речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом). 4. Принцип комплексности (устранение речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер). 5. Принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена). 6. Дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.) |
Методы | 1.Организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный). 2.Эмпирические (психодиагностические, биографический, наблюдение, эксперимент и др.). 3. Количественный и качественный анализ результатов. 4. Интерпретационные. |
Основные понятия | Нарушения речи, расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. |
Взаимосвязь с другими отраслями науки | Логопедагогика – это дидактический аспект логопедии, которая является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связана с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками. |
В основе логопедагогики лежат следующие положения:
— овладение языковыми формами, речью, навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении;
— социальная среда и общение – факторы, определяющие интенсивность речевого развития;
— необходимость обучения детей специальным приемам организации речевого
общения для реализации коммуникативного подхода к развитию речи;
— развитие и коррекция речи являются средствами умственного воспитания.
Логопедагогика (ЛП) как отрасль коррекционной педагогики.
Логопедгогика – теория и практика бучения и воспитания детей с нарушениями речи. В настоящее время наблюдается динамика развития объекта и предмета изучения логопедагогики. Расширение объекта имеет место за счет увеличения возрастного диапазона, охватываемым контингентом. Нижняя граница – 1-е месяцы жизни, верхняя – вся жизнь. Непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте выступает требования времени. Расширение предмета детерминируется изменением условия жизнедеятельности, а также увеличение количества используемых средств в коррекции в настоящее время по сравнению с обучением и воспитанием в школах интернатах. До недавнего времени дети с ТНР воспитываются в основном в закрытых учреждениях интернатного типа. Сейчас они преимущественно обучаются в интегрированных классах, в массовых школах по месту жительства. Т.о. объектом изучения логопедагогики как самостоятельно — развивающейся науки будут речевые нарушения. Предмет – это виды, средства и способы коррекционного воздействия на имеющееся нарушение. Субъектом является человек с ТНР.
Выделяют следующие цели: 1. Реализация прав лиц с ОПФР на получение специального образования и коррекционной помощи путем обеспеченья их доступности и создания для этого специальных условий; 2. Социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности и к семейной жизни.
Задачи на современном этапе ЛП:
· Разработка концепций о сущности нарушения речевого развития, путей его компенсации и коррекции;
· Обоснования и создание системы специальной организации психологопедической помощи;
· Научно – методическая поддержка действия системы учреждений обучения и воспитания (обновление содержание образования);
· Разработка образовательных маршрутов, методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;
· Разработка технологий, совокупности методов, приемов, средств корекционно – педагогического воздействия на личность;
· Обеспечение психологического сопровождения в условиях интегрированного обучения;
· Разработка форм и методов изучения обобщения и внедрения в практику передового педагогического опыта.
ЛП как 1 из отраслей пед. науки тесно связана со всем блоком психологопед. наук и социальных дисциплин. Коррекция является составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, которая определяет цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания разностороннего развития личности. Вместе с тем ЛП вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, содержание обучения и воспитания в соответствии с природой и характером дефекта, а также разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия. Без знания основ общей психологии трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования, закономерности развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с особенностями в развитии характерны такие черты психики, которые не всегда можно встретить у нормальных людей. Также диалектично единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии подводит к констатации взаимосвязи ЛП и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество.
ЛП тесно связана со специальной психологией, а точнее с логопсихологией – область психологической науки, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормы психического развития, связанного с НР. Понимание сущности языка, его функций, структуры и пути развития имеет важное значение для ЛП. Следовательно ЛП связана с психолингвистикой и лингвистикой. В ЛП прослеживается связь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества, государства и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека. С социальной психологией прослеживается связь в том, она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Можно отметить, что коррекционно педагогическая деятельность будет эффективнее тогда, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии и др. медицинских наук. С мед. т.зр. базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка, процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики лечения заболеваний. Источником для многих отклонений в развитии является состояние НС, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии, т.е. науки о структуре и функциях НС человека. А чтобы соотнести норму и патологию состояния НС требуется взаимосвязь с невропатологией, т.е. областью медицины, изучающую заболевания НС и ее роль в патологии других органов и систем. При коррекции нарушения психических функций не обойтись без планомерных психологических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психологических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительного восстановительного режима, исключающего психологическую травматизацию.
Понятийно – категориальный аппарат
Специальное образование – процесс обучения и воспитания лиц с ОПФР, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Лицо с ОПФР – лицо, имеющее физ и (или) психическое нарушение, препятствующее получение образования без создания для того специальных условий.
Ребенок с ОПФР – лицо с ОПФР в возрасте до 18 лет.
Физическое и (или) психическое нарушение – отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке законодательством.
Множественное физическое и (или) психическое нарушение – 2 и более физ и (или) псих нарушения, установленных в порядке законодательством.
Тяжелое физ и (или) псих нарушение – нарушение, выражающееся в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательным стандартом (в том числе специальном) является недоступным и возможности обучения ограничивают получение основных знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков и профессиональной подготовки.
Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физ и псих нарушений, индивидуальное обучение ребенка с ОПФР в возрасте до 3-ех лет с психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, УО и организации здравоохранения.
Коррекция – система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физ и псих нарушения.
Психолого-медико-педагогическое обследование – изучение с использованием специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка, развитие его познавательной и эмоциональной сфер, потенциальные возможности и состояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.
Специальные условия для получения образования – это условия обучения и воспитания без которых не возможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР.
Специальные УО – это УО, созданное для обучения и воспитания лиц с ОПФР.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляется в условиях УО общего типа, создание специальных условий для пребывание и получение образования такими лицами.
Обучение на дому — организация специального образования, при котором усвоение соответствующих учебных программ лицам с ОПФР по состоянию здоровья временно или постоянно непосещающих УО осуществляется на дому.
Компенсация – возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующие социальной адаптации и интеграции.
Абилитация – формирование и развитие функциональной системы организма и способностей индивида, естественное становление которых затруднено имеющимися физ нарушениями в развитии; применение к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, т.к. в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способностей к чему – либо, а о первичном ее формировании.
Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, его владение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отклонений в качества личности.
Адаптация – в широком смысле – процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.
Логопедагогика, Общие вопросы теории логопедагогики кратко
Привет, Вы узнаете про логопедагогика, Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое логопедагогика , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Коррекционная педагогика и логопедагогика
логопедагогика — отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая теоретические и методические основы обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Предмет логопедагогики — методы и приемы обучения и воспитания лиц с речевыми расстройствами. Задачи логопедагогики. 1. Разработка научно-обоснованных принципов и методов обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. 2. Изучение развития речи в соответствии возрастной норме. 3. Определение этиологии, симптоматики, степени проявления и структуры речевого дефекта. 4. Разработка приемов психолого-педагогической диагностики речевых расстройств. 5. Разработка принципов организации логопедической помощи. 6. Систематизация речевых расстройств. 7. Раннее выявление и устранение речевых нарушений у детей. Центральная проблема логопедагогики — это поиск путей разрешения противоречий между необходимостью взрослых передать ребенку с ТНР социальный и культурный опыт и реальными возможностями ребенка, поскольку традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач оказываются недостаточными. Актуальные проблемы логопедагогики — разработка технологий взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в образовательном процессе, разработка содержания и методов взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ТНР, определение роли и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения, разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования, совершенствование интегрированного обучения и разработка новых форм взаимодействия массового и специального образования. Логопедагогика тесно связана с другими науками . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относят связи логопедагогики с педагогикой, с различными отраслями специальной педагогики, с общей и специальной психологией. К межсистемным связям относят связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Предмет развитие и формирование речи ребенка при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса. в структуру педагогического процесса входят: субъект, объект, содержание, логопедическая диагностика, критерии эффективности логопедического воздействия. субъект дети, имеющие нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на раннем этапе онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллекта. задачи
1. исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
2. разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.
4. разработка программ, создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составление рекомендаций для доУ и родителей. Принципы
1. Принцип развития (опора на зону ближайшего развития, ведущую деятельность, последовательность появления форм и функций речи). 2. Принцип системного подхода ( речь является сложной функциональной системой, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, поэтому коррекционное воздействие должно оказываться на все стороны речевой системы).
3. связь речи с другими сторонами психического развития (речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом).
4. Принцип комплексности (устранение речевых нарушений должно носить медикопсихолого-педагогический характер).
5. Принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена).
6. дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.). Методы
1. организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный).
2. Эмпирические (психодиагностические, биографический, наблюдение, эксперимент и др.).
3. Количественный и качественный анализ результатов.
4. интерпретационные. основные понятия
- нарушения речи,
- расстройства речи,
- дефекты речи,
- недостатки речи,
- недоразвитие речи,
- речевая патология,
- речевые отклонения.
взаимосвязь с другими отраслями науки Логопедагогика — это дидактический аспект логопедии, которая является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связана с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жизни и в последующем профессиональном образовании. Компетентность рассматривается как владение компетенцией, готовность к проявлению компетенций, владение умениями и навыками, способами деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов. Ключевые компетенции рассматриваются как наиболее общие (универсальные) способности и умения, которые позволяют человеку достигать результатов в практической деятельности и личной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. В качестве ключевых компетенций признаются социальная, личностная, коммуникативная, познавательно-информационная. В контексте компетентностного подхода специальное коррекционное образование рассматривается не как процесс формирования знаний, умений и навыков, а как процесс формирования ключевых образовательных компетенций. Это означает, что в каждом конкретном учебном предмете ведется поиск и выявляются ключевые компетенции, устанавливается их иерархия . социальная ключевая компетенция включает социально-бытовую (овладение культурой быта), социально-трудовую, общекультурную (нормативно культурную), раскрывающую овладение национальной культурой и сформированность национального менталитета, компетенцию социального взаимодействия, самопознания и самоконтроля. Последняя отражает знание своих возможностей, потребностей и умение контролировать свое поведение. Личностная ключевая компетенция включает саногенную (компетенцию здорового образа жизни), ценностно-смысловую (понимание истинных ценностей жизни и сформированность установок по их реализации), полоролевую (овладение правильным полоролевым поведением), правовую (знание и умение реализовать свои права и исполнять обязанности гражданина страны), рефлексивную (умение осуществлять самоанализ и оценивать других). Коммуникативная ключевая компетенция включает языковую компетенцию, социально-коммуникативную (овладение навыками взаимодействия и сотрудничества), социокультурную (знание культуры социума, к которому человек принадлежит). Познавательно-информационная ключевая компетенция включает компетенцию познавательной деятельности (учебно-познавательную компетенцию), компьютерно-информационную, информационно-коммуникативную компетенции.
На этом все! Теперь вы знаете все про логопедагогика, Помните, что это теперь будет проще использовать на практике. Надеюсь, что теперь ты понял что такое логопедагогика и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Коррекционная педагогика и логопедагогика