Конспект урока письма для 1 класса. Прописная и строчная буква «г»
Предмет: письмо Класс: 1 Тема урока: Прописная и строчная буква «г». Письмо слогов, слов, предложений. Тип урока: изучение нового материала Цель: создание благоприятных условий для написания строчной буквы «г». Задачи: 1. Способствовать знакомству учащихся с письменной строчной буквой г. Формировать графический навык письма буквы г. 2. Способствовать коррекции и развитию пространственной ориентировки. Способствовать развитию мелкой моторики кисти рук. 3. Способствовать воспитанию положительной мотивации к процессу обучения. Ход урока. 1.Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. 2.Постановка цели и задач урока. Учитель: Сегодня на уроке мы научимся писать новую букву, а какую вы узнаете, отгадав загадку. Эти птицы у канавки Часто моют свои лапки, Убегают от бабуси. Кто скажите это? Учащиеся: Гуси. Учитель: Какой первый звук слышим в слове гуси? Учитель: Сегодня мы научимся с вами писать строчную букву г. Для правильности написания выполним разминку для рук. 3.Пальчиковая гимнастика. Шлёпают гуськом (Шлёпают по тыльной стороне ладони) Гусак за гусаком (Изображают руками гуся) Смотрят с высока Гусак на гусака Ой, щиплет бока (Щиплют 1 рукой 2) Гусак у гусака. 4.Речевая гимнастика Гуси серые летели На лужайку тихо сели Походили Поклевали Потом быстро побежали. «Качели» «Грибочек» Цоканье «Иголочка», «Варенье» Цоканье 5.Изучение нового материала. Учитель: Давайте вспомним, как правильно держать ручку. Учащиеся: Я ручку правильно держу Кладу её на средний палец Большим тихонечко прижму И указательным веду. Учитель: Скажите, а что гуси любят делать? Учащиеся: Плавать Учитель: А по чему они любят плавать? Учащиеся: По воде Учитель: Давайте представим, что наша рабочая строка это река по которой плавают гуси. Покажите верхнюю линию рабочей строки в воздухе, нижнюю линию. (Учащиеся показывают в воздухе верхнюю линию рабочей строки, нижнюю.) Учитель: Поставим в воздухе ручку на начало строки и начнём писать волнообразными движением вверх, вниз. Учитель: Откройте тетради и закрасьте вашу рабочую строку движением сверху вниз. А какого цвета мы возьмём карандаш? Учащиеся: Синего. Учитель: Почему? Учащиеся: Потому что звук г – согласный. Учитель: У нас получилась река для гусей. А гуси спрятались. Возьмите ручку и обведите. Учитель: Что за птицы у нас получились? Учащиеся: Гуси. Учитель: Какой первый звук у слова гуси? Учащиеся: Г. Учитель: Давайте посмотрим, похожи ли они на настоящих? Учащиеся: Да. Учитель: Проговорите слово гуси. Посмотрите и скажите, с какой буквы начинается слово гуси? Учащиеся: Г. Учитель: Буква Г печатная или письменная? Учащиеся: Печатная. Учитель: Теперь посмотрите, какие буквы слева? Учащиеся: Печатные. Учитель: А справа, какие? Учащиеся: Письменные. Учитель: Где мы с вами видим печатные буквы? Учащиеся: В книге. Учитель: А в тетради, какие записываем? Учащиеся: Письменные. Учитель: Посмотрите, как пишется строчная буква г. Из скольких элементов она состоит? Учащиеся: Из 1 элемента. Учитель: Как называется этот элемент? Учащиеся: Наклонная линия с закруглением с 2х сторон. Учитель: Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки снизу вверх. Дойдя до верхней линии, закругляю вправо и пишу наклонную линию. Дойдя до нижней линии, закругляю вправо и пишу закругление, которое заканчивается, не доходя до середины рабочей строки. Посмотрите ещё раз. И, раз, и. Посмотрите, у вас на парте лежит карточка. На ней изображена река и гуси, но с ними случилась беда, часть каждого гуся исчезла. Нам нужно им помочь, допишите их. А теперь попробуйте написать эту букву на доске. 6. Физ.минутка Гуси серые летели (бег на месте, движения руками как крыльями) Да летели, да летели, И присели, посидели (выполнение приседаний) Да и снова полетели (бег). 7. Самостоятельная работа. Учитель: Мы узнали, как правильно пишется строчная буква г. И теперь пришло время написать её в тетрадь. Учитель: Как гогочут наши гуси? Прочтём. Учащиеся: га, га, га. Учитель: Какой слог повторяется? Учащиеся: га. Учитель: Сколько раз он повторяется? Учащиеся: 3 раза. Учитель: Запишем 3 раза этот слог. Учитель: А кто гогочет: га, га, га? Учащиеся: Гуси. Учитель: Разобьём на слоги. (гу – си) Напишите столько же слогов гу, сколько слогов га. Учитель: Давайте ещё раз проговорим слово гуси. Сколько в нём слогов? Учащиеся: 2. Учитель: Сколько звуков? Учащиеся: 2. Учитель: Какие звуки? 1? 2? 3? 4? Учащиеся: г, у, с, и. Учитель: Закрасьте схему. Проверяем. Запишите слово. Учитель: Давайте составим предложение с этим словом. А поможет нам вопрос: Где гуси? Учащиеся: На лугу гуси. Учитель: Прочтите предложение в тетради. Правильно ли мы составили предложение? Учащиеся: Да, правильно. Учитель: Спишите на строке ниже это предложение. Учитель: Давайте начертим к нему схему. Что для этого мы должны знать? Учащиеся: Мы должны знать, сколько в предложении слов. Учитель: Сколько в нём слов? Учащиеся: 3. Учитель: Как записано 1 слово? Учащиеся: 1 слово записано с большой буквы. Учитель: Как записаны остальные? Учащиеся: С маленькой буквы. Учитель: Что ставится в конце предложения? Учащиеся: В конце предложения ставится точка. Учитель: Начертите схему этого предложения. 8. Итог. Рефлексия. Обсуждение.
Учитель: Какую букву учились писать? Учащиеся: Мы учились писать строчную букву г. Учитель: Сколько в ней элементов? Учащиеся: 1 элемент. Учитель: Какой? Учащиеся: Наклонная линия с закруглением с 2х сторон. Учитель: А теперь покажите мне ручку красного цвета, если вам понравилось и ручку зелёного, если не понравилось.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе Урок — путешествие. Обучение грамоте в 1 классе Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Закрепление изученного Конспект урока русского языка для 1 класса с презентацией. Развитие речи. Сутеев «Три котёнка»
Похожие статьи:
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов
Сказка из слов на букву Г
Сказка, как частичка народного фольклора всегда выручает при развитии речи, а также во время коррекции речевых нарушений.
Можно придумывать сказки вместе с детьми «на ходу» или заготовить заранее. Но нужно придумать и задание к сказке.
Просто слушание принесёт мало пользы для постановки звуков.
Например, можно предложить ребёнку во время прослушивания чертить палочки, когда он услышит звук Г или Гь.
Это будет способствовать формированию слухового внимания, что важно, когда мы работаем со звукопостановкой.
Я предлагаю небольшую сказку из слов, начинающихся, а также содержащих в разных частях слов буквы Г. Это всего лишь образец, каким образом составляются такие сказки — упражнения.
Чтобы составлять сказку было легче, нужно заранее составить для себя списки слов с буквой Г. Они распределяются в три колонки: существительные, прилагательные, глаголы.
Слова могут чередоваться — обычные с выдуманными и несуществующими. Так сказка будет восприниматься легче и смешнее. А ведь именно юмор способствует лучшему усвоению любого учебного материала.
Для моей сказки я придумала сначала такие группы слов:
Теперь в случайном порядке, под вдохновением и, руководствуясь собственной фантазией, придумываем простенький сюжет сказки. Чем смешнее, тем лучше.
Голубь и гусь гнали гордую грелку по густому городу. Гордая грелка глядела во все глаза на гуся и голубя, губки голубые, глаза голубые. Гусь говорит гордой грелке: «Гляделки гладить не надо». Главный здесь Голубь. Он всех голубит и гладит. Только он гладит свои глаза и губки». Голубь не гордый. Гнал, гнал гордую грелку, а потом погладил ей глаза. Глядит гордая грелка сейчас не гордо.
Автоматизация Г на занятиях
В детских учреждениях организуются речевые занятия, консультации и занятия с логопедом, а также регулярные артикуляционные гимнастики.
В представленном ниже конспекте занятия перечислены те немногие упражнения, которые можно включить в свои планы по отработке твёрдого и мягкого звуков Г у детей дошкольного возраста.
Желательно завести картотеку таких игр-упражнений на каждый звук и постоянно обращаться к ней во время коррекционных мероприятий.
В повседневной деятельности с детьми, а также и во время других занятий важно время от времени проводить речевые разминки.
Например, можно задаться целью каждый день вводить чистоговорку со звуками.
Ниже я приложила список слов, отклассифицированных по количеству букв для отработки звукопроизношения Г.
Звук и буква Г. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте
Тема: Звук и буква ГЦель:
Цели: продолжить изучение букв русского алфавита; познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.
Ход занятияОрганизационный момент
Долгожданный дан звонок. На уроке не дремать, Он позвал нас на урок! Знания быстрей хватать. Все садитесь тихо, дети, Чтобы не было мороки, Договариваемся не шуметь, Все ли вы готовы к уроку? Руку красиво поднимать, Тогда, время не тратя даром, Чётко, ладно отвечать, Мы урок обучения грамоте начинаем.
Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают, будем читать слоги и слова с новыми буквами.
Повторение пройденного материала— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Характеристика звука.Изучение нового материалаЗагадки:
Застучало, зашуршало, Зашумело под столом… В красной шапке, с бородою, Скатерть отодвинул…
(гном).
Длинная шея, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)—
Кто это? Как догадались? Как гогочут гуси?Произнесём слова отгадки и послушаем их. Все ли звуки нам знакомы? Какой звук незнаком? Сегодня на уроке я предлагаю поиграть в исследователей. Мы будем исследовать звук Г и давать ему характеристику.
Характеристика звука: Согласный, твердый, мягкий, звонкий.Составить звуковую модель к слову «гусь». (один ученик работает у доски
).Проверьте, такая ли у вас модель получилась? Сколько слогов в слове «гусь»? Почему? Молодцы! Умеете составлять звуковую схему слова.
Послушайте стихотворение С. Маршака, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
Вот гуси с выводком гусят Галдят, шипят, как змеи. Грузовику они грозят, Вытягивая шеи. Но не страшна грузовику Гусей горластых стая. Гудком грозит он гусаку, Дорогу расчищая. Какие слова с новыми звуками запомнили? Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.
Звуковой анализ слова: Гитара
Все мы очень любим слушать Как поёт у нас Тамара, И в руках её послушна Шестиструнная … (гитара) Физкультминутка. Знакомство с новыми буквами. Учитель. На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные буквы «гэ». Почему их две? На что похожа буква «гэ»? Перед вами буква Г Букву на плечах носил, Стоит, подобно кочерге. На лугу траву косил. Г – крючок обыкновенный, Г схожа с цаплею по виду Но в труде помощник верный. И на одной ноге стоит. Прописывание в воздухе буквы «гэ» и печатание в тетрадях. Чтение слов и слогов. Итог урока Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу. Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?