Логопедический словарь для родителей
Тамара Гурина
Логопедический словарь для родителей
«Логопедический словарь для родителей»
Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой терминологией.
Автоматизация (звука)
–этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги,
слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова»
детской речи –
слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова, слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию, контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением)
высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением)
высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР)
– отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т. д., а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
– различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и
смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
«Мнемотахнология»
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.
Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение, мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Задачи мнемотехники:
• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»
;
• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
• способствовать запоминанию любой информации.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам
• Мнемоквадраты
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к.формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат)
и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Алгоритм работы с мнемоквадратам
1. Это введение символов.
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания»
, что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
3. Введение отрицаний.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Мнемодорожка
Несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условныхобозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
• Мнемотаблица
Схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»
, ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Алгоритм работы.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.
3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 — 9 клеток
• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
Таким образом,использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей
Статья:
Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой терминологией.
Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова, слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию, контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т. д., а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.
Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.
«Мнемотахнология»
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.
Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение, мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Задачи мнемотехники:
• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;
• способствовать запоминанию любой информации.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам
• Мнемоквадраты
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к.формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Алгоритм работы с мнемоквадратам
1. Это введение символов.
2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
3. Введение отрицаний.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Мнемодорожка
Несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условныхобозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
• Мнемотаблица
Схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Алгоритм работы.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.
3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 — 9 клеток
• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
Таким образом,использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей
Список научных терминов, используемых учителем -логопедом в коррекционной деятельности
ГЛОССАРИЙ
учителя-логопеда
Автоматизация звука
— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия
— нарушение процессов узнавания предметов и явлений при
Аграмматизм
— нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
Аграфия
— (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алексия
— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Амбидекстр
— человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.
Анализ и синтез
— противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Артикуляция
— (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Артикуляционная гимнастика
— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Артикуляционный аппарат
— совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Аутизм
— погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Барьеры общения
— психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Брадилалия
— патологически замедленный темп речи.
Внимание
— произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Воля
— способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение
— психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воспитание
— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восприятие
— психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.
Гимнастика речи активная
— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная
— форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Голос
— звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Грамматика
— раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматический строй
— строение слова и предложения, присущее данному языку.
Двуязычие
— одинаково совершенное владение двумя языками.
Дефекты звукопроизношения
— см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.
Диагностика
— 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.
Дизартрия
— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия
— частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислалия
— нарушение звукопроизношения.
Дислексия
— частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка психического развития
— временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.
Задержка речевого развития
— нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.
Заикание
— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание неврозоподобное
— заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».
Заикание невротическое
— заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Замены звуков
— дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
Запоминание
— психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).
Зеркальная речь
— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.
Зеркальное письмо
— 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Импрессивная речь
— восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).
Интонация
— (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Каппацизм
— недостаток произношения звука [ К ].
Картавость
— нарушение произношения звуков Р и Л.
Коррекция
— исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.
Косноязычие
— см. Дислалия.
Ламбдацизм
— неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексика
— вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.
Лексико-грамматический
— характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.
Лексико-морфологический
— относящийся к морфологии словообразования.
Лепет
— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
Логоневроз
— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).
Логопед
— коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Логофобия
— (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи
Мимика
— совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то
Морфология
— в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
Монолог
— устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
Моторика
— двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.
Мутизм
— отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.
Назализация
— приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Нарушение зрительного образа буквы —
смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.
Нарушение зрительного образа слова
— нарушение буквенного состава слова.
Нарушение структуры слова
— упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.
Нарушение чтения и письма
— резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Общее недоразвитие речи
— различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Онтогенез
— совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Органы речи
— различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.
Орфография
— система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Пантомимика
— совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Подвижность голоса
— способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи
— способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Постановка звука
— создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
Прикус
— взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.
Проксемика
— наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).
Просодика
— мелодико-интонационная сторона речи.
Речь
— форма общения, опосредованная языком.
Речевой аппарат
— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.
Речевой слух
— способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Ритмика
-cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.
Ресурсное состояние
— оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
Рефлексия
— размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент
— пользователь информации.
Ритм речи
— последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика
— теория и мастерство гармоничной речи.
Ротацизм
— часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
Сигматизм
— недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Словарь пассивный
— запас понимаемых слов.
Словарь активный
— наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Скандированная речь
— речь по слогам, нарушение ритма речи.
Смешение звуков
— недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
Сопряженная речь
— совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.
Спонтанная речь
— непроизвольная.
Судороги клонические
— быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические
— продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Тахилалия
— нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.
Уздечка короткая
— врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Фобия речи
— навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонема
— звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух
— способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.
Язык
— важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Логопедические игры по лексическим темам
«ОДИН – МНОГО»
Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.
«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.
«ОГРОМНЫЙ»
Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ
Например: кот – котище, корова – коровище
«КТО БОЛЬШЕ?»
Задачи: образование родственных слов
Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.
«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: у вороны – воронята, у совят – сова.
«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Задачи: образование существительных от существительных
Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.
«МНОГО»
Задачи: закрепление в активном словаре существительных
Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.
«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.
Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.
«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»
Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.
Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.
Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному
Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.
«ЧЕЙ?»
Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.
Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом [а] по образцу. Усвоение слов-антонимов.
Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.
«КАКОЙ ХВОСТИК?»
Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мягонький, пушистенький
«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.
Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.
«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.
Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.
«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».
Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.
«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
Задачи: учить согласовывать числительные с существительными
Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.
Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи
Публикации по теме:
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.
«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА — КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.
Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» — технологии.
Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.
План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.
Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.
Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.
Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.