Конспект урока «Согласные звуки [м], [м,], буква М, м.»


Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.

На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – [л’] – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – [у] – гласный, ударный.
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – [в] – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – [а] – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.

Полный фонетический разбор слова

План фонетического разбора:

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Деление слова на слоги и место ударения.
  3. Возможность переноса.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. Характеристика всех звуков по порядку:
  • согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
  • гласный: ударный – безударный.
  1. Количество звуков и букв.
  2. Случаи несоответствия звука букве.

Образец разбора

  1. Приятели
  2. Слоги: при‑я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2‑й слог).
  3. Перенос: при-я-те-ли.
  4. [пр’иjа́т’ьл’и]
  5. п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный. р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и [и] – гласный, безударный. я скобка [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [а́] – гласный, ударный.т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный. е [ь] – гласный, безударный. л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный. и [и] – гласный, безударный.
  6. 8 букв – 9 звуков.
  7. Буква я обозначает два звука – [jа́].

Таким образом, звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения.

Именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

  • Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах [д], [с], [г], [с], [р] – твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена – [см’ена]. Твёрдый знак ъ – показатель твердости согласного: [съезд], [подъезд].

  • Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове [л’], [л’], [с’], [м’], [м’] – мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: [пал’ьто], [крыл’ьцо], [учител’ьница]. Заметим, что мягкую [л’] в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: [мул’ьтик], [стул’ьчик]. Для других букв нужно сверяться со словарём.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

ТвердыеМягкие
перед а, о, у, ы, эперед е, ё, и, ю, я
ъь
перед другой согласной буквой

Всегда мягкие звуки в русском языке

Буквы ч, щ, й всегда мягкие, даже если следом идут гласные а, о, у, ы, э: [ч’ащ’а].

Всегда твердые звуки в русском языке

Буквы ж, ш, ц всегда твердые, даже если следом идут гласные е, ё, и, ю, я: [желоб].

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе­лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].
  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Гласность звуков

Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.

СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.Другие статьи по теме Русский язык

Тест по теме

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Что изучает фонетика?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Галина Алёшкина

    10/10

  • Юлия Тельнова

    10/10

  • Яна Лебедева

    9/10

  • Марк Алиев

    9/10

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – [л], лестница – [т], здравствуйте – [в].

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Дифтонги и трифтонги

В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

  • монофтонги,
  • дифтонги,
  • трифтонги.

Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

Похожие записи:

  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
  4. Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’].

Буква Й пишется:

  1. В начале слов:йод, йогурт.
  2. В середине слов, перед согласными буквами:лайка, майка, кофейник.
  3. В конце слов:рай, май, твой.

Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах, где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим, в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:

  1. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:яма [й’ама].
  2. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:твоё [твой’о].
  3. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ):въезд [вй’эзд].
  4. Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь):льёт [л’й’от].
  5. Гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь):ульи [ул’й’и].

Словесное и фразовое ударение, интонация

Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.

Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.

Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.

Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.

Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными – маленькие по размеру, с твердыми – большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Фонология

Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

  • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
  • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
  • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

КТО УДАРИЛ ГЛАСНЫЙ?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните: молоко – [м а л а к о]; серпантин – [с’ и р п а н т’и н]; вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит: молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]