Методическая разработка : «Краткий словарь логопедических понятий и терминов»


Логопедический словарь для родителей

Тамара Гурина

Логопедический словарь для родителей

«Логопедический словарь для родителей»

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой терминологией.

Автоматизация (звука)

–этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги,
слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.

Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова»

детской речи –
слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова, слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию, контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением)

высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением)

высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР)

– отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т. д., а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

– различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и
смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.

Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.

Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.

«Мнемотахнология»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение, мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.

Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Задачи мнемотехники:

• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»

;

• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;

• способствовать запоминанию любой информации.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

• Мнемоквадраты

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к.формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат)

и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Алгоритм работы с мнемоквадратам

1. Это введение символов.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания»

, что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

3. Введение отрицаний.

4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• Мнемодорожка

Несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условныхобозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

• Мнемотаблица

Схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»

, ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Алгоритм работы.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.

3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 — 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Таким образом,использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей

Статья:

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой терминологией.
Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.

Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова, слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию, контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию, включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т. д., а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.

Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.

Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.

«Мнемотахнология»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение, мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.

Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Задачи мнемотехники:

• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;

• способствовать запоминанию любой информации.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам

• Мнемоквадраты

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к.формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др.Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Алгоритм работы с мнемоквадратам

1. Это введение символов.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

3. Введение отрицаний.

4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• Мнемодорожка

Несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условныхобозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

• Мнемотаблица

Схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Алгоритм работы.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.

3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 — 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Таким образом,использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей

Список научных терминов, используемых учителем -логопедом в коррекционной деятельности

ГЛОССАРИЙ

учителя-логопеда

Автоматизация звука

— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Агнозия

— нарушение процессов узнавания предметов и явлений при
Аграмматизм
— нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

Аграфия

— (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алексия

— полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Амбидекстр

— человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Анализ и синтез

— противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

Артикуляция

— (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Артикуляционная гимнастика

— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Артикуляционный аппарат

— совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Аутизм

— погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

Барьеры общения

— психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Брадилалия

— патологически замедленный темп речи.

Внимание

— произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Воля

— способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение

— психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание

— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Восприятие

— психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Гимнастика речи активная

— система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная

— форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Голос

— звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

— высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

— диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

— полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

— тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.

— поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Грамматика

— раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

Грамматический строй

— строение слова и предложения, присущее данному языку.

Двуязычие

— одинаково совершенное владение двумя языками.

Дефекты звукопроизношения

— см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.

Диагностика

— 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

Дизартрия

— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия

— частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислалия

— нарушение звукопроизношения.

Дислексия

— частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка психического развития

— временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

Задержка речевого развития

— нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Заикание

— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание неврозоподобное

— заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

Заикание невротическое

— заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

Замены звуков

— дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Запоминание

— психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Зеркальная речь

— произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Зеркальное письмо

— 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

Импрессивная речь

— восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

Интонация

— (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

— интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Каппацизм

— недостаток произношения звука [ К ].

Картавость

— нарушение произношения звуков Р и Л.

Коррекция

— исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

Косноязычие

— см. Дислалия.

Ламбдацизм

— неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексика

— вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

Лексико-грамматический

— характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Лексико-морфологический

— относящийся к морфологии словообразования.

Лепет

— голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логоневроз

— невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Логопед

— коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия

— (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи

Мимика

— совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то

Морфология

— в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Монолог

— устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Моторика

— двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Мутизм

— отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Назализация

— приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы —

смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова

— нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова

— упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нарушение чтения и письма

— резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Общее недоразвитие речи

— различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Онтогенез

— совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Органы речи

— различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

Орфография

— система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Пантомимика

— совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Подвижность голоса

— способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи

— способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Постановка звука

— создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

Прикус

— взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Проксемика

— наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Просодика

— мелодико-интонационная сторона речи.

Речь

— форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат

— система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

Речевой слух

— способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

— звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

— ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

— тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

— физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

— фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Ритмика

-cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

Ресурсное состояние

— оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия

— размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент

— пользователь информации.

Ритм речи

— последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика

— теория и мастерство гармоничной речи.

Ротацизм

— часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

Сигматизм

— недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Словарь пассивный

— запас понимаемых слов.

Словарь активный

— наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Скандированная речь

— речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков

— недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь

— совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь

— непроизвольная.

Судороги клонические

— быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические

— продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Тахилалия

— нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

Уздечка короткая

— врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

Фобия речи

— навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонема

— звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух

— способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Язык

— важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Логопедические игры по лексическим темам

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.

«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.

«ОГРОМНЫЙ»

Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ

Например: кот – котище, корова – коровище

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.

«МНОГО»

Задачи: закрепление в активном словаре существительных

Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.

Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом [а] по образцу. Усвоение слов-антонимов.

Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.

«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.

Приемы логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА — КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» — технологии.

Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]