Методическая разработка «Дифференциация звуков Д — Т»


Дифференциация парных согласных звуков Д и Т.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛОГОПЕДИИ (8б класс. 29.01.2020г)

Тема: Дифференциация парных согласных звуков Д и Т.

Цель:Дифференциация звуков [Д] — [Т].

Задачи:

  • Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] — [Т].;

развивать умение соотносить звуки [Д] — [Т] с буквами Д и Т;

  • Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [Д]- [Т]. Дифференциация звуков [Д] — [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
  • Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память, и расширять словарный запас, развивать связную речь.

Оборудование: картинки времен года, предметные картинки, дидактический материал, алгори, слоговая схема.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

  • Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.
  • Сядет тот, кто назовёт название времён года на картинках. Рассмотрите картинки и

определите, какое время года изображено на каждой из них.

  • А сейчас какое время года? (зима).

II. Основная часть.

  • Ребята! К нам в гости приехали из сказочного леса веселые братья гномики. Одного зовут Т

    оник, другого
    Д
    оник. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.

  1. Характеристика звуков Т-Д.

Т

оник и
Д
оник считают, что у них одинаковые имена. Так ли это? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.

  • Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.
  • Теперь давайте вспомним характеристику звуков Д

    и
    Т
    .

  • Произнесите звуки Т

    и
    Д
    . Что делают губы? Зубы? Язык?
    (Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).

  • Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д

    ? С голосом или без голоса произносится этот звук?
    (с голосом, звонкий).

  • А теперь произнесите звук Т

    и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука?
    (нет).
    Звук произносится без голоса
    (глухой).

  • Чем они отличаются?(звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)
  • Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).

2. Соотнесение звука и буквы.

  • Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)
  • Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.

Буква Д как этот дом, Т в антенну превратилась

Долго жить мы будем в нём. И на крыше очутилась

3. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тонику и Донику разобраться в схеме.

Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись.

Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

4 Чистоговорки.

Давайте произнесем чистоговорки, а наши гнимики послушают как мы правильно произносим слоги и слова.

Та-та-та – уна слома чистота

Ти-ти-ти- сьели кашу всю почти

То-то-то – стали мы играть в лото

5 Игра «Буквы убежали». Помогите гномикам найти сбежавшие буквы из слов. (картинки)

Определите, какой звук в слове — Д или Т и место звука в слове. Помогите Тонику собрать картинки со звуком Т, а Донику – со звуком Д:

Подарок, стакан, катушка, станок, ворота, дом, садовник, почтальон, художник, продавец, корыто. Объяснить значение каждого слова. Придумать с этими словами предложения.

6. Дифференциация звуков в словах.

  • Сейчас поиграем с братьями гномиками в игру «Что где находится?»
  • Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы Т-Д.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус

.

  • Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (капуста

    ). В слове капуста слышу звук «Т», он согласный, глухой, значит, пишу букву Т, выделяю букву Т.

  • Что находится в правом верхнем углу? (тарелка

    )

  • Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (стул)
  • Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (тапочки

    )

  • Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (карандаш)
  • Что находится между карандашом и стулом? (дом

    )

  • Что находится под тарелкой? (ведро)
  • Что находится справа от капусты? (дыня

    )

  • Что находится под капустой? (автобус

    )

  • А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?

7. Работа с предложением.

а) Помогите гномикам (составить и записать словосочетания и предложения):

Назвать слова-признаки

.

б) Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Назовите

непонятные слова.

8. Физминутка

9. Работа с текстом.

Гномики принесли нам новые задания. Тоник принес нам текст, а Доник хочет услышать от вас маленький рассказ:

а) Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой Т, а зелёные фишки буквой Д.

Наступила зима. Она бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами. Зима остужает воздух сильными морозами.

  • О чём текст? О каком времени года?
  • Прочитать выборочно: о солнце, о ветре, о дожде, о днях. Списать, вставляя буквы.

б) Посмотрите на алгоритм

(уточняется значение слова «алгори.

Отвечая на вопросы из таблицы, составьте короткий рассказ о Зиме.

III. Итог занятия.

  • Ребята, какие вы молодцы! Вы научили гномиков различать звуки и буквы Д

    и
    Т
    . Научили выделять эти звуки в словах и предложениях. Научили составлять короткие рассказы. Тоник и Доник принесли вам маленькие подарки за хорошую работу.

VI. Домашнее задание.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представления о звуках и буквах “Т” и “Д”;
  • совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации
  • звуков и букв “Т” и “Д” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развиватьфонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать пространственные и зрительные представления;
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

Кукла “Знайка”, карта путешествия для каждого учащегося, буквы-символы “Т” и “Д”, акварельные краски, заготовки букв, звездочек, магнитофон, диск Антонио Вивальди – “Времена года”, диск -классика на природе “Бетховен и лесная прохлада”, компьютер, проектор, предметные картинки, 6 комплектов с пазламидля моделирования, заготовки в форме “снежинок”, “елочек”, “вагончиков”, значки “Умник” и “Умница”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Создание эмоционально-положительного фона занятия (в кругу на ковре).

Ребята! Давайте встанем в круг, протянем ладони соседям и поделимся теплом друг с другом. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Сегодня вам предстоит увлекательное зимнее путешествие на станцию “Умников и умниц” вместе с умным сказочным героем–Знайкой.

Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию.

– Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? 1. Игра “Снежный ком”, дети называют признаки зимнего дня. (Зимний день какой?Ответы детей: снежный, морозный, холодный, белый, короткий, хмурый.)

– Ребята, назовите предметы, затем выделите первый звук в словах и вы узнаете на каком виде транспорта мы отправимся (Слайд 1 с изображением предметных картинок -пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел.)

– Молодцы, мы отправляемся на веселом поезде!

2. Ритмическая разминка “Поезд”. Логопед предлагает ученикам поделиться на пары. Дети выполняют хлопки руками с постепенным увеличением скорости.

Поезд тронулся И вот, набирает поезд ход.

Логопед: – Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по своим вагонам. (Из предложенных картинок: доска, тетрадь, калькулятор, фломастеры, карандаш, компьютер, 1-я пара выбирает только такие, название которых состоит из одного слога, 2-ая пара выбирает картинки из 2-х слогов, 3-я пара картинки из 3-х слогов – )

II. Объявление темы и целей занятия

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки, определите первый звук в отгадках.

В школьной сумке я лежу, Как ты учишься – скажу. (Дневник.)

То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.)

Логопед: – Как вы думаете, что мы будем делать с буквами “Т” и “Д” во время нашего путешествия (правильно произносить, различать по написанию и произношению, обозначать буквами, находить эти звуки в слогах, словах и предложениях (Слайд 2).

III. Основная часть занятия.

1. Логопед: – Мы прибыли с вами на станцию “Букварик” (Слайд 3). О каком звуке сказано?

Языком, передним краем, В деснаверхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной, Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [ Т ], дают ему характеристику, доказывают глухость различными приемами контроля: пальцы – на голосовых связках, уши закрыты ладонями.) Тем ребятам, которые правильно ответили, Знайка дарит звездочки. Аналогично: работа со звуком [ Д ] по прочтении строчек.

Языком в десну ударим, Звонкий голос мы добавим.

Сходство: оба звука согласные, Различие: звонкость, глухость.

– На что похожи буквы “Д”–“Т”. (Ответы детей.) Показ картинок логопедом (Слайд 4, 5) и чтение строк.

Молоток стучит: Тук-тук! Букве “Т” я лучший друг!

Вот стоит дымок пуская, Буква Д – труба печная.

2. Игра “Разведчики”.

Логопед: – Букву “Д” мы заменили цифрой – 2, а букву “Т” цифрой – 1.

Расшифруйте слоги, заменив цифры соответствующей буквой. (Слайд 6) Запишите ответы на “снежинках”.

– Какие из них не являются словами? (Вручение звездочек.)

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед: – Как мы должны говорить? (Четко, внятно, всем понятно.) Выполним дыхательную гимнастику. Нам поможет “облачко дыхания” (Слайд 7).

Выполнение упражнений:

И.п.: стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза). Поработаем над силой выдоха. Упражнение “свеча”. Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

4. Логопед: – Знайка нам предлагает отправиться на следующую станцию “Грамотейка” (Слайд 8).

Выделение Д–Т в словах по картинкам (Слайд 9).

– Внимание на экран “Сейчас вы увидите там картинки, и покажите ту букву “Д” или “Т”, которую вы будете писать в этом слове. Пользуйтесь раскрашенными вами буквами Д-Т.

– Что это? Какую букву мы будем писать в этом слове? Какой по счету мы ее запишем? (Лопата, звезда, телефон, домик, конфета, диван.)

5. Игра “Найди и прочитай”.

– Ребята, найдите в таблице слова и прочитайте их. Назовите слова, в которых есть звуки “Т”–“Д” (снегоход и ледянка, Слайд 10).

6. Физкультурная минутка “Паровозик”.

Едет, едет паровозик: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. По домам ребят развозит: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Мимо сосен и рябинок: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Мимо елок и осинок: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Остановка на лужайке: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Мы, попрыгаем, как зайки :Раз-два-три, раз-два-три. Поиграем, порезвимся И в вагоны возвратимся. Мимо кленов и березок: Чух-чух-чух, чух-чух-чух, Снова едет паровозик: Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Вращаем обеими руками поочередно в плечевоми локтевом суставах; “кулак-ребро-ладонь” под счет; повторить движение “паровозик”; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза; “паровозик”, ускоряем темп; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза; “паровозик” в быстром темпе; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза, быстрый темп; медленно развести руки в стороны, потян-ся; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза, замедляем темп; руки на поясе, прыжки на двух ногах; прыжки поочередно на левой-правой ноге; прыжки с поворотами влево-вправо; маршируем на месте; движение “паровозик”; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза; “паровозик”; “кулак-ребро-ладонь” 2 раза, убыстряем темп.

7. Логопед: – Ребята, мы остановились на заключительной станции “Умников и умниц” (слайд № 11). Знайка получил для нас конверт с заданием.

8. Составь словосочетание. (Слайд 12)

Логопед: – Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены в словах? (буквы “Т”-“Д”), затем слова второго столбика. – Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания (выполнение работы на раздаточных листочках в форме “елочек”). Проверка задания.

9. – Составьте предложения, используя слова и картинки. (Слайд 13).

IV. Итог занятия.

Логопед: – Ребята, наше путешествие заканчивается. Расскажите Знайке о своем настроении, о своих впечатлениях от нашего путешествия, какие звуки мы сегодня различали. Какие задания вам понравились? В завершение, я попрошу каждого произнести только буквы, составить слово и прочитать (Слайд 14).Итоговое слово – молодец!

– Молодцы! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать Знайка: “Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я рад, что вы справились со всеми заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]