Автоматизация звука З
Прежде чем приступать к коррекции речи, логопед определяет причину неправильного произношения, а затем способы постановки звука[З].
Первый шаг на пути к поправлению дикции — это метод подражания. Для того чтобы ребёнок мог визуально контролировать произношение, можно воспользоваться зеркалом. Родителям рекомендуем сначала потренироваться, чтобы было легче объяснить малышу, что от него требуется.
[З] является парным по звонкости для [С], вследствие этого все способы постановки [С] можно использовать и для [З]. То есть для получения [З] достаточно добавить голос при произношении.
Постановка [З] начинается с автоматизации [С].
Артикуляционная гимнастика для звука З:
- Улыбнёмся, откроем рот и сделаем горку языком как для [С].
- Далее дуем на горочку, понемногу, включая голос.
Если уже удалось добиться хорошо произносимый [С], то всё что необходимого сделать, чтобы получить правильный [З]— это посвистеть звонко и громко при произношении [С]. Можно положить ладошку на горлышко и проверить: при [С] в горлышке тихо-тихо, а при [З] — звенит колокольчик.
Упражнения для постановки звука З
Автоматизировать звук можно поэтапно при помощи упражнений, начиная со слогов и переходя к словам и предложениям.
Упражнения следует подбирать игрового характера, как, например, стихотворение «Зверинец». Воспитатель читает, а задача детей закончить стихотворные строчки в рифму. Все слова имеют корень «звер».
Стихотворение «Зверинец»
Вторая игра на повторение слов. Для этого необходимо подготовить парные изображения. Одну часть воспитатель оставляет себе, а остальные раздаёт детям.
Игра начинается с того, что воспитатель берёт карточку и говорит «Я взял зонт». Тот, у кого находится зонт в картинках, показывая, говорит «И у меня зонт». Обе карточки кладутся на стол. Так можно играть до тех пор, пока все изображения не будут разложены по парам.
Задача преподавателя в этой игре следить за чётким и звонким произношением звука [З].
Почему дети не могут произносить звук З?
Одной из наиболее частых проблем в произношение является звук З. Специалисты относят его к разряду свистящих звуков. Есть малыши, которые просто неверно произносят трудный звук и при этом смешно шепелявят, а есть и те, кто игнорирует проблемный звук в словах.
В детском возрасте артикуляционный аппарат ребенка недостаточно развит. Когда малыш учится говорить, то он самостоятельно ставит себе произношение тех или иных звуков. Позже запускается процесс механической памяти и бывает очень сложно переучиться правильно говорить.
Зачастую родители ругают малыша и учат произносить слова правильно, применяя при это стандартную технику повторения. Например, можно услышать, как мать говорит : «Скажи сказка, зонтик, зола». Такой подход неверен.
Малыш будет говорить так, как привык, а не так, как показывает его мама. Для правильной постановки речи необходимы занятия с логопедом.
Он покажет в каком месте должен находится язык, подберет комплекс упражнений, способствующий закреплению пройденного, назначит курс артикуляционной гимнастики.
Постановка звука Ч
Звук Г – постановка и автоматизация
Звук Ш – как поставить и автоматизировать
Звуки Л и Р – постановка и автоматизация
Учим ребёнка произносить «др-тр»
Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з»
Урок обучения грамоте.
Конспект урока по теме «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».
Цель: знакомство учащихся со звуками [з] и [з’] и буквой Зз, отработка навыка чтения, расширение словарного запаса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели и задачи.
Сейчас я назову вам несколько слов. Внимательно послушайте и скажите, какой звук первый в этих словах?
Слова: Мороз, майонез.
А какая буква нам дает звук [м]?
Буква Мм.
Назовите 5 слов с этой буквой.
А теперь еще раз послушайте эти два слова и скажите, на какой звук заканчиваются эти слова?
Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
О звуке [з].
А кто-то сумеет догадаться, какая буква дает звук [з]?
Давайте же вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока: «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».
Чему ж мы научимся на уроке?
Мы научимся писать букву Зз, а еще мы узнаем, какие животные живут в зоопарке.
- Первичное усвоение новых знаний.
Откроем учебники на странице 91. И прочитаем тему нашего урока еще раз. Давайте подумаем и скажем, звук [з] гласный или согласный? Можем ли мы протянуть этот звук? Нет, значит звук согласный. А звонкий он или глухой? Произнесите вслух звук [з]. Звонкий, конечно, как колокольчик звенит.
Звук [з] у нас согласный и звонкий. А теперь давайте подумаем, всегда ли он твердый, или он может быть и мягким, и твердым? Для этого, давайте прочитаем слова:
Знакомые, познакомила, произнесите, зазвенел, звонок, зима, зеленел.
Во всех этих словах, звук [з] твердый? Нет, конечно. Давайте еще раз произнесем слова: зима, зеленел. Значит есть звуки [з] и [з’].
И оба эти звука дает одна буква. Буква Зз.
Давайте откроем наши тетради и запишем букву Зз. Вначале пропишем букву в воздухе. «На рабочей строке делаем крючочек, похожий на цифру 2, доводим его до нижней линии рабочей строки, затем выписываем нижнюю петлю, доводя её до нижней дополнительной линии».
- Первичная проверка понимания.
А теперь вернемся к учебнику и посмотрим на схемы. Давайте разберем их.
Змей, корзина.
Произнесем каждый звук в первом слове: Змей. З-м’э-й. Смотрим на вторую схему. Произнесем слово по слогам: кор-зи-на. В слове 3 слога, так как 3 гласных. Обратим внимание на какой слог падает ударение? Корзи’на.
Давайте прочитаем слоги: за, зо,зу, зы. З твердый, так как стоят гласные буквы: а,о,у,ы. А теперь слоги зи, зе. В данном случае, буквы стоящие после буквы з смягчают ее.
А теперь поставьте видео на паузу. И прочитайте самостоятельно эти слоги.
- Первичное закрепление. Чтение.
А теперь я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о ком идет речь?
В траве у речки
Лежит колечко –
Колечко с ядом,
С холодным взглядом.
Змея.
А где мы с вами можем увидеть змею? В лесу, у реки, в зоопарке.
А вы ходили в зоопарк? Каких животных там видели?
Давайте откроем наши учебнике на странице 95. И прочитаем текст и узнаем, какие животные живут в зоопарке?
Вначале я буду читать, а вы следите.
Теперь остановите видео, а самостоятельно прочитайте текст.
А теперь скажите, какие животные живут в зоопарке, о каких животных шла речь в текст?
Лев, слон, сом, змея.
А теперь прочитаем слова. Поставили пальчики. Я читаю, а вы повторяете за мной.
Ветер, зонтик, Зина, козлик, корзинка, капуста.
В каких из этих слов есть буква Зз. Произнесите эти слова: зонтик, Зина, козлик, корзина. А теперь скажите, в каких словах букв Зз дает мягкий звук: Зина, корзина. А твердый? Зонтик, козлик.
- Рефлексия.
Где мы сегодня с вами побывали? С какими буквами и звуками вы познакомились? Расскажите всё, что узнали о букве з? Смогли ли мы достичь целей, которые поставили в начале урока?
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: В прописи вы прописываете букву Зз, и слоги. И еще раз самостоятельно читаете текст «Звери в зоопарке» на стр 95 учебника.
Техника обучения звукопроизношению З
Для того, чтобы поставить правильное произношение звука логопед проводит трудоемкую работу. Вначале необходимо зафиксировать верные движение органов артикуляционного аппарата.
Далее следует закреплять полученный результат с помощью упражнений. Когда звук «пойдет» его следует тренировать не только на занятиях с логопедом, но и дома. Родители для получения результата должны следить за произношением слов с проблемным звуком в повседневной речи.
Постановка звука делится на несколько этапов:
Артикуляционная гимнастика. Логопед с помощью различных упражнений развивает речевой аппарат. Для грамотного произношения нужно подготовить платформу и перед каждым началом занятия проводить гимнастику. Она позволит лучше воспринимать дальнейшие упражнения.
Рекомендуется проводить занятия непрерывно каждый день утром;
Постановка звука. Есть дети, которые уже к 4 годам могут верно произносить свистящие звуки. Им нужно только закреплять свои умения и навыки на практике. А есть и те, кто только учится «свистеть».
Автоматизация. На этом этапе ребенок, с помощью специальных упражнений, доводит полученный результат до совершенства путем постоянных повторений.